Синьцзян в фокусе американской политики

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Синьцзян-Уйгурский автномный район (СУАР), будучи самым западным регионом Китая («Синьцзян» в переводе с китайского - «новая граница»), граничит с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Монголией, индийским штатом Джамму и Кашмир и является местом компактного проживания 9-миллионного уйгурского народа. 

Уйгуры (мусульмане-сунниты) составляют 45% численности населения СУАР. Время от времени спокойствие в этом автономном районе КНР нарушается выступлениями под сепаратистскими лозунгами, не последнюю роль в которых играют США, взявшие на себя функции «адвоката» уйгурских сепаратистов на международной арене. Ни уйгурская культура, ни права уйгуров в КНР для Вашингтона не значат ровным счётом ничего, но геополитическое положение Синьцзяна столь важно, что этот район, занимающий срединное положение на евразийском материке, объявлен зоной стратегических интересов Вашингтона. 

И Российская империя, и Советский Союз рассматривали Синьцзян как зону столкновения своих интересов с интересами Великобритании. Выход на Синьцзян означал выход к Индии. Сегодня место англичан заняли американцы, и их стремление отсечь Россию, а вместе с ней и Китай от выходов к Индийскому океану остаётся актуальной стратегической задачей Вашингтона. 

Контроль над Синьцзяном, к которому стремятся США, означал бы для них проникновение в сердцевину Евразии. Казахстан, например, из-за своего географического положения  – это своего рода буфер, сдерживающий исходящую из Афганистана угрозу исламского радикализма. То, что не «оседает» в Казахстане, достигает России (с Казахстаном граничат Астраханская, Челябинская, Саратовская, Волгоградская, Новосибирская, Омская, Тюменская области Российской Федерации). Совсем близко к Казахстану – мусульманские Башкирия и Татария. Пока СССР сдерживал распространение исламского экстремизма, наглухо заперев свои южные рубежи, Казахстан и Западная Сибирь оставались внутренними районами советской державы. Иное дело сейчас. С вмешательством США во внутреннюю политику Афганистана обстановка у южных рубежей России обострилась. Закрепись американцы в Синьцзяне, эта обстановка ухудшится многократно, учитывая, что в Центральной Азии проживает немало уйгуров (250 000 в Казахстане, 60 000 в Киргизии, 50 000 в Узбекистане и т.д.). 

Недра Синьцзяна хранят крупные запасы нефти и газа, редкоземельных металлов. В районе ведётся добыча 52 видов полезных ископаемых. СУАР - важный торгово-коммуникационный узел, геоэкономический центр западного Китая. По территории СУАР китайские товары  попадают в Южную Азию через пакистанский порт Карачи. Пакистан и КНР – региональные союзники, и дестабилизация Синьцзяна означала  бы разрыв торгово-коммуникационной сети Исламабад – Пекин. И хотя порой китайские правоохранители среди убитых уйгурских сепаратистов опознают тех, кто, по оперативным данным, скрывался от правосудия в Пакистане, Пекин стремится поддерживать хорошие отношения с Исламабадом (1).  

Через Синьцзян проходит единая телекоммуникационная супермагистраль Шанхай — Франкфурт-на-Майне (2).Через СУАР Китай может замкнуть пути транспортировки газа и нефти из бассейна Каспия на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).  Немаловажно и то, что СУАР граничит с Тибетом. Информационный шум о нарушениях прав тибетцев, периодически поднимаемый Вашингтоном, – ещё один из приёмов пропагандистской войны против Китая. 

США всячески поддерживают оппозиционные уйгурские движения за пределами КНР. Одно из них – Всемирный уйгурский конгресс, президентом которого является диссидентка Рабият Кадыр, принадлежащая к числу богатейших людей Китая. Поддерживает отношения с рядом американских конгрессменов, встречалась с Джорджем Бушем. Рабият Кадыр – раскрученный символ уйгурского сопротивления. В 2009 г. на Западе о ней был снят документальный фильм «Десять условий любви». Фильм, несмотря на протесты Пекина, показан на Мельбурнском международном кинофестивале. 

Всемирный уйгурский конгресс сотрудничает с так называемым Тибетским правительством в изгнании и имеет отделения во многих странах мира, даже в Австралии. Здесь надо отметить, что англосаксонские державы (США, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия) уже не один год проводят консультации по китайскому вопросу, а с недавних пор в Австралии появилась база морской пехоты США.

Для давления на КНР Вашингтон использует в основном три канала - через Тайвань, Тибет и Синьцзян, причём среди мусульман-уйгур Синьцзяна сепаратистские выступления имеют, как правило, особую остроту. Поэтому США будут и дальше благожелательно наблюдать за развитием уйгурского национализма, содействуя по мере возможности его радикализации… 

1) Jacob Zenn «Insurgency in Xinjiang Complicates Chinese-Pakistani Relations»

2) В. Дергачёв. «Дракон против Анаконды в сыпучих песках Синьцзяна»