БРИКС как новая геополитическая модель и приоритет внешней политики России
51 0 0

БРИКС как новая геополитическая модель и приоритет внешней политики России

27 марта в ЮАР прошёл очередной ежегодный саммит БРИКС.  Завершился цикл саммитов, которые поочерёдно проводились в каждом государстве-члене этого сообщества. Для России южноафриканская встреча в верхах была особо значимой. В начале февраля 2013 года президент РФ В.В.Путин утвердил новую редакцию Концепции внешней политики России, в которой развитие БРИКС характеризуется как приоритет российской внешней политики, и впервые принимаемую Концепцию участия Российской Федерации в БРИКС. На саммите В.В.Путин предложил разработать общую концепцию («международную стратегию развития БРИКС»), что было одобрено другими лидерами стран-членов этого объединения...

Сейчас уже можно слышать о том, что в мире происходит «великая геополитическая революция», главной чертой которой является новая роль развивающихся стран, во многом опережающих так называемые развитые страны. (1)  Если в 2007 году рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, то в развивающемся – 7,5 %. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. (2) Что касается собственно стран-членов БРИКС, то в 2012 году средние по группе темпы роста ВВП составили 4% (в странах G7 - 0,7%), а ВВП, измеренный по паритету покупательной способности национальных валют, составил 27% общемирового (при постоянном его росте). (3)  В 2010-2013 годах ежегодные темпы роста стран БРИКС составили 5,36% (в развитых странах – 1,85%).(4) За последние десять лет экономика стран-членов БРИКС увеличилась в 4,2 раза (экономика развитых стран – на 61 %).(5)

Новая редакция Концепции внешней политики РФ 2013 года установила задачу «коллективного лидерства ведущих государств мира»,  представляющих различные географические цивилизации. Целью такого лидерства названо обеспечение «устойчивой управляемости мирового развития». (6)  Более подробно раскрывает содержание российской внешней политики на данном направлении «Концепция участия Российской Федерации в БРИКС». В документе подчёркивается, что создание БРИКС является отражением объективной тенденции мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений. Это в полной мере отражено и в новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года. При этом БРИКС рассматривается как новая модель глобальных отношений. (7)

Основное в модели БРИКС - «стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру» современного мира. (8)  Эта задача названа творцами российской внешней политики главным приоритетом сотрудничества БРИКС на длительную перспективу. Главным здесь является создание новой системы резервных валют (9)  и повышение роли национальных валют во взаиморасчётах между странами БРИКС. (10) 

Дурбанский саммит принял решение о создании Нового банка развития. (11)  Это решение тесно связано с оценками деятельности некоторых поимённо названных на саммите государств (США, Японии, страны Европы), приводящей к «переливу» негативных тенденций в другие экономики мира. Размер валютного резерва согласован на уровне 100 миллиардов долларов. По мнению лидеров стран БРИКС, создание Банка будет способствовать укреплению глобальной финансовой «страховочной сетки», а также дополнит существующие международные механизмы «ещё одной линией защиты». (12)

Весьма жёстко прозвучали оценки лидерами стран БРИКС международных финансовых и торговых институтов, в первую очередь - МВФ и ВТО. Важным стало заявление пяти лидеров о том, что они считают центральным звеном ООН не эти учреждения, а ЮНКТАД – Конференцию ООН по торговле и развитию (13).

Следует отметить и специальное заявление, которое было приложено к тексту Этеквинской декларации Российской Федерацией. Россия заявила, что, поддержав идею создания Банка БРИКС, она исходит из того, что работа над этой идеей будет продолжена «с целью согласования конкретных принципов, условий и параметров решения данного вопроса». В связи с этим запланирован внеочередной (14) саммит БРИКС в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге.

Постепенно вырисовывается комплекс вопросов, по которым согласована единая позиция государств - членов БРИКС и в мировой политике. Так, страны БРИКС признали Палестину как государство, поддержали исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике, а не решений ЛАГ, (15) признали центральную роль в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, право Ирана на мирное использование атомной энергии. Весьма важно то, что в оценке ситуации в Мали лидеры стран БРИКС поддержали только действия Африканского Союза и ЭКОВАС, красноречиво умолчав о поддержке «усилий» Франции и ряда других стран Запада, вломившихся в Мали без санкции ООН. Наконец, Россия и Китай выразили поддержку Бразилии, Индии и ЮАР в «их стремлении играть более значимую роль в ООН». (16)  Такая формулировка может относиться только к поддержке стремлений указанных трёх стран к постоянному членству в Совете Безопасности.

Впечатляет и принятие Плана действий БРИКС. Кроме вопросов экономики и финансов в поле деятельности сообщества теперь включены вопросы здравоохранения, энергетики, образования, спорта, туризма, борьбы с терроризмом и наркоугрозой, вопросы информационной безопасности, науки, технологий, борьбы с коррупцией и многое другое. Это говорит о том, что БРИКС от «объединения» целенаправленно движется к международной межправительственной организации, то есть к обретению статуса субъекта международного права. Первый шаг к институциональному оформлению БРИКС как международной организации уже сделан – принято решение о создании Секретариата (пока «виртуального»).

Есть в БРИКС и противоречия. Так, пока не удалось сформировать действительно единую внешнюю политику пяти стран. (17)  Можно назвать и пока ещё существующее неравенство в СБ ООН, территориальные споры между Китаем и Индией, (18) различия в подходах к проблеме изменения климата и др. (19) Существует также проблема малой экономической взаимозависимости стран-членов БРИКС между собой при существенной экономической зависимости от тех стран, альтернативой которым  и выступает БРИКС. (20)  Однако здесь важно именно желание этих стран изменить данную ситуацию. Заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков прямо заявил, что проблемы внутри БРИКС нельзя рассматривать в качестве мин замедленного действия и имеющиеся проблемы не настолько уж «мешают БРИКС работать более эффективно». (21) 

Трудности в совместной деятельности стран-членов БРИКС создаются и внешними силами. О попытках негативного воздействия на БРИКС извне прямо говорится в Концепции участия РФ в БРИКС. (22)  Ставится задача «всемерного содействия укреплению центростремительных тенденций» и «нейтрализации действия негативных факторов». (23) Курс враждебных БРИКС внешних сил вполне чётко охарактеризован в российской концепции участия в БРИКС, один из пунктов которой устанавливает «предотвращение использования ООН, и в первую очередь СБ, для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывания односторонних, в том числе силовых, вариантов» разрешения конфликтов. (24)  Этот курс западных держав является сознательно проводимой политикой и потому требует противодействия – не забудем, что в докладе Национального совета США по разведке, прогнозирующем развитие международных отношений до 2025 года, содержится специальный раздел «Раскол БРИКС» (25).

Объединение БРИКС имеет уникальное содержание. БРИКС - это глобальный проект. (26)  Его успех или неудача станет успехом или неудачей всей мировой цивилизации. 

(1) См.: Брутенц К.Н. (бывший заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС). «Великая геополитическая революция». - Мировая экономика и международные отношения, 2012, №10.
(2) См.: Сенокосов А. Страны БРИКС и Запад: на пути к новому миропорядку. - Сайт Российского Совета по международным делам: http://russiancouncil.ru/blogs/rsuh/?id_4=367&from=mar1rus#top
(3) См. интервью В.В.Путина ИТАР-ТАСС 22 марта 2013 года. - http://www.itar-tass.com/c1/683423.html
(4) Луков В., БРИКС – Важный «локомотив» развития «Группы двадцати». - http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/B84C7A2A9FB4D01944257B020026CB7D.
(5) Лавров С.В., БРИКС – глобальный форум нового поколения, // «БРИКС-Индия-2012», под ред. Ларионовой М.В., М., 2012.
(6) Параграф 30 Концепции внешней политики РФ // Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru/ bdomp /ns-osndoc.nsf /e2f289bea62097f9c325787a0034c255 /c32577ca0017434944257b160051bf7f
(7) Параграф 11 Концепции участия РФ в объединении БРИКС, // Официальный сайт Президента РФ: http://news.kremlin.ru/ media/ events /files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf
(8) Параграф 8 Концепции.
(9) Комментируя уже подписанные финансовые соглашения в рамках БРИКС, министр иностранных дел ЮАР М.Нкоана-Машабане отметила, что целью их заключения является стимулирование торговли путём снижения валютных рисков за счёт предоставления взаимных кредитов в местных валютах и что такой механизм «снижает зависимость стран БРИКС от доллара США, сокращает торговые расходы, увеличивает объёмы торговли и инвестиций и способствует интернационализации их валют». 
(10) Параграф 17 (в) и (е) Концепции.
(11) Параграф 9 Этеквинской Декларации саммита БРИКС 27 марта 2013 г., // Официальный сайт саммита БРИКС в ЮАР: http:// www.brics5.co.za /about-brics /summit-declaration/ fifth-summit/
(12) Параграф 10 Декларации.
(13) Параграф 17 Декларации.
(14) Очередной саммит состоится в Бразилии в 2014 году.
(15) ЛАГ в позиции стран БРИКС упоминается, однако как таковая, но не её решения (см. параграф 26).
(16) Параграф 20 Этеквинской Декларации.
(17) Формально Концепция РФ в БРИКС ставит задачу лишь «согласования позиций» или «выработку единых или близких подходов» в тех или иных областях международных дел (параграфы 16(а) и 16(б). В то же время имеется ряд примеров выступления стран БРИКС с единой внешнеполитической позицией (например, в голосовании по проекту резолюции 4 октября 2011 года в отношении Сирии). О примерах иного порядка, впрочем, говорит голосование по проекту резолюции по Сирии в Генеральной Ассамблее ООН. 
(18) Кстати, Концепция выдвигает среди прочих и такую цель, как содействие другим странам БРИКС в урегулировании возникающих между ними разногласий (при наличии заинтересованности партнёров по БРИКС в выполнении Россией таких функций). // Параграф 14 (е) Концепции участия РФ в БРИКС.
(19) См. Доклад «Россия и БРИКС: Стратегические цели и средства их достижения», // Официальная страничка БРИКС на сайте МИД РФ: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/C325786100462DFEC3257B2B0011CB07
(20) Подробнее об этом см.: Исаченко Т., Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив, // Международная жизнь, 2012, №11, с.85-86.
(21) См.: http://www.fondsk.ru/news/2013/03/21/razlichie-v-podhodah-stran-briks-k-problemam-ne-meshaet-rabote-mid-19653.html
(22) Параграф 9 Концепции участия РФ в БРИКС.
(23) Параграф 10 Концепции.
(24) Параграф 14 (а) Концепции.
(25) Давдов В., БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений, // Международная жизнь, 2011, № 5, с.99.
(26) Об этом аспекте БРИКС см. подробнее: Ивашов Л.Г., БРИКС и переустройство мира, // http://www.fondsk.ru /news /2011/ 04/15/ briks-i-pereustrojstvo-mira-2893.html#comments

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.