Мобильная версия Сегодня: 26.06.2016 Обновлено в 00:38 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В Финляндии собирают подписи за проведение референдума о выходе из ЕС...

Аятолла Хаменеи: группировка "ИГ" была создана для уничтожения Ирана...

ВКС рассказали об итогах проверки Шойгу авиабазы Хмеймим...

Washington Post назвала следующих кандидатов на выход из ЕС...

Marketwatch: Сорос снова сделал деньги на Великобритании...

Россия и Китай подписали десятки соглашений о сотрудничестве...

Правительство Шотландии одобрило подготовку к новому референдуму о независимости...

В Словакии запустили петицию по референдуму о членстве в Евросоюзе...

Париж предлагает расторгнуть соглашения по мигрантам с Великобританией...

The Atlantic: в выходе Великобритании из Евросоюза виновата Меркель...

Си Цзиньпин: партнерство РФ и КНР вносит вклад в здоровое развитие международной политики...

США хотят завершить переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕС к концу года...

Главы МИД государств-основателей ЕС обсудят Brexit в Берлине...

Более полумиллиона противников Brexit выступают за новый референдум...

Порошенко призвал военную авиацию Киева готовиться к некоему «сдерживанию» России...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

В череде всемирных саммитов

Валентин КАТАСОНОВ | 16.06.2013 | 00:00
 

В календаре мировых событий постоянно присутствуют всемирные форумы, саммиты, съезды и встречи с экономической и финансовой тематикой. Большинство из них проводятся регулярно, в определенное время года. Это саммиты групп G7, G8, G20, Всемирный форум в Давосе, Международный экономический форум в Петербурге, ежегодные совместные совещания Всемирного банка и Международного валютного фонда. Ближайшие крупные форумы с участием России - встреча группы G8 в Северной Ирландии 17-18 июня 2013 г., Петербургский экономический форум 20-22 июня, саммит G20 в Петербурге 5-6 сентября… 

* * *

Мировые СМИ уделяют этим форумам очень большое внимание, стараясь уловить каждое слово VIP-участников. И так из года в год. Сериал под названием «мировые саммиты» по охвату аудитории может вполне конкурировать с мировыми чемпионатами по футболу и другими видами спорта. На каждом саммите говорятся правильные слова, все чаще слышна критика существующей мировой экономической системы, принимаются многочисленные решения и планы действий. Однако проходит некоторое время, даже не месяц, а неделя, и о прошедшем саммите никто почти не вспоминает. Потому что грядет следующий форум, на который СМИ переключают внимание аудитории. А что же в «сухом остатке»? Как выполняются принятые решения? Каков ход реализации одобренных планов действий? А вот об этом толком никто ничего сказать не может. Ведь у всех этих саммитов и форумов нет своей постоянно действующей организации, аппарата, экспертов. Они похожи на цирк-шапито, который приезжает в городишко N в начале лета, проводит несколько представлений и исчезает до следующего лета. После него остаются лишь оборванные афиши. А после всемирных форумов остаются не рваные афиши, а документы, которые редко читают даже узкие специалисты. 

Остановимся на G20. В 2013 году Россия председательствует в «группе двадцати» и активно участвует в подготовке повестки дня запланированной в Петербурге встречи. «Группа двадцати» в неявном виде существовала давно, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. Полноценная G20 была создана в ответ на финансовые кризисы и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой (emerging-market countries) не были адекватно представлены в мировых экономических дискуссиях и принятии решений. В разгар последнего финансового кризиса начали проводиться полноценные саммиты, т.е. встречи «двадцатки» на высшем уровне (президенты, премьер-министры). Их еще называют широкими, или политическими, саммитами. На сегодняшний день список широких саммитов «двадцатки» включает следующие встречи: 

1) Вашингтон, ноябрь 2008; 

2) Лондон, апрель 2009; 

3) Питтсбург (США), сентябрь 2009; 

4) Торонто, июнь 2010; 

5) Сеул, ноябрь 2010; 

6) Канны (Франция), ноябрь 2011; 

7) Лос-Кабос (Мексика), июнь 2012. 

Таким образом, предстоящая в Петербурге встреча «двадцатки» будет восьмой. На широких саммитах «двадцатки» (несмотря на то, что их называют политическими) преимущественно обсуждаются финансовые вопросы, а отчасти и экономические (например, энергетика, международная торговля). Вот далеко не полный список вопросов, выносившихся на повестку дня широких саммитов «двадцатки»: устойчивый рост, сокращение дефицитов государственных бюджетов, управление государственным долгом, валютные войны, ужесточение контроля над банками, расширение списка резервных валют, планы эмиссии наднациональной денежной единицы, наращивание капитала Международного валютного фонда и перераспределение квот стран-участниц в капитале Фонда, перестройка мировой финансовой архитектуры, повышение «прозрачности» участников финансовых рынков и улучшение отчетности финансовых организаций, регулирование рынков финансовых производных инструментов и т.д. Многие из этих вопросов предварительно обсуждаются на узких, финансовых саммитах «двадцатки». 

 * * *

С момента первого саммита «двадцатки» в Вашингтоне прошло пять с половиной лет. Что можно сказать о «сухом остатке» этих встреч? 

Во-первых, часть обсуждавшихся на первых саммитах вопросов в связи с окончанием первой фазы мирового финансового кризиса и возникновением иллюзии относительной финансовой устойчивости в мире вообще перестали подниматься на последних саммитах. Например, вопросы о перестройке мировой финансовой архитектуры. И не потому, что они были решены, а потому, что грозовая туча финансового кризиса прошла и участники саммитов облегченно вздохнули, пустив все на самотек. Так, в Вашингтоне и особенно в Лондоне обсуждался проект создания некоего наднационального института (мирового центрального банка), который бы занялся выпуском наднациональной денежной единицы. В качестве такого института предлагалось также использовать имеющийся Международный валютный фонд, предоставив ему полномочия выпуска денежной единицы СДР - «специальные права заимствования» (250 млрд. СДР на первом этапе). Сегодня эти темы вообще исчезли из повестки дня саммитов, в том числе G20.

Во-вторых, часть поднятых на саммитах «двадцатки» проблем не только не была решена за истекшие годы, но, наоборот, еще более усугубилась. Особенно это касается таких проблем, как дефициты государственных бюджетов и государственный долг. Долговой кризис в Европе начался уже после того, как в Лондоне, Питтсбурге и Торонто были сказаны правильные слова об угрозах, порождаемых несбалансированностью бюджетов и растущей государственной задолженностью. Тенденция к некоторому снижению объемов операций с деривативами, которая обозначилась во время мирового финансового кризиса, была прервана, начался новый раунд надувания деривативных «пузырей». 

В-третьих, решение некоторых даже не самых сложных проблем, по которым вроде бы вначале был полный «консенсус», начинает буксовать. Например, хотели увеличить капитал Международного валютного фонда на 600 млрд. долл. (т.е. довести его общую величину до 1 триллиона долларов). А также пересмотреть квоты по капиталу и голосам в Фонде в пользу развивающихся стран, особенно тех, которые демонстрируют в последние годы динамичное развитие (страны БРИКС). Однако и тут также возникли проблемы. Даты и количественные показатели начали пересматриваться. Даты стали переноситься на более дальние годы, а объемы капитала и квоты развивающихся стран - урезаться. 

* * *

В целом за пять с лишним лет после начала саммитов «двадцатки» никаких кардинальных шагов, которые позволили бы защитить мир от второй волны финансового кризиса, не было сделано. Все вернулось на круги своя. Причем сегодня мировая экономика и международные финансы стали еще более несбалансированными. «Печатные станки» выбрасывают на рынки гигантские количества денежной массы, и это называется «количественными смягчениями». Этим сегодня занимаются и Федеральный резерв США, и Европейский центральный банк, и Банк Англии, и Банк Японии. Продукция «печатных станков» в странах «золотого миллиарда» в основном обменивается на долговые бумаги правительств. Таким проверенным способом происходит затыкание бюджетных «дыр», которое ведет к бесконечному наращиванию государственного долга. Можно еще добавить, что все большую часть долговых бумаг правительств стран «золотого миллиарда» покупают страны периферии мирового капитализма. Ведь они фактически сегодня кормят и обихаживают Запад, получая за это денежные фантики, накапливаемые в виде золотовалютных резервов. Очевидно, что группа «двадцати» - симбиоз двух принципиально различных групп стран. Одна группа – страны Запада, которые выступают в мировой экономике в качестве потребителей. Вторая группа – страны периферии, которые выступают в роли производителей реальных товаров и кормильцев Запада. Доминирование Запада в этом симбиозе обеспечивается за счет того, что он (Запад) добился монопольного права на печатание денег (доллары, евро) и абсолютного доминирования в военной области. Военная сила и является надежным (и единственным) обеспечением так называемых резервных валют – доллара, евро, фунта стерлингов. Иначе говоря, в мире сложился своеобразный «союз лошади и наездника». Именно поэтому в рамках саммитов «двадцатки» трудно рассчитывать на достижение каких-то разумных компромиссов и практических шагов по выравниванию мировых экономических и финансовых дисбалансов. Оттого эти форумы и сопровождаются красивыми речами, после которых не образуется никакого «твердого остатка». 

* * *

В этом смысле гораздо более продуктивными в плане принятия конкретных решений должны выглядеть саммиты «группы семи», куда входят лишь экономически развитые страны, костяк «золотого миллиарда». Правда, есть еще «группа восьми». Это та же «семерка», но с добавлением России. Россию на заседания «семерки» стали приглашать с начала 1990-х годов, вежливо предлагая ей «приставной стульчик». Популярной в прошлом столетии была формула встреч: «7 + 1». Семь стран Запада, а также Россия в «предбаннике» саммита. «Восьмерка» - это тактика Запада, маневр, направленный на то, чтобы создать видимость того, что у Запада и России – единые ценности, единые цели. А вот «семерка» - это уже стратегия единого Запада, стратегия лидеров «золотого миллиарда» по укреплению в мире своих позиций – политических, экономических и финансовых. За счет периферии мирового капитализма. 

Некоторое время «восьмерка» имела два формата встреч – широкий и узкий. Широкий, или политический, – встречи лидеров стран-участниц (президентов, премьер-министров). И узкий, или финансовый, формат – встречи министров финансов и руководителей центральных банков. Финансовый формат встреч давно уже стал традицией для руководителей ведущих стран Запада. Первые финансовые «шестерки» и «семерки» проводились еще в 70-е годы прошлого века. В феврале 2006 года впервые была проведена встреча министров финансов и руководителей центральных банков с участием России – получилась финансовая «восьмерка». Однако финансовая «восьмерка» просуществовала недолго. Россию из финансовых саммитов исключили. Уже в феврале 2010 года финансовая встреча в Канаде проходила без российских министра финансов А. Кудрина и председателя Банка России С. Игнатьева. Финансовая «семерка» опять стала существовать в привычном для нее режиме. Присутствие России на финансовых саммитах явно затрудняло Западу выработку единых решений по вопросам перестройки мировых финансов. Однако, чтобы Россия не совсем обиделась, ей разрешили продолжать присутствовать на широких, политических саммитах «восьмерки». Правда, политические «восьмерки» давно уже превратились в откровенную говорильню, участники которой заняты лишь тем, что зарабатывают себе политические очки. 

А вот информация о финансовых саммитах «семерки» остается по-прежнему достаточно закрытой - по сравнению как с политическими саммитами «восьмерки», так и с финансовыми саммитами «двадцатки». Между тем на финансовых встречах семи ведущих стран Запада готовятся решения, которые действительно могут приводить к серьезным изменениям мировой финансовой системы. Такие решения могут оказываться неожиданными даже для руководителей некоторых стран, формально находящихся в зоне «золотого миллиарда». Таких стран, как Греция или Португалия. Последняя финансовая «семерка» проходила совсем недавно, 10-11 мая в местечке Эйлсбери близ Лондона. Как всегда, никакого коммюнике по окончании встречи не публиковалось. Сообщения о самом заседании были предельно лаконичны. Известно, что там обсуждались такие вопросы, как бюджетная экономия в борьбе с долговым кризисом (особенно в ЕС), борьба с налоговыми «уклонистами», предотвращение банковских кризисов и банкротств. Некоторые эксперты полагают, что в рамках темы борьбы с налоговыми «уклонистами» участники саммита обсуждали планы «зачистки» офшоров, которая началась весной текущего года. А за темой предотвращения банковских кризисов скрывались обсуждения дальнейших шагов по распространению в мире кипрского опыта по конфискации банковских депозитов. 

 
Метки: США Европейский Союз Россия G8 G20
 

 
Рейтинг: 5.0 (31)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Елена ГУСЬКОВА

«Проиграл Кэмерон, проиграет и Вучич!»

...Для Сербии, которая добивается благосклонного внимания Брюсселя давно и безнадёжно (15 лет!), результаты референдума в одной из самых стабильных стран Европы стали плохим знаком. Руководство страны давно убеждает народ, что вступлению Сербии в ЕС нет альтернативы. А тут Великобритания голосами миллионов своих граждан говорит, что альтернатива налицо – возможность существования вне европейской семьи (если это ещё позволено называть семьёй). Как объяснить сербам, что их «безальтернативный» путь в ЕС – правильный, а британский – нет?..

25.06.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи