Египет: первое за время «арабской весны» поражение политического ислама

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Отстранение военными от власти избранного в июне 2012 г. президента Мухаммеда Мурси, одного из лидеров движения «Братья-мусульмане», состоявшееся 3 июля 2013 года, стало логическим следствием раскола в египетском обществе. На раскол указывали уже итоги президентских выборов 2012 года: разрыв в числе голосов, поданных за Мурси (51,7%) и за его оппонента Ахмеда Шафика (48%), бывшего премьер-министра, представлявшего оппозиционные исламистам силы, связанные с армией и теми слоями общества, которые не считали «Братьев» способными руководить Египтом, был совсем небольшим. 

В массовом протесте против коррумпированного и авторитарного режима Мубарака участвовали разные общественные силы – либерально-демократические, националистические, левые, исламистские. Однако результатами египетской революции воспользовались последние, а именно «Братья-мусульмане». Хотя следует отметить достаточно высокую поддержку избирателями Хамдена Сабахи, лидера партии «Достоинство» (по-арабски - Карама), ориентированной на насеристскую, левую идеологию. Он получил 20,72% голосов избирателей в первом туре президентских выборов. В то же время часть сторонников Х. Сабахи во втором туре президентских выборов, когда борьба за президентский пост шла между М.Мурси и А.Шафиком, голосовала за Мурси, считали Шафика,  связанным с режимом Мубарака.  

После своего избрания Мурси заявил, что он «является президентом всех египтян», но на деле он попытался монополизировать власть, добиваясь воплощения в жизнь суннитского «исламского проект». Президент Мурси фактически установил контроль над всеми ветвями власти - законодательной, исполнительной, судебной. Он регулярно консультировался по важнейшим государственным вопросам с руководителем «Братьев» Мухаммедом Бади и его заместителем по финансовым вопросам мультимиллионером Хайратом Шатером. 

При Мурси наряду с салафитскими партиями «Нур» (Свет) и «Салафитский призыв» свои политические партии создавали ранее не брезговавшие террором исламистские группировки «Исламский джихад» и «Исламская группа». Исламисты усиливали своё влияние в стране. Так, на один из губернаторских постов был назначен представитель этих движений, ранее участвовавший в террористических акциях. Стали создаваться военизированные отряды «исламской милиции».  Во внешней политике Мурси открыто поддержал вооруженную сирийскую оппозицию, в результате чего десятки египетских исламистов воевали в ее рядах в Сирии. В Каире в 2012 г. была открыта штаб-квартира сирийских радикальных оппозиционеров «Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил» (НКРОС), при помощи которой исламистские наемники из разных стран направлялись в Сирию. Джихадисты из числа египетских «Братьев» пытались даже экспортировать «исламский проект» в страны Персидского Залива, где, по их мнению, режимы не являются «подлинно исламскими». Так, в Объединенных арабских эмиратах (ОАЭ) в 2013 г. была арестована и предана суду группа египетских исламистов, планировавших, по заявлению властей ОАЭ, «совершить в стране государственный переворот» и «распространить свою деятельность на Саудовскую Аравию», что вызвало определенную напряженность в отношениях между ОАЭ и Египтом. 

Приоритетными для Мурси были отношения с Соединёнными Штатами, Катаром, который оказывал ему финансовую помощь, и Турцией, с которой Мурси намеревался осуществлять «исламский суннитский проект». Находясь в США с официальным визитом в 2012 г., Мурси подтвердил, что не намерен пересматривать Кэмп-Дэвидский мирный договор 1979 года с Израилем.  Во внутренней политике руководство Мурси, несмотря на финансовые субсидии из Катара и некоторые меры по протекционистской защите национальной экономики, не смогло предпринять что-либо конкретное по выходу страны из кризиса. Острые социально-экономические проблемы и коррупция во власти, ставшие основной причиной египетской революции января 2011 г., сохранялись. Более того, они обострялись.  Если в 2010 г. около 40% египтян жило на доход менее $2 в день, то в 2012 г. число этих полунищих увеличилось до 50%. Из-за политической нестабильности резко снизились доходы от туризма. 

Всё это усиливало разочарование и недовольство тех сил, которые принимали участие в свержении режима Мубарака. Они чувствовали себя оттесненными от принятия решений и видели, что плоды революции монополизировали исламисты. Политика режима по усилению роли ислама в общественно-политической жизни провоцировала протест той части населения, которая стремилась сохранить светские ценности, углубляла размежевание в обществе, усиливала социальную напряженность. 

К выступлениям против режима Мурси и к острой полемике в общественно-политических кругах подтолкнуло принятие новой конституции (на общенациональном референдуме в декабре 2012 г. за нее проголосовали 57% имевших право голоса египтян). Многие ее пункты, выработанные Комитетом конституционной ассамблеи, где большинство членов являлись сторонниками «Братьев-мусульман» и салафитской партии «Нур», вызывали резкую критику оппозиции, а также правозащитной организации «Human Rights Watch» (HRW). Критиковались, например, как «не соответствующие международным демократическим нормам» пункты о положении женщин, указание на «Аль-Азхар» (наиболее известный и влиятельный мусульманский университет в арабо-мусульманском мире) как «на верховного и единственного арбитра  в вопросах шариата» и «главный источник законодательной базы». 

Мурси реагировал на критику достаточно жёстко: закрывал неугодные издания и начинал судебные процессы против журналистов. Это консолидировало либерально-демократические, националистические и левые силы, выступавшие в защиту «светского характера» Египта. Был сформирован политический блок «Фронт национального спасения», в который вошли такие влиятельные партии, как «Египетский конгресс», возглавляемый бывшим генеральным секретарем ЛАГ Амр Мусой, «Карама» (Достоинство) во главе с Хамданом Сабахи и «Дустур» («Конституция»), председателем которой является бывший директор МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи. Затем было создано движение протеста «Тамарруд» (Возмущение), одним из основателей которого стал Махмуд Бадр, ярый противник Мурси. В это движение вошли многие партии и группировки, оппозиционные Мурси и «Братьям-мусульманам». 

Политические оппоненты Мурси начали проводить массовые демонстрации под лозунгами «Конституция для всех египтян», «Социальная справедливость и единство». К лету 2013 г. эти выступления достигли высокого накала. В ряде случаев они перерастали в столкновения со сторонниками президента Мурси, появились многочисленные жертвы. Предложенный национальный диалог между оппозиционными силами и сторонниками президента так и не состоялся. Конфронтация нарастала по мере увеличения числа жертв с обеих сторон. Причем в среде исламистов также произошел раскол. Часть салафитов не поддержала Мурси и выступила против его авторитарных методов.  Среди противников Мурси, обвинявших его в действиях по указке «Братьев», стал популярен лозунг «Ускут хукм аль-муршид» (Долой власть муршида – верховного лидера «Братьев-мусульман»). Оппозиционные движения, по их заявлениям, собрали 23 млн направленных в Конституционный суд подписей (по другим данным, подписей было 30 млн) с требованием отстранения Мурси от власти. 

В стане  президента началось размежевание, из его правительства вышли четыре министра, в том числе министр иностранных дел. В нескольких городах имели место нападения противников Мурси на штаб-квартиры «Братьев» и их политического крыла Партии свободы и справедливости. Причем полиция и армия не брали их под охрану. Более того, нередко полицейские переодевались в штатское и участвовали в демонстрациях протеста против Мурси. Дело в том, что бывший президент либо не решился на радикальную чистку силовых структур, которую собирался провести, либо у него не хватило на это времени. 

В результате для руководства Мурси создалась довольно опасная ситуация, когда армия, службы безопасности и полиции, на протяжении десятков лет боровшиеся с исламистами, в своем большинстве были настроены против них. Военные в Египте, как и во многих других арабских странах, не только защищают страну от внешней угрозы - они играют важную роль в политике, экономике и бизнесе. Такова традиция, которой в Египте насчитывается уже более 60 лет назад.  Все президенты независимого Египта, за исключением Мурси, являлись выходцами из армейской среды. Примерно треть экономики страны контролируется военными. Армия проявила нейтралитет в период египетской революции января 2011 г., массовых народных протестов и свержения режима Мубарака. Однако приход к власти исламистов в лице президента Мурси, отстранение им от власти Высшего совета вооруженных сил во главе с маршалом Тантауи, хотя и поданное как почетный уход в отставку, намерение исламистов провести радикальную чистку армии и силовых структур и ограничить роль армии в политике и в экономике не могли не восприниматься военными как угроза их интересам. Поэтому совершенно логичным стало выступление армии с ультиматумом президенту Мурси в конце июня 2013 г., на пике кровопролитного противостояния его противников и сторонников, грозившего гражданской войной и распадом страны. 

Армия в лице министра обороны Абд аль-Фатаха Сиси потребовала от руководства Мурси немедленно найти политический консенсус, заявив, что в противном случае она «возьмет на себя ответственность по защите египетского народа и территориальной целостности страны». Мурси отверг ультиматум. 3 июля 2013 г. армия, действуя при поддержке руководства полиции, спецслужб, а также великого муфтия Египта, коптского патриарха и руководства Конституционного суда, приостановила действие Конституции и отстранила президента Мурси от власти. Он был помещен под домашний арест. По обвинению в призывах к насилию были арестованы несколько членов руководства и активистов «Братьев-мусульман». Временно исполняющим обязанности президента был назначен глава Конституционного суда Адли Мансур, который объявил, что досрочные парламентские и президентские выборы планируются на начало 2014 г.  

То, что произошло в Египте в конце июня – начале июля 2013 года, является первым за всё время «арабской весны» поражением политического ислама. Основной причиной поражения исламистов стала неспособность их лидеров хотя бы нащупать выход из социально-экономического кризиса, послужившего главным фактором социального взрыва в Египте в январе 2011 года. Справедливости ради надо отметить, что этот кризис и невозможно преодолеть в рамках существующей модели египетской экономики, в условиях мирового финансово-экономического кризиса.  И в то же время в истории независимого Египта был период, когда руководство Гамаля Абдель Насера, используя рычаги участия государства в экономике, придавая ей социальную направленность, решало многие сложные социально-экономические проблемы. Возможно, какие-то элементы этого опыта могут быть использованы в Египте наших дней, да и не только там. 

Другим важным фактором, обусловившим падение режима Мурси, стало стремление его лидеров реализовать «исламский проект», исламизировать страну. Это само по себе является утопией, а в такой стране, как Египет, не могло не вести к конфронтации с представителями других религий и с той частью народа, которая не желает жить в «исламском государстве».   

Поражение исламистов в Египте имеет важное международное значение, меняя соотношение сил на Ближнем и Среднем Востоке. Позиции политического ислама в зоне «арабской весны» и среди сил, поддерживающих исламистов, серьёзно пошатнулись. Египетские военные предложили представителям сирийской вооружённой оппозиции ликвидировать свою штаб-квартиру в Каире и покинуть Египет, они запретили въезд в Египет сирийским боевикам, воевавшим против сирийских правительственных войск. В Тунисе уже формируется аналогичное египетскому движение «Тамарруд». Смена власти в Египте вызвала смятение в турецком руководстве. И хотя исламизм, прибегающий к террору, будет продолжать действовать, реванш его – даже при поддержке Запада – маловероятен…