Косово как форпост борьбы за всемирный Халифат

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Предстоящие парламентские выборы в Косове, которые, возможно, состоятся уже в текущем году, сулят Европе большие перемены. В выборах впервые примет участие новая партия «Объединенное исламское движение» (LISBA), зарегистрированная в начале февраля 2013 года и уже объявившая о начале широкой кампании не только общебалканского, но и общеисламского масштаба. Речь идет о первой на Балканах партии ярко выраженного исламистского характера, которая провозгласила своей целью сделать Балканы частью исламского Халифата… [1]

До недавнего времени косовско-албанское общество трудно было назвать исламским. Албанский этнос  исторически не имеет таких прочных религиозных основ, как, скажем, сербский, болгарский, греческий или, к примеру, хорватский. Известное высказывание одного из идеологов албанского национального движения Пашко Васа Шкодрани (католика, занимавшего в Османской империи пост губернатора Ливана) о том, что «религией албанцев является албанизм», как нельзя лучше характеризует нерелигиозную природу албанской идеологии. [2] Аналогичный характер носила и деятельность Албанской лиги Призрена, которая в 1878-1881 годах распространила свою активность не только на Албанию, но и на те территории Балкан, которые ее лидеры считали албанскими: сербское Косово, македонские Дебар и Скопье, греческую Янину. «Пусть все мы будем албанцами и создадим Албанию», – говорилось в обращении Абдюля Фрашери к участникам очередного съезда Албанской лиги в Призрене в январе 1881 года. [3] Социологические исследования, проводившиеся в 1990 - 2000 годах в Косове, показывали, что подавляющее большинство жителей края, исповедующих ислам, являются приверженцами его достаточно умеренного толка - суфизма.

Однако после одностороннего провозглашения независимости Косова в 2008 году настроения албанского этноса начали стремительно меняться в сторону радикализации. Обнародованные в марте 2007 года результаты исследования, проведенного Программой развития ООН в октябре-декабре 2006 г., показали, что лишь 2,5% косовских албанцев считали тогда объединение Косова с Албанией наилучшим способом решения косовского вопроса. И наоборот - 96% из них выступили за то, чтобы Косово стало независимым в своих нынешних границах. [4] Однако уже по итогам опроса, проведенного агентством «Гэллап Балкан Монитор» в январе 2010 года, подавляющее большинство граждан Албании и Косова выступали за создание «Великой Албании». На вопрос о поддержке этой идеи утвердительно ответили 74,2% респондентов в Косове и 70,5% - в Албании. При этом 47,3% участников опроса в Косове и 39,5% в Албании считают, что появление великоалбанского государства в его самых широких этнических границах возможно уже в ближайшем будущем. [5]

Эти данные говорят о происходящей в умах албанского населения Балкан опасной переоценке ценностей, чему способствуют наводнившие Косово мусульманские фонды, институты и другие структуры, вкладывающие сотни миллионов долларов в строительство мечетей, развитие религиозного образования и другие проекты, приводящие к ползучей исламизации косовско-албанского общества. Сегодня в одной только 200-тысячной Приштине насчитывается 22 мечети, и их число продолжает расти. Особую активность в этом плане проявляют саудовские ваххабиты и сторонники «Братьев-мусульман», причем авторитет последних значительно вырос после прихода их к власти в Египте.

На этом фоне создание в Косове фундаменталистской партии LISBA не удивляет, как не удивляет и рост популярности радикального движения «Самоопределение», не скрывающего великоалбанских лозунгов.

«Объединенное исламское движение» имеет руководство о двух головах. Его председателем является Арсим Красничи, но еще более популярен Фуад Рамичи. Они негласно разделили функции управления партией. Красничи отвечает за организационные вопросы, а Рамичи взял на себя международную деятельность. Ближайшей балканской союзницей LISBA является Партия демократического действия Боснии и Герцеговины, основанная ныне покойным первым президентом этой бывшей югославской республики Алией Изетбеговичем, еще в 1970 году опубликовавшим «Исламскую декларацию». В ней Изетбегович провозгласил идею создания единого транснационального исламистского государства в соответствии с канонами Корана: «Мы заявляем, что естественной функцией исламского порядка является собрать всех мусульман и все мусульманские сообщества по всему миру в единое целое. В нынешней ситуации данное стремление означает борьбу за создание великой исламской федерации от Марокко до Индонезии, от Тропической Африки до Центральной Азии [выделено нами. – П.И]… Нет ни мира, ни сосуществования между исламской верой и немусульманскими социальными и политическими институтами». [6]

«Объединенное исламское движение» поддерживает тесные связи с родственными партиями и движениями македонских албанцев, ряд которых также приобретают все более откровенный исламистский характер. Кроме того, Фуад Рамичи пользуется значительной поддержкой на Ближнем Востоке – особенно после его участия в операции «Флотилия свободы» в 2010 году. А первым политическим крещением Рамичи стало участие в 2007 году в охвативших Косово акциях протеста против правительственного запрета на ношение хиджабов в местных школах. С тех пор спектр его политической деятельности значительно расширился и вышел за пределы не только Косова, но и Балканского полуострова. 

Еще одной важной фигурой исламистского лагеря на косовской политической сцене является Ферид Агани, основоположник «Партии справедливости». Эта партия считает своим союзником и наставником «Партию справедливости и развития» премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. На последних выборах в Ассамблею Косова в декабре  2010 года «Партия справедливости» получила три депутатских мандата. [7] С тех пор в деятельности партии заметно усилились религиозно-консервативные тенденции, а сам Ферид Агани все больше использует уличные методы борьбы.  

Нельзя сказать, чтобы в Европе не осознавали растущей угрозы превращения Косова в базу строительства «Великой Албании» и евроазиатского Халифата. На днях свою озабоченность наступлением исламизма выразил министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак. [8] Его германский коллега Гидо Вестервелле также заявляет, что «националистические настроения и эмоции должны находиться под контролем и рассматриваться с большой ответственностью и с большим вниманием». [9]

Однако проблема в том, что Запад остается заложником собственного же «косовского проекта». Если даже взять обоих нынешних критиков албанского радикализма – Мирослава Лайчака и Гидо Вестервелле, то первый в бытность его Высоким представителем международного сообщества в Боснии и Герцеговине упорно отрицал опасность «косовского прецедента» для Балкан, заявляя, например, что «у Боснии и Герцеговины нет ничего общего с Косовом». [10] Что же касается Вестервелле, то он уже снискал славу одного из ведущих в мире адвокатов албанских сепаратистов Косова и одновременно жесткого оппонента Сербии, от которой он требует скорейшего признания косовской независимости. А пока европейцы решают свои геополитические задачи, Балканы в целом и Косово в частности стремительно превращаются в важнейший форпост борьбы за всемирный Халифат. 

[2] Подробнее см.: Vickers M. The Albanians. A Modern History. London, 1998.
[3] Краткая история Албании. М., 1992. С.194.
[4] UNDP: Early Warning Report. 2007, March. P.16.
[6] Подробнее см.: The Muslims of Bosnia-Herzegovina: Their Historic Development from the Middle Ages to the Dissolution of Yugoslavia. Boston, 1996.
[8] Express, 22.02.2013.
[9] AFP 221205 GMT FEV 13
[10] Время новостей, 15.04.2008.