Перейти к основному содержанию

Брюссельские переговоры приобретают германский дух

Германское руководство явно продолжает оставаться заложником представлений начала 1990-х годов, которые сами немецкие эксперты характеризуют как «проведение внешней политики на автопилоте»... Германское «миссионерство с позиции силы» очень хорошо заметно именно на Балканах – но оно же одновременно является источником нарастания противоречий в рядах самого ЕС... За решение конкретных вопросов возьмется традиционный внешнеполитический партнер Германии – Австрия...

Процесс «нормализации» отношений Белграда и Приштины – в том виде, как это понимает руководство Европейского союза, – окончательно распался на две составляющие, слабо связанные друг с другом. Первая составляющая – вялотекущая выработка «дорожной карты» по реализации апрельских договоренностей, внесение изменений в законодательство и другие технические вопросы. Не приходится сомневаться, что и правительство Сербии, и власти Косово доведут данные процессы до своего логического завершения. В этом плане симптоматичен тот факт, что решение этих вопросов с косовской стороны доверено вице-премьеру Эдите Тахири, которая уже имеет богатый опыт подобной рутинной работы. [1]

Однако гораздо более важным вопросом представляются перспективы развития отношений между Белградом и Брюсселем. А его решение зависит уже не от договоренностей с Приштиной, а от расстановки политических сил в самом Евросоюзе и в его ведущей державе – Германии. Имеющаяся информация позволяет утверждать, что само обнародование даты начала переговоров о приеме Сербии в ЕС и тем более ее конкретное наполнение окончательно превратились в элемент внутриполитической борьбы в преддверии намеченных на конец сентября выборов в германский бундестаг. В настоящее время в лагере ведущих немецких партий и политиков наметился существенный раскол по вопросу о Сербии. Федеральный канцлер и лидер партии ХДС Ангела Меркель, скорее, склонна поддержать сербскую заявку с тем, чтобы отчитаться перед избирателями в успешной реализации «косовского проекта» и переложить дальнейшее бремя дискуссий на Брюссель. Противостоящий ей лагерь возглавляют министр иностранных дел свободный демократ Гидо Вестервелле и кандидат на пост федерального канцлера от Социал-демократической партии Германии Пеер Штайнбрюк. Вестервелле убежден, что Берлин и Брюссель должны идти до конца и не пускать Сербию даже в прихожую ЕС без официального признания независимости Косово. Что же касается Штайнбрюка, то он на нынешней германской политической сцене занимает наиболее жесткую позицию в том, что касается Евросоюза и места в нем Германии. Он, в частности, уже прославился призывом «выбросить Венгрию, скатывающуюся к диктаторскому режиму, из ЕС», поскольку ее развитие «идет вразрез с демократией» - разумеется, в ее понимании самим Штайнбрюком. [2]

Жесткость риторики социал-демократов и свободных демократов во многом имеет внутригерманские корни. СвДП обречена на роль младшего партнера в любой конфигурации правящей коалиции, а потому единственным способом набрать политические очки в ходе неизбежных коалиционных переговоров для нее выступает жесткая риторика по ключевым внутренним и международным проблемам. Что же касается СДПГ, то она тем более вынуждена искать любой повод полемизировать с фрау Меркель и ее ХДС, дабы провести своего кандидата на пост федерального канцлера.

К тому же германское руководство явно продолжает оставаться заложником представлений начала 1990-х годов, которые сами немецкие эксперты характеризуют как «проведение внешней политики на автопилоте». Эта парадигма подразумевает, что с момента объединения Германии «мир и процветание должны быть навсегда гарантированы автоматически» вне зависимости от происходящих в Европе и во всем мире драматических изменений. [3] 

Подобное германское «миссионерство с позиции силы» очень хорошо заметно именно на Балканах – но оно же одновременно является источником нарастания противоречий в рядах самого ЕС. В этом плане вряд ли будет преувеличением подчеркнуть, что именно развитие отношений по линии «Берлин – остальная Европа» (которая, в свою очередь, все более внимательно присматривается не столько к Парижу, сколько к Лондону) в ближайшие годы будет определять расстановку сил как в рамках самого ЕС, так и по его восточному и юго-восточному периметру. Это напрямую касается и Сербии. Уже сейчас дипломатические источники в Брюсселе признают, что решение по дате начала переговоров с Белградом зависит не от доклада Еврокомиссии и даже не от дискуссий в рамках намеченного на 28 июня саммита ЕС, а от заседания германского бундестага 25 июня. Такова сегодняшняя европейская Realpolitik, имеющая как немецкую форму, так и германское наполнение.

А за решение конкретных вопросов возьмется традиционный внешнеполитический партнер Германии – Австрия. Первой пробой сил на пути возрождения «венского процесса» по образу и подобию статусных переговоров 2006-2007 годов станет намеченная на 16 июня Международная конференция в австрийской столице. Согласно имеющейся информации, премьер-министр Косово Хашим Тачи уже заручился личным приглашением для участия в ней со стороны Министерства иностранных дел Австрии. Берлин и Вена намерены сделать данный форум первой международной площадкой, на которой пройдет апробация нового уровня отношений Белграда и Приштины. 

Примечания: 

[1] Epoka e Re, 10.06.2013
[3] Kleine-Brockhoff T., Maull H.W. The Limits of German Power // Internationale Politik. Volume 12. 2011. November/December. P.13.
[4] Tribuna, 10.06.2013
Оцените статью
0.0