Интересы США и Евразийский союз

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В середине ХХ века американские министры обороны с криками «Русские идут!» выпрыгивали из окошек военных госпиталей в Вашингтоне. По словам лечащих врачей, они были взбудоражены некими «голосами» в перетруженных головах. Сегодня, по прошествии более полувека, нечто подобное можно услышать на американских конференциях, которые теперь проводятся под видеокамеру для «радиоголосов» в помещениях без окон.

Весьма примечательно в данном контексте мероприятие, проведенное одним из старейших и авторитетных «мозговых центров» США – фондом «Наследие» (Heritage Foundation), стратегическим исследовательским институтом США, занимающимся широким спектром исследований международной политики. Оно состоялось в конце июня 2013 года в Вашингтоне в здании Heritage Foundation с участием дипломатов, ученых, аналитиков,  представителей Army War College U.S., Central Asia and Caucasus Institute, Kathryn and Shelby Cullorn Davis Institute for International Studies, Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies, Office of Sen. Risch, School of Advanced International Studies, Johns Hopkins University и др.

Фактически впервые с момента провозглашения инициативы создания Евразийского союза вашингтонские стратеги и эксперты, близкие к республиканцам, на таком уровне публично и всерьёз задались вопросом, угрожает ли этот проект интересам Соединенных Штатов и опасаются ли они его? Априори на этот вопрос отвечали, разумеется, утвердительно – хотя бы уже самим фактом привлечения весьма серьёзных структур. И подав на внешнем «фронте» сигнал к началу широкого информационного контрнаступления США на одном из важнейших направлений внешней политики России. А на внутреннем – солидаризировавшись с демократами посредством комплиментов в адрес экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон, ухитрившейся в конце 2012 года разглядеть неугодную Вашингтону «советскую угрозу» в экономическом возрождении и интеграции Евразии.

Де-факто подобные мероприятия прямо свидетельствуют: в Соединенных Штатах не только очень внимательно наблюдают за процессами евразийской интеграции, но и признают успехи постсоветских республик на этом пути. Этим, собственно, и вызвано беспокойство вашингтонских аналитиков по поводу того, что, «беря за основу модель Европейского союза и основываясь на других постсоветских проектах – СНГ, ОДКБ и Таможенном союзе, Россия стремится использовать Евразийский союз для интеграции энергии и потенциала пространства, объединявшегося ранее империей Романовых и СССР», а сам Евразийский союз, «состоящий в настоящее время только из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана – прим. Н.М.), по всей вероятности, будет включать Армению, Кыргызстан, Таджикистан и Украину».

Организаторы мероприятия четко проанонсировали «суть публичной дискуссии – обсуждение опытными участниками будущего Евразийского союза и что США должны сделать, чтобы защитить свои жизненно важные интересы и союзников в этой сфере». Тем самым они направили  лидеру России своеобразное предупреждение. А заодно выдали свой страх перед реальностью возникновения на Евразийском континенте нового «центра силы» - одного из полюсов формирующегося многополярного мира, а вовсе не навязываемой Вашингтоном международному сообществу «однополярности». Одновременно они, по сути, попытались позиционировать «на перспективу» Евразийский проект как «законный ответ Москвы на набирающий силу Китай и растущую проблему исламизма от Северного Кавказа до Сибири», стремясь тем самым заранее стравить Россию с китайцами и мусульманским миром.

На самом деле вашингтонских стратегов больше всего волнует ответ на вопрос: «Подвергнет ли новый конструируемый Россией блок опасности американские интересы?» Причем не только в  торговле и финансах (что было бы более или менее логичным, поскольку официальное название будущего объединения звучит «Евразийский экономический союз»). Но и буквально «в небесах, на земле и на море» («block air, sea, and land lanes»), принадлежащих участникам Евразийского проекта, которые американцы хотят прибрать к своим рукам, одновременно опасаясь, что участники проекта могут ограничить доступ США и НАТО к морским и сухопутным коммуникациям региона.

О том, чего хотелось бы американцам на постсоветском пространстве в действительности, еще до мероприятия в одном из интервью прямо заявил старший сотрудник Heritage Foundation по вопросам национальной безопасности Питер Брукс: «Отношения с Россией очень сложные и запутанные. Мы хотим изменить ситуацию таким образом, чтобы она защищала и продвигала интересы Америки, а это непросто». Не менее четко устремления вашингтонских стратегов сформулировал в первой половине июня и глава разведывательно-аналитического центра Stratfor, объединяющего не только бывших сотрудников спецслужб, госструктур, «мозговых центров» США, Джордж Фридман: «В сложившейся ситуации при дезорганизованности Европы ограничение влияния России по всему периметру ее границ и фиксация прозападных государств входит в сферу прямых интересов США».

Откровеннее не скажешь.