Визит Тома Донилона в Москву и перспективы перезагрузки

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визит помощника президента США по национальной безопасности Тома Донилона в Москву, состоявшийся 14-15 апреля, ожидался давно. На фоне эскалации конфликтности в отношениях сторон предполагалось, что именно этот чиновник привезет предложения, которые смогут восстановить «энергию перезагрузки», хотя, по мнению МИД России, сам по себе этот термин, сыграв определенную положительную роль, во многом себя уже исчерпал… Эксперты полагают, что Том Донилон идеально подходил для такой миссии. Он единственный из руководителей международно-силового блока, который остался на своем месте на второй срок, символизируя тем самым преемственность с истоками перезагрузки. Кроме того, он близкий к Б. Обаме человек. 

Т. Донилон закончил Американский католический университет, получил докторскую степень в области права в Университете Вирджинии. Занимался бизнесом, будучи, например, вице-президентом лопнувшей ипотечно-финансовой компании «Фанни Мэй» (Fannie Mae). Работал в аппарате Белого дома ещё при администрации Картера. Во время президентства Билла Клинтона Донилон был руководителем штаба госсекретаря. В то время занимал «крайне осторожную и скептическую позицию» по отношению к оказанию поддержки реформам в России, как об этом, например, писал один из его бывших подчиненных, а ныне посол США в Москве Майкл Макфол. (1) В первой предвыборной кампании Обамы Донилон играл одну из самых заметных ролей в его подготовке к дебатам с Маккейном. Влиятельный член так называемых мондиалистских структур - Совета по международным отношениям и Трехсторонней комиссии. Примечательно, что его родной брат Майк – внутриполитический советник вице-президента Дж.Байдена, а жена Кэтти Рассел руководит секретариатом «второй леди» Джилл Байден. (2) Благодаря этому Томас Донилон еще и связующее звено между президентом и более консервативным вице-президентом.

Визит Донилона в Москву тщательно готовился и неоднократно переносился, а в результате прошел в момент, который трудно назвать благоприятным. 12 апреля администрация Обамы утвердила «список Магнитского» из 18 российских граждан, которым будет запрещен въезд в США, а их счета в американских банках заморозят. Основание – якобы причастность к грубым нарушениям прав человека, в том числе к гибели в СИЗО юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского. Как отмечалось в СМИ, данный список имеет еще и секретную часть, в которую входят 9 человек. Утверждалось, например, что среди них глава Чечни Рамзан Кадыров.

Москва ответила на «список Магнитского» аналогичным по количественному составу «списком Гуантанамо» - перечнем невъездных американцев, причастных к незаконным задержаниям за границей, пыткам в тюрьмах, а также инициаторов антироссийских актов. Ранее, когда Обама подписал «закон Магнитского», российские власти инициировали введение запрета на усыновление российских детей-сирот гражданами США. В Белом доме признают, что публикация «списка Магнитского» может осложнить отношения с РФ, причем уже в ближайшей перспективе. «Мы понимали, какую реакцию вызовет список, но по закону не могли отложить его публикацию», — пояснил пресс-секретарь президента США Джей Карни.

Эти взаимные уколы были лишь вершиной айсберга накопившихся за последнее время разногласий двух сторон. В основе же его лежит сохраняющаяся приверженность администрации Обамы курсу на установление американской гегемонии в мире, пусть и с преимущественным использованием «мягкой», или «умной», силы. Применительно к России подобная ориентация, несмотря на провозглашенную перезагрузку, продолжает опираться на основные постулаты, выработанные прежними президентами. К ним, в частности, можно отнести: расширение НАТО с распространением зоны ответственности альянса вплоть до границ России; доминирование в военно-стратегической области путем создания глобальной системы ПРО; «избирательное сотрудничество», означающее уступки со стороны Москвы без значимых ответных действий со стороны США; вмешательство во внутреннюю политику России под лозунгом «продвижения демократии». 

Из-за стремления Вашингтона везде и всюду навязывать свою волю, порою даже себе в ущерб, как это имело место в Афганистане и Ираке, а сейчас происходит в Сирии, повышался накал его споров с Москвой и в отношении конкретных международных проблем. Помимо различий в оценках причин конфликтных ситуаций в отдельных странах и путей выхода из них, сохранялись, например, серьезные расхождения по поводу решения ядерной проблемы Ирана. Недовольство в США вызвали и проверки источников финансирования из-за рубежа многочисленных НКО в России. В результате перестал работать механизм рабочих встреч в формате 2+2 (министры иностранных дел и обороны), объявлено о прекращении работы группы по вопросам гражданского общества в рамках двусторонней президентской комиссии.

Многим казалось, что в этих условиях миссия Томаса Донилона обречена на провал, но в итоге, по мнению наблюдателей, она прошла довольно гладко, во многом благодаря конструктивному настрою российской стороны. 

Этому способствовало и то, что, согласно официальным сообщениям, «Владимир Путин на некоторое время присоединился к проходившим в Кремле переговорам с участием Томаса Донилона. С российской стороны в переговорах участвовали Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, помощник Президента Юрий Ушаков, заместитель Министра иностранных дел Сергей Рябков, заместитель Министра обороны Анатолий Антонов, представители Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.

Американскую сторону в переговорах представляли, в частности, посол США в Москве Майкл Макфол и заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер». (3)

Участие российского президента во встрече с Донилоном, по-видимому, явилось свидетельством своего рода положительной реакции на переданное В.Путину до этого, во время консультаций Тома Донилона с Николаем Патрушевым, личное послание Б.Обамы. (4)

Помощник В.Путина Юрий Ушаков рассказал, что послание «выдержано в весьма конструктивном тоне и содержит ряд предложений по углублению двустороннего диалога и сотрудничества». «По некоторым направлениям содержатся новые элементы, которые наша страна внимательно изучит и соответствующим образом ответит», — сказал также Ушаков. «Стороны условились, что Обама и Путин встретятся в Северной Ирландии в связи с саммитом «большой восьмерки» (в июне), а затем проведут полномасштабные переговоры в привязке к саммиту «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге», — сообщил Юрий Ушаков. Кроме того, по его словам, президент Владимир Путин вновь «подчеркнул, что мы достаточно давно передали приглашение Обаме посетить Россию с официальным визитом, и это приглашение остается в силе». (5)

Как отметил Ушаков, в послании также «…есть соображения в торгово-экономической сфере. Причем это достаточно конкретные предложения. Они идут в развитие той идеи, которую высказал Путин на встрече с Обамой в Лос-Кабосе, когда подчеркнул, что, прежде всего, нам нужно создавать страховочную сетку, которая будет нам помогать в трудные моменты, когда политическая конъюнктура создает какие-то сложности». (6) В беседе с журналистами он сообщил, что, «несмотря на состоявшийся на днях обмен «санкционными списками» между РФ и США, характер беседы президента РФ Владимира Путина с помощником президента США по нацбезопасности Томасом Донилоном был весьма позитивным, как и характер тех сигналов, которые нам посылает сейчас администрация Обамы».

«Что касается нашей стороны, то, как было подчеркнуто президентом, мы, конечно, эти позитивные сигналы подхватим. Более того, мы всегда были готовы развивать отношения и углублять их без каких-то ограничений. Все ограничения делаются только с той стороны, с нашей стороны никаких ограничений нет», — подчеркнул помощник президента РФ. По его словам, «в Москве понимают важность этих отношений и важность их влияния на международную ситуацию». «Мы понимаем, что в перспективе это влияние будет в какой-то степени решающее», — отметил Ушаков. (7)

В заявлении пресс-секретаря Белого дома Джея Карни также отмечается, что «переговоры были содержательными и конструктивными». Карни, в частности, подчеркнул, что, «несмотря на существенные расхождения с Россией по ряду вопросов», имеются такие области, в которых «интересы сторон совпадают» и где может быть достигнут «реальный прогресс». Он подтвердил информацию о том, что во время визита в Москву Донилон вручил письмо Обамы Путину. Карни не стал сообщать подробности данного письма, ограничившись указанием на темы, которые в нем могли быть подняты, включая двусторонние торговые отношения, ситуацию в Иране, КНДР. (8) 

Стивен Пайфер, эксперт по американо-российским отношениям из Брукингского института, полагает, что визит Донилона дал возможность более четко сформулировать нерешенные проблемы и вопросы, представляющие взаимный интерес, такие как нераспространение ядерного оружия, политика в отношении Северной Кореи, Ирана, а также вопросы торгово-экономического сотрудничества. «Такая ситуация лучше, чем отношения, при которых внимание сосредоточено только на проблемных вопросах». Вместе с тем, как отмечает Пайфер, пока вряд ли можно говорить о прогрессе в том, что является главным камнем преткновения в отношениях между двумя странами – вопросе о том, что делать с ситуацией в Сирии. (9) 

The Hill в свою очередь считает, что «проявленная добрая воля в ближайшие пять месяцев будет подвержена серьезным испытаниям, когда обе страны обнаружат себя на разных сторонах баррикад по серьезным проблемам их национальной безопасности». (10) Россия со своей стороны к равноправному сотрудничеству всегда готова. Трагичные события на Бостонском марафоне очень быстро подтвердили, что «мир един» и в нем помимо соперничества держав остается немало проблем, которые можно решить только совместными усилиями. Президент Путин, например, выразив соболезнование по поводу теракта, тут же предложил содействие российских специалистов в его расследовании. (11) 

(1) James M. Goldgeier, Michael McFaul. Power and Purpose: U.S. Policy towards Russia after the Cold War, Brookings Institution Press, 2003, р.104.