Мобильная версия Сегодня: 25.05.2016 Обновлено в 00:08 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Взрыв на востоке Турции унес жизни шести военнослужащих...

Чечня поделилась с Китаем опытом борьбы с сепаратизмом...

Сирийские курды объявили о начале операции по освобождению Ракки...

Минфин подтвердил покупку евробондов иностранными инвесторами...

Керри снова поддержал суверенитет Грузии...

Эрдоган требует от ЕС отменить визы, грозя выйти из миграционного соглашения...

Норвежский корабль-разведчик прибыл в порт на границе с Россией...

Лавров: Россия договорилась с США координировать действия в Сирии...

Кремль: миссия ОБСЕ в Донбассе — мониторинговая, а не полицейская...

Министр обороны Польши: cирийцев не примем, украинцев достаточно...

Президент России призвал ВСУ немедленно прекратить обстрелы Донбасса...

Хидашели против Хантинтгона: Грузию используют как мост пантюркизма...

Семь бандитских тайников "ИГ" с оружием уничтожено в Ингушетии...

В Армении пройдут учения сил спецназначения КСОР ОДКБ "Кобальт-2016"...

США создают основу для дальнейшего возможного наращивания системы ПРО - мнение...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

БРИКС как новая геополитическая модель и приоритет внешней политики России

Александр МЕЗЯЕВ | 29.03.2013 | 08:55 Комментариев: 1
 

27 марта в ЮАР прошёл очередной ежегодный саммит БРИКС.  Завершился цикл саммитов, которые поочерёдно проводились в каждом государстве-члене этого сообщества. Для России южноафриканская встреча в верхах была особо значимой. В начале февраля 2013 года президент РФ В.В.Путин утвердил новую редакцию Концепции внешней политики России, в которой развитие БРИКС характеризуется как приоритет российской внешней политики, и впервые принимаемую Концепцию участия Российской Федерации в БРИКС. На саммите В.В.Путин предложил разработать общую концепцию («международную стратегию развития БРИКС»), что было одобрено другими лидерами стран-членов этого объединения...

Сейчас уже можно слышать о том, что в мире происходит «великая геополитическая революция», главной чертой которой является новая роль развивающихся стран, во многом опережающих так называемые развитые страны. (1)  Если в 2007 году рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, то в развивающемся – 7,5 %. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. (2) Что касается собственно стран-членов БРИКС, то в 2012 году средние по группе темпы роста ВВП составили 4% (в странах G7 - 0,7%), а ВВП, измеренный по паритету покупательной способности национальных валют, составил 27% общемирового (при постоянном его росте). (3)  В 2010-2013 годах ежегодные темпы роста стран БРИКС составили 5,36% (в развитых странах – 1,85%).(4) За последние десять лет экономика стран-членов БРИКС увеличилась в 4,2 раза (экономика развитых стран – на 61 %).(5)

Новая редакция Концепции внешней политики РФ 2013 года установила задачу «коллективного лидерства ведущих государств мира»,  представляющих различные географические цивилизации. Целью такого лидерства названо обеспечение «устойчивой управляемости мирового развития». (6)  Более подробно раскрывает содержание российской внешней политики на данном направлении «Концепция участия Российской Федерации в БРИКС». В документе подчёркивается, что создание БРИКС является отражением объективной тенденции мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений. Это в полной мере отражено и в новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года. При этом БРИКС рассматривается как новая модель глобальных отношений. (7)

Основное в модели БРИКС - «стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру» современного мира. (8)  Эта задача названа творцами российской внешней политики главным приоритетом сотрудничества БРИКС на длительную перспективу. Главным здесь является создание новой системы резервных валют (9)  и повышение роли национальных валют во взаиморасчётах между странами БРИКС. (10) 

Дурбанский саммит принял решение о создании Нового банка развития. (11)  Это решение тесно связано с оценками деятельности некоторых поимённо названных на саммите государств (США, Японии, страны Европы), приводящей к «переливу» негативных тенденций в другие экономики мира. Размер валютного резерва согласован на уровне 100 миллиардов долларов. По мнению лидеров стран БРИКС, создание Банка будет способствовать укреплению глобальной финансовой «страховочной сетки», а также дополнит существующие международные механизмы «ещё одной линией защиты». (12)

Весьма жёстко прозвучали оценки лидерами стран БРИКС международных финансовых и торговых институтов, в первую очередь - МВФ и ВТО. Важным стало заявление пяти лидеров о том, что они считают центральным звеном ООН не эти учреждения, а ЮНКТАД – Конференцию ООН по торговле и развитию (13).

Следует отметить и специальное заявление, которое было приложено к тексту Этеквинской декларации Российской Федерацией. Россия заявила, что, поддержав идею создания Банка БРИКС, она исходит из того, что работа над этой идеей будет продолжена «с целью согласования конкретных принципов, условий и параметров решения данного вопроса». В связи с этим запланирован внеочередной (14) саммит БРИКС в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге.

Постепенно вырисовывается комплекс вопросов, по которым согласована единая позиция государств - членов БРИКС и в мировой политике. Так, страны БРИКС признали Палестину как государство, поддержали исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике, а не решений ЛАГ, (15) признали центральную роль в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, право Ирана на мирное использование атомной энергии. Весьма важно то, что в оценке ситуации в Мали лидеры стран БРИКС поддержали только действия Африканского Союза и ЭКОВАС, красноречиво умолчав о поддержке «усилий» Франции и ряда других стран Запада, вломившихся в Мали без санкции ООН. Наконец, Россия и Китай выразили поддержку Бразилии, Индии и ЮАР в «их стремлении играть более значимую роль в ООН». (16)  Такая формулировка может относиться только к поддержке стремлений указанных трёх стран к постоянному членству в Совете Безопасности.

Впечатляет и принятие Плана действий БРИКС. Кроме вопросов экономики и финансов в поле деятельности сообщества теперь включены вопросы здравоохранения, энергетики, образования, спорта, туризма, борьбы с терроризмом и наркоугрозой, вопросы информационной безопасности, науки, технологий, борьбы с коррупцией и многое другое. Это говорит о том, что БРИКС от «объединения» целенаправленно движется к международной межправительственной организации, то есть к обретению статуса субъекта международного права. Первый шаг к институциональному оформлению БРИКС как международной организации уже сделан – принято решение о создании Секретариата (пока «виртуального»).

Есть в БРИКС и противоречия. Так, пока не удалось сформировать действительно единую внешнюю политику пяти стран. (17)  Можно назвать и пока ещё существующее неравенство в СБ ООН, территориальные споры между Китаем и Индией, (18) различия в подходах к проблеме изменения климата и др. (19) Существует также проблема малой экономической взаимозависимости стран-членов БРИКС между собой при существенной экономической зависимости от тех стран, альтернативой которым  и выступает БРИКС. (20)  Однако здесь важно именно желание этих стран изменить данную ситуацию. Заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков прямо заявил, что проблемы внутри БРИКС нельзя рассматривать в качестве мин замедленного действия и имеющиеся проблемы не настолько уж «мешают БРИКС работать более эффективно». (21) 

Трудности в совместной деятельности стран-членов БРИКС создаются и внешними силами. О попытках негативного воздействия на БРИКС извне прямо говорится в Концепции участия РФ в БРИКС. (22)  Ставится задача «всемерного содействия укреплению центростремительных тенденций» и «нейтрализации действия негативных факторов». (23) Курс враждебных БРИКС внешних сил вполне чётко охарактеризован в российской концепции участия в БРИКС, один из пунктов которой устанавливает «предотвращение использования ООН, и в первую очередь СБ, для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывания односторонних, в том числе силовых, вариантов» разрешения конфликтов. (24)  Этот курс западных держав является сознательно проводимой политикой и потому требует противодействия – не забудем, что в докладе Национального совета США по разведке, прогнозирующем развитие международных отношений до 2025 года, содержится специальный раздел «Раскол БРИКС» (25).

Объединение БРИКС имеет уникальное содержание. БРИКС - это глобальный проект. (26)  Его успех или неудача станет успехом или неудачей всей мировой цивилизации. 

(1) См.: Брутенц К.Н. (бывший заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС). «Великая геополитическая революция». - Мировая экономика и международные отношения, 2012, №10.
(2) См.: Сенокосов А. Страны БРИКС и Запад: на пути к новому миропорядку. - Сайт Российского Совета по международным делам: http://russiancouncil.ru/blogs/rsuh/?id_4=367&from=mar1rus#top
(3) См. интервью В.В.Путина ИТАР-ТАСС 22 марта 2013 года. - http://www.itar-tass.com/c1/683423.html
(4) Луков В., БРИКС – Важный «локомотив» развития «Группы двадцати». - http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/B84C7A2A9FB4D01944257B020026CB7D.
(5) Лавров С.В., БРИКС – глобальный форум нового поколения, // «БРИКС-Индия-2012», под ред. Ларионовой М.В., М., 2012.
(6) Параграф 30 Концепции внешней политики РФ // Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru/ bdomp /ns-osndoc.nsf /e2f289bea62097f9c325787a0034c255 /c32577ca0017434944257b160051bf7f
(7) Параграф 11 Концепции участия РФ в объединении БРИКС, // Официальный сайт Президента РФ: http://news.kremlin.ru/ media/ events /files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf
(8) Параграф 8 Концепции.
(9) Комментируя уже подписанные финансовые соглашения в рамках БРИКС, министр иностранных дел ЮАР М.Нкоана-Машабане отметила, что целью их заключения является стимулирование торговли путём снижения валютных рисков за счёт предоставления взаимных кредитов в местных валютах и что такой механизм «снижает зависимость стран БРИКС от доллара США, сокращает торговые расходы, увеличивает объёмы торговли и инвестиций и способствует интернационализации их валют». 
(10) Параграф 17 (в) и (е) Концепции.
(11) Параграф 9 Этеквинской Декларации саммита БРИКС 27 марта 2013 г., // Официальный сайт саммита БРИКС в ЮАР: http:// www.brics5.co.za /about-brics /summit-declaration/ fifth-summit/
(12) Параграф 10 Декларации.
(13) Параграф 17 Декларации.
(14) Очередной саммит состоится в Бразилии в 2014 году.
(15) ЛАГ в позиции стран БРИКС упоминается, однако как таковая, но не её решения (см. параграф 26).
(16) Параграф 20 Этеквинской Декларации.
(17) Формально Концепция РФ в БРИКС ставит задачу лишь «согласования позиций» или «выработку единых или близких подходов» в тех или иных областях международных дел (параграфы 16(а) и 16(б). В то же время имеется ряд примеров выступления стран БРИКС с единой внешнеполитической позицией (например, в голосовании по проекту резолюции 4 октября 2011 года в отношении Сирии). О примерах иного порядка, впрочем, говорит голосование по проекту резолюции по Сирии в Генеральной Ассамблее ООН. 
(18) Кстати, Концепция выдвигает среди прочих и такую цель, как содействие другим странам БРИКС в урегулировании возникающих между ними разногласий (при наличии заинтересованности партнёров по БРИКС в выполнении Россией таких функций). // Параграф 14 (е) Концепции участия РФ в БРИКС.
(19) См. Доклад «Россия и БРИКС: Стратегические цели и средства их достижения», // Официальная страничка БРИКС на сайте МИД РФ: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/C325786100462DFEC3257B2B0011CB07
(20) Подробнее об этом см.: Исаченко Т., Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив, // Международная жизнь, 2012, №11, с.85-86.
(21) См.: http://www.fondsk.ru/news/2013/03/21/razlichie-v-podhodah-stran-briks-k-problemam-ne-meshaet-rabote-mid-19653.html
(22) Параграф 9 Концепции участия РФ в БРИКС.
(23) Параграф 10 Концепции.
(24) Параграф 14 (а) Концепции.
(25) Давдов В., БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений, // Международная жизнь, 2011, № 5, с.99.
(26) Об этом аспекте БРИКС см. подробнее: Ивашов Л.Г., БРИКС и переустройство мира, // http://www.fondsk.ru /news /2011/ 04/15/ briks-i-pereustrojstvo-mira-2893.html#comments
 
Метки: Индия Китай Россия Бразилия ЮАР Ближний Восток БРИКС Африка
 

 
Рейтинг: 4.9 (28)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Нил НИКАНДРОВ

Второе издание плана «Кондор». Удар по Венесуэле

Важное место в подготовке второго издания репрессивного «плана Кондор» для Венесуэлы спецслужбы США отводят непримиримой внутренней оппозиции, которая, как всегда говорил Чавес, «служит правительству США». После парламентских выборов в Венесуэле 6 декабря 2015 года возможностей для дестабилизации страны у американских спецслужб и подотчётных им оппозиционных группировок стало больше... Вожди оппозиции, многие из которых участвовали в прежних авантюрах по дестабилизации режима, прямо призывают вооружённые силы страны «вмешаться»...

25.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Александр МЕЗЯЕВ


все статьи