О причинах кризиса на Корейском полуострове

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На Корейском полуострове продолжает расти напряжённость. Пхеньян принял решение о закрытии индустриального комплекса в г. Кессон, являющегося зоной совместного предпринимательства с Южной Кореей, предложил иностранным посольствам в целях безопасности эвакуироваться из КНДР. Наиболее значимыми в серии шагов Пхеньяна стали решение мартовского (2013) Пленума ЦК Трудовой партии Кореи о юридическом закреплении ядерного статуса КНДР и постановление Верховного народного собрания КНДР «О дальнейшем укреплении статуса страны, обладающей ядерным оружием в целях самообороны».

Большинство СМИ, живописуя воинственность Северной Кореи, не пытаются разобраться в истоках нынешнего резкого обострения конфликта на корейской земле. А если и пытаются, то, как правило, безапелляционно называют Пхеньян зачинщиком всех бед, подчёркивая, что спусковым крючком «кошмара» стало третье ядерное испытание КНДР. 

В связи с этим есть острая необходимость рассмотреть настоящие, глубокие причины того, что принято называть «корейской проблемой». 

Если говорить кратко, то первопричиной является неурегулированность итогов Корейской войны 1950-1953 гг. В этом году мир будет отмечать 60-летие её окончания, а мирный договор между её участниками так и не подписан. Существует лишь (теперь уже, возможно, только на бумаге) Соглашение о перемирии, то есть временное прекращение боевых действий. Более того, между главными противоборствующими сторонами - США и КНДР - отсутствуют дипломатические отношения.

Аномальность подобной ситуации очевидна. Пхеньян многократно предлагал устранить этот поразительный анахронизм холодной войны, но тщетно: Вашингтон упорно отказывается и от нормализации межгосударственных отношений, и от замены Соглашения о перемирии фундаментальным документом, устанавливающим прочный мир на полуострове. Тем самым США не на словах, а на деле доказывают наличие у них, как это называют в Пхеньяне, «враждебных намерений». В планы США входит не мирное сосуществование с КНДР, а ликвидация этого государства. 

Именно этим и предопределено состояние перманентного конфликта на Корейском полуострове, цикличность переходов от острого кризиса к относительной «ремиссии» и обратно. Действия Запада по отношению к КНДР образуют порочный замкнутый круг. Призывы остановить ядерную программу и тем самым прекратить нарушать основы режима нераспространения ОМУ часто используются как ширма для скрытой повестки - смены режима в КНДР…

В итоге в тех случаях, когда Пхеньян выбирает переговорную модель взаимоотношений с международным сообществом, готовность идти на взаимные компромиссы с учётом его озабоченностей (нераспространенческое досье), Запад воспринимает это не как самостоятельное решение северян, а как проявление их слабости, торжество своей политики нажима. Следуя такой логике, Вашингтон и его союзники спешат не оценить по достоинству шаг Пхеньяна, используя это в интересах конструктивного сотрудничества и продвижения вперёд в урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова, а поступают прямо наоборот. Исходя из того ложного понимания, что Северная Корея начала идти на уступки под внешним давлением, Запад считает необходимым свой нажим наращивать, чтобы окончательно дожать оппонента. И тут всякий раз происходит сбой политики с двойным дном. Убедившись в истинных намерениях своих партнёров, Пхеньян, в цели которого входит сотрудничество с ними, но никак не капитуляция, перестаёт играть в чужую игру и предпринимает шаги по укреплению национальной обороноспособности. В итоге Запад вместо ожидаемых дальнейших уступок и долгожданного краха Северной Кореи получает в ответ новые ракетно-ядерные испытания.

Хронология нынешнего кризиса хорошо известна.

Успешный запуск спутника КНДР состоялся 12 декабря 2012 г. СБ ООН на этот раз выбрал более жесткую форму реагирования в виде резолюции 2087 (22.01.2013) в отличие от аналогичного случая в апреле 2012 г., когда СБ ограничился заявлением своего председателя. КНДР решительно выразила несогласие с таким решением и логикой США, согласно которой «свои запуски – это спутники, а чужие – баллистические ракеты дальнего действия», и заявила, что «уже больше не существуют ни шестисторонние переговоры, ни Совместное заявление от 19 сентября». В «знак протеста» Пхеньян провёл 12 февраля 2012 г. третье ядерное испытание, обратив внимание в заявлении МИД на то, что в мире произведено «более 2 тысяч ядерных испытаний и 9 тысяч запусков спутников, но еще никогда не были приняты резолюции Совбеза ООН, запрещающие ядерное испытание или космические пуски». В ответ СБ ООН 7 марта 2013 г. принял резолюцию 2094, накладывающую на Северную Корею самые суровые санкции за последние десятилетия.

Что же послужило причиной быстрого усугубления конфронтации в 2013 году? Причин много. Оппоненты Пхеньяна обычно называют в числе главных: проявление неопытности, незрелости и авантюризма молодого лидера КНДР, стремление запугать Сеул, заставить его поверить в то, что, приобретя ядерное оружие, КНДР коренным образом изменила в свою пользу военный баланс на полуострове, приобрела иммунитет против действий Юга и теперь может безнаказанно осуществлять шантаж и «военные провокации» против РК. Такие настроения широко распространены и последовательно поддерживаются в южнокорейском общественном мнении.

В политическом и экспертном сообществе США резко возвысились голоса, требующие немедленного и решительного изменения приоритетов политики в пользу мер, направленных на форсирование смены режима в КНДР путём резкого усиления внешнего давления на страну, её изоляции и стимулирования внутренней оппозиции. На официальном уровне в открытую заговорили о подрыве жизненного уровня северокорейского населения и т. п.

Сторонники таких действий предпочитают не замечать, что ракетно-ядерные испытания КНДР на рубеже 2012-2013 гг. стали в значительной мере ответом на нежелание Запада вести конструктивный диалог с Пхеньяном. После того как КНДР в апреле 2009 г. заявила о выходе из шестисторонних переговоров, пять оставшихся участников объявили своим приоритетом найти средства убедить Пхеньян вернуться в «шестёрку». И вот, когда благодаря, прежде всего, усилиям дипломатии России и КНР эта цель была почти достигнута и руководство КНДР в 2011-2012 гг. неоднократно заявляло о готовности продолжить своё участие в данном дипломатическом процессе, Вашингтон, Токио и Сеул вопреки собственным декларациям стали выдвигать предварительные условия и, по сути, всячески затягивать возобновление переговоров. Тем самым они ещё раз обнажили свои настоящие цели: продолжение политики «стратегического терпения», которую многие американские эксперты назвали разновидностью «стратегии сдерживания» КНДР, то есть углубления её изоляции с конечной целью смены режима. Получив этот вполне чёткий сигнал от своих оппонентов и учитывая, в том числе на примере Ливии и Сирии, возросшую склонность Запада к использованию военной силы для свержения неугодных режимов, Пхеньян посчитал себя свободным в выборе средств и предпринял необходимые меры для укрепления национальной обороноспособности.

Конечно, это было не единственной причиной, толкнувшей Пхеньян на такие шаги. Вероятно, сыграли свою роль и стремление северокорейского руководства компенсировать неприятный осадок, возникший после неудачи запуска ИСЗ 13 апреля 2012 г., и реальность космической гонки между Северной и Южной Кореями. Выведя 12 декабря 2012 г. первой свой спутник на заданную околоземную орбиту, КНДР соревнование за прорыв в космос выиграла, что весьма болезненно восприняли на Юге, где произвели успешный запуск своего ИСЗ на полтора месяца позже.

И одновременно эти действия стали раскручивать спираль конфликта, которая поставила сейчас Корейский полуостров на грань войны.

Для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации всем вовлеченным сторонам необходимы, прежде всего, сдержанность и предельная концентрация на поиске путей возобновления политических контактов.