Отстоять единство сербского народа!

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Инициатива сербского движения «Двери» о подключении России к переговорам между властями Белграда и лидерами косовских сербов, а также о возвращении косовской проблемы в Совет Безопасности ООН свидетельствует о росте значения в сербском обществе двух важных политических факторов…

Первый фактор связан с растущим недовольством результатами посреднических усилий ЕС в переговорах Белграда с Приштиной, а в более широком смысле – с наличием сильной евроскептической струи. Данный фактор  говорит о стремлении значительной части сербского общества переосмыслить нынешние геополитические ориентиры страны и ту политику, которая привела к подписанию Брюссельских соглашений.

Второй фактор - растущий раскол между руководством Сербии,  с одной стороны, и косовскими сербами - с другой. Если отношения между двумя частями единого сербского народа уже требуют международных посредников, признаком дальновидной политики Белграда это не назовёшь. Заявление движения «Двери» о том, что посредничество России на переговорах правительства Сербии и косовских сербов необходимо для «зашиты интересов Сербии и сербов в Косове и Метохии», означает не что иное, как растущее и опасное недоверие сторон друг к другу. [1]

Подобная ситуация возникла вследствие двух ошибок. Первая из них связана с молчаливым согласием Белграда на исключительную посредническую роль Европейского союза. Разумеется, основную ответственность за «приход» в Косово ЕС несут прежние власти страны, давшие согласие на развертывание в крае гражданско-полицейской миссии Евросоюза EULEX. Однако нынешнее руководство фактически продолжило прежнюю линию попустительства Евросоюзу, политика которого на сербском направлении слабо отвечает национально-государственным интересам Сербии и сербов.

Вторая ошибка сербских властей – нежелание или неспособность подключить к переговорам лидеров косовских сербов. Белград даже отказался информировать их о содержании дискуссий с Приштиной.  Вспомним, что во времена боснийского урегулирования, увенчавшегося подписанием Дейтонского мирного соглашения 1995 года, участие в нем боснийских сербов было куда более активным и содержательным. Получается, что нынешняя демократическая власть испугалась своих соотечественников, оказавшихся по другую сторону даже не государственной, а административной границы, больше, чем авторитарный режим Слободана Милошевича боялся сербов боснийских!

Это резко контрастирует с политикой других балканских стран и ставит  сербов в заведомо проигрышное положение по сравнению с албанцами, лидеры которых провозгласили защиту интересов своих соотечественников одним из главных внешнеполитических приоритетов. «Албанский вопрос», говорит профессор публичного права Университета в Приштине Энвер Хасани, охватывает все области Балканского полуострова, где «проживают албанцы», а некоторые из моделей урегулирования этого вопроса «в настоящее время еще неизвестны». [2]

Многолетний премьер-министр Албании Сали Бериши открыто призывает к созданию на Балканах единого албанского культурно-национального пространства. Не далее как в конце 2012 года он вновь заявил о наличии «единой албанской нации», проживающей в настоящее время в пяти различных балканских государствах, а потому нуждающейся в особом «объединительном проекте». [3]

На этом фоне исключение косовских сербов из переговоров по Косову и попытки Белграда заставить их задним числом согласиться с положениями брюссельского документа, подготовленного у них за спиной, выглядят еще более странно. В то время как албанские лидеры говорят о нерешенности «албанского вопроса», власти Сербии всячески пытаются отгородиться от своих соотечественников, проживающих с ними (по  Конституции) в одном государстве.

Что же касается согласия Белграда на исключительную посредническую роль в переговорном процессе Евросоюза, то и здесь происходит опасная подмена понятий. Главным триумфатором в процессе развития событий вокруг Косова становится не ЕС, а НАТО. Согласно существующему в Брюсселе негласному правилу, прежде чем вступить в ЕС, та или иная страна должна стать членом Североатлантического альянса.  Ситуация с разделенным и порабощаемым в финансовом отношении Кипром рискует повториться с Сербией, которая нужна Западу не в роли равноправного участника единого экономического пространства ЕС, а как антироссийский военно-политический форпост на Балканах.

В сложившейся ситуации именно возвращение косовской проблемы в ООН может стать реальным средством противодействия политике НАТО/ЕС в отношении Сербии и сербов. Другим таким средством является подключение Белграда к интеграционным проектам с участием России. В противном случае под угрозой окажется не только сербская государственность, но и жизнеспособность сербского народа.


[1] http://www.dverisrpske.com/sr-CS/nasa-politika/saopstenja/2013/maj/dver…
[2] Hasani E. The Solution of the Albanian Question as a Precondition for Fruitful Cooperation in the Balkans // Connections. Vol. II. No 2. June 2003. С.46-47.
[3] The Albanian Daily News Bulletin, 05.01.2013

ИСКЕНДЕРОВ Петр Ахмедович, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель радиостанции «Голос России»