Мобильная версия Сегодня: 26.05.2016 Обновлено в 12:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Стивен Коэн заявил, что НАТО может готовиться к реальной войне с Россией...

Путин: нужно создать зону сотрудничества от Атлантики до Тихого океана...

В Японии открылся саммит «большой семерки»...

Туск - за продление европейских санкций против России...

Нефть дорожает на данных Минэнерго США до $50 за баррель и выше...

ВВС Израиля нанесли удары по сектору Газа...

Пентагон: США надолго оставят войска в Афганистане...

«Обманщица Хиллари» уступает Трампу: что случилось с фавориткой предвыборной кампании...

Совет еще одной итальянской области рассмотрит резолюцию о признании Крыма...

Россия сообщила ООН об участии турецких компаний в снабжении "ИГ" компонентами для взрывчаток...

Брат президента Казахстана купил половину украинского Евробанка...

Владимир Путин: Россия восстанавливает сотрудничество с Францией...

Венгрия выступила против автоматического продления антироссийских санкций...

Могерини: Евросоюз празднует освобождение Савченко...

Туркмения и Узбекистан закрыли границу с Казахстаном...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Золото центральных банков: история тихой экспроприации (I)

Валентин КАТАСОНОВ | 10.05.2013 | 14:00
 

В последнее время золото стало одной из ключевых тем мировых СМИ. Интерес к желтому металлу подогревается сообщениями о планах Германии и других стран произвести репатриацию своих золотых запасов из США и Великобритании, куда они переводились в разное время. Начались бурные дискуссии по поводу того, насколько надежно центральные банки и министерства финансов осуществляют хранение доверенных им резервов золота. Возникли подозрения, что золота там меньше, чем официально сообщается. В настоящей статье выдвигается предположение, что в хранилищах центральных банков ведущих экономически развитых стран золота практически не осталось…

1.  Золотые распродажи, или Верхняя часть айсберга

Центральные банки на протяжении четырех десятилетий освобождались от своих золотых запасов. Практиковались две формы такого «освобождения»: а) публичные продажи металла; б) тайные операции.

Самое простое и очевидное - публичные распродажи желтого металла, которого в официальных резервах всех стран мира и международных организаций в 1975 году насчитывалось 36,7 тыс. т. (1) Они представляют верхнюю, видимую часть айсберга. Распродажи начались сразу же после того, как сначала де-факто, а затем де-юре был ликвидирован золотодолларовый стандарт (70-е годы ХХ века). Все продажи золота из официальных запасов можно условно разделить на три категории:

1. Ранние продажи во второй половине 70-х до начала 80-х гг. прошлого века. Это были аукционы, организованные Казначейством США и Международным валютным фондом;

2. Продажи центральных банков в рамках так называемых вашингтонских соглашений по золоту, которые начали действовать с осени 1999 года;

3.  Разрозненные продажи отдельных центральных банков и международных организаций в разные годы.

В 70-х гг. США продали 530 т, МВФ – 732 т, всего 1.262 тонны. В 1980-е гг. денежные власти в мире почти не совершали ни продаж, ни покупок желтого металла, его резервы находились в «замороженном» состоянии. В 1990-е гг. чистые продажи золота из официальных резервов экономически развитых стран составили уже внушительную сумму в 2,9 тыс. т. (2) В конце 2000 года официальные резервы золота в мире были на 3,6 тыс. т меньше, чем в 1975 г. (3)

С начала нового века продажи осуществлялись преимущественно в рамках вашингтонских соглашений. В сентябре 1999 года в Вашингтоне было подписано соглашение между 17 центральными банками, включая ЕЦБ, о продажах золота на пятилетний период. Впоследствии оно получило название «Первое вашингтонское соглашение по золоту» (ВСЗ-1). Официально было заявлено, что это соглашение преследовало цель сдерживать продажи желтого металла центральными банками для того, чтобы не обрушивать рынок золота. На самом деле цель была противоположной – обязать центральные банки продавать металл из своих запасов для поддержания низких цен на золото. Были определены «разнарядки» для отдельных стран, всего на пять лет планировалось выбросить на рынок 2 тысячи тонн металла. В сентябре 2004 года соглашение было переоформлено с установлением новых норм продаж для отдельных участников, оно стало называться «Вторым вашингтонским соглашением по золоту» (ВСЗ-2). Наконец, в сентябре 2009 года появилось «Третье вашингтонское соглашение по золоту» (ВСЗ-3). Больше всего золота в рамках вашингтонских соглашений было продано Швейцарией (1300 тонн). Далее следуют Франция, Великобритания, Нидерланды. Среди других стран – Испания, Португалия. Среднегодовые объемы чистых продаж центральных банков в период 2001-2009 гг. были равны 385 т. Однако в 2009 году, в момент апогея финансового кризиса, в политике центральных банков произошел разворот: из чистых продавцов они превратились в чистых покупателей желтого металла. Этот разворот попытался нивелировать Международный валютный фонд, который в период с сентября 2009 г. по декабрь 2010 г. продал из своих запасов 403 т желтого металла.

Всего за сорок лет после краха золотого стандарта из официальных запасов было продано в общей сложности около 6,5 тыс. тонн желтого металла (чистые продажи), что сократило официальные запасы примерно на 18 процентов (4). В настоящее время эти запасы, согласно официальным данным, ненамного превышают 30 тыс. тонн.

2. Распродажи золота - тоже ограбление

Детальный анализ многих операций по продаже золота центральными банками показывает, что сделки совершались в те моменты, когда они были наиболее выгодны не продавцу, а покупателям. Приведем лишь два примера.

В период 1999 – 2002 гг., когда мировой рынок золота находился на самой нижней точке по сравнению с предыдущим двадцатилетием, Банк Англии продал на 17 аукционах более половины официального золотого запаса страны, или почти 400 т желтого металла. Решение о продаже было принято тогдашним министром финансов Гордоном Брауном (Gordon Brown). К началу продаж запас составлял 715 т золота, в конце – немногим более 300 тонн. Выручка от продажи металла была конвертирована в доллары США, евро, иены. В 2010 году началось расследование этой истории. На момент расследования (весна 2010 года) цена на золото была выше цены на момент распродажи золотого запаса более чем в четыре раза (1.250 долл. за тройскую унцию против 256-296 долл.). Получалось, что к этому времени убытки от продажи золота достигли примерно 7 млрд. фунтов стерлингов. Примечательно, что в период 1999-2001 гг. министром финансов в США был Ларри Саммерс, который находился в тесном контакте с Гордоном Брауном и оказывал на него давление при принятии решения о продаже золота (5).

Другой пример - Швейцария. В 1999 году официальный запас золота Швейцарии был равен 2.590 тонн, что ставило эту страну по золотому запасу на второе место после США. В период 2000-2005 гг. Швейцарский национальный банк продал в общей сложности 1300 т золота. Средняя цена на золото в этот период времени составляла 350 долл. за тройскую унцию (диапазон от 250 до 450 долл.). Осенью 2012 года цена на желтый металл приблизилась на мировых рынках к отметке 1.800 долл.; это более чем в пять раз превысило среднюю цену за период 2000-2005 гг. Не трудно подсчитать, что убыток от такой операции на конец прошлого года составил 60 млрд. долл. Это в несколько раз больше, чем потери от продажи золотого запаса Англии Гордоном Брауном.

Приведенные примеры убедительно показывают, что золотые продажи были нужны не денежным властям и не гражданам Великобритании и Швейцарии, а покупателям, которые предпочитали себя не афишировать.

3. 1990-е годы: тайные операции по выведению золота из подвалов центральных банков

В 1990-е годы, по мнению многих экспертов, центральные банки приступили к активному использованию золотых запасов для предоставления металла в лизинг (разновидность кредитных операций). Операции с золотом держались в секрете от публики, включая законодателей и правительства. Одной из главных целей таких тайных операций было подавить цены на желтый металл, который неявно продолжал оставаться конкурентом доллара США. Финансовой олигархии (владельцам «печатного станка» ФРС) в это время нужен был сильный доллар, чтобы осуществлять с его помощью активную скупку активов по всему миру (в этом - вся суть финансовой и экономической «глобализации»). Раскрытием тайных замыслов мировой финансовой олигархии, подчинившей своим интересам центральные банки большинства стран мира, занялись многие эксперты. Была даже создана организация GATA (Gold Anti-Trust Action), которая поставила своей целью раскрыть тайные операции «золотого картеля». Последний, по мнению экспертов GATA, был предназначен для подавления цен на желтый металл за счет использования ресурсов центральных банков и казначейств. В состав картеля входили Федеральный резервный банк Нью-Йорка, Банк Англии, банки Уолл-стрит (в первую очередь, инвестиционный банк Goldman Sachs), другие банки и финансовые компании, в том числе европейские. Для проведения отдельных операций подключались также центральные банки других стран (например, Бундесбанк, Швейцарский национальный банк), золотодобывающие компании. Даже такая авторитетная организация, тесно завязанная на золотодобычу, как Gold Fields Mineral Services (GFMS), признавала, что в начале XXI века за пределами центральных банков находилось около 5 тысяч тонн желтого металла, который числился на балансах ЦБ. Известный западный эксперт в области золота Джеймс Терк (James Turk), используя как денежную, так и таможенную статистику Великобритании и США, пришел к выводу, что только в этих двух странах тайная утечка металла из официальных резервов за период 1991-2002 гг. составила 7.287 тонн.

Еще более впечатляющими являются оценки известного эксперта в области золота Фрэнка Венерозо (Frank Veneroso), который в 1998 году опубликовал выдающийся отчет о рынке золота под названием «Ежегодная золотая книга-1998». В нем Венерозо приходит к заключению, что продажи золота центральными банками искусственно подавляли весь объем спроса на золото примерно на 1,600 тонн в год (при 4,000 тонн ежегодного предложения на рынке). Из 33.000 тонн, которые по тем временам официально имелись у центробанков, на физическое золото, по подсчетам Венерозо, в действительности приходилось 18.000 тонн. За пределами ЦБ обращалось около 15.000 тонн металла, переданного внешним организациям посредством лизинговых, кредитных сделок и операций «своп» (обмен золота на другие активы на условиях обратного обмена золота). В принципе оценки Венерозо не идут вразрез с оценками Джеймса Терка. Они являются более широкими, так как учитывают выведение официального золота не только по двум странам, но по большинству ведущих центральных банков.

4. Бухгалтерские трюки центральных банков

Если западные центробанки действительно дают в лизинг свои физические резервы, они не должны раскрывать информацию о конкретных объемах золота, покидающего их хранилища. В соответствии с размещённом на сайте Европейского центрального банка (ЕЦБ) документом касательно статистического учета золотовалютных резервов Евросистемы существующие рекомендации к отчетности не требуют от центробанков проводить грань между золотом, которое находится в их сейфах, и золотом, которое они передали на сторону посредством лизинга или операций «своп». В документе говорится, что «обратимые операции с золотом не оказывают влияния на уровень золотого запаса независимо от вида операции (то есть золотые свопы, соглашения репо, депозиты или займы), проводимой в соответствии с рекомендациями, содержащимися в директивах МВФ» (6). Таким образом, согласно существующим директивам к отчетности, центральным банкам разрешено и далее учитывать физическое золото на своем балансе - даже если они целиком и полностью обменяли его на что-либо или отдали в лизинг. Это можно увидеть по тому, как западные центробанки называют свои золотые резервы. Например, правительство Великобритании называет свой золотой запас «Золото (включая золото в свопах и займах)». Это точная формулировка, используемая в официальных сообщениях. Это же происходит и в Минфине США, и в ЕЦБ, которые называют свои золотые резервы «Золото, включая золотые депозиты», «Золото, включая золото в свопах», «Золото, включая золотые депозиты и золото в свопах». Очень немногие центральные банки в своих отчетах уточняют, какая именно часть их официальных золотых запасов хранится в виде физического металла, а также какая часть была отдана в качестве займов или свопов и так далее. Вряд ли укреплению авторитета центрального банка способствует признание его руководством того, что его золото отдано взаймы посредникам в виде «банков-дилеров», которые берут это золото и продают его, например, Китаю. Однако цифры определенно дают повод предполагать, что именно это и происходит. Скорее всего, золото центробанков пропало, и банки-дилеры, продавшие его, не имеют реальных шансов вернуть его обратно (7).

(Окончание следует)

(1) В том числе официальные резервы экономически развитых стран - 28,1 тыс. т, развивающихся стран – 3,6 тыс. т, международных организаций (Международный валютный фонд, Банк международных расчетов в Базеле) – 5,0 тыс. т.
(2) С.М. Борисов. Золото в современном мире. – М.: Наука, 2006, с.86.
(3) Всего официальные резервы составили 33,0 тыс. т, в том числе официальные резервы экономически развитых стран - 24,0 тыс. т, развивающихся стран (сюда же включены бывшие социалистические страны) – 4,8 тыс. т, международных организаций (Международный валютный фонд, Банк международных расчетов в Базеле, Европейский центральный банк) – 4,2 тыс. т.
(4) «Возросшая монетарная роль золота укрепляет его среднесрочные перспективы» // 7 июля 2011 // "ЭлитТрейдер.Ру"
(5) Будучи министром финансов, Саммерс был также главой Фонда валютной стабилизации (Exchange Stabilization Fund), основного механизма правительства США по снабжению рынков физическим металлом. Маловероятно, что Браун, продавая золотой запас, действовал в одиночку. Эксперты утверждают, что Вашингтон за счет официальных запасов США также снабжал рынок золота через свопы и лизинговые соглашения, которые никогда не были зарегистрированы как смена собственников. Цель этих операций – подавление цен на мировом рынке золота.
(6) http://www.snb.ch/en/mmr/reference/annrep_2011_komplett/source
(7) Подробнее о секретах учета золота центральными банками см.: В.Ю. Катасонов. Золото в экономике и политике России. – М.: Анкил, 2009, с. 57-63.
 

 
Метки: Германия США Европейский Союз Великобритания ЕЦБ
 

 
Рейтинг: 4.9 (105)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Дмитрий СЕДОВ

Всемирный гуманитарный саммит в Стамбуле: празднословие и ханжество

Генсек ООН Пан Ги Мун и его Секретариат провели в Стамбуле 23-24 мая Всемирный гуманитарный саммит, о котором сказано, что он должен открыть новую эпоху в жизни человечества - эпоху международного сотрудничества в ликвидации гуманитарных катастроф... Все гуманитарные катастрофы имеют конкретных творцов. Они известны, но большинство из них на саммит в Стамбул не прибыли. За исключением разве что Эрдогана как хозяина саммита да Петра Порошенко, не пропускающего ни одной возможности вылить ведро помоев на Москву... 

26.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи