Латинская Америка между Китаем и США

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Расширение экономического сотрудничества Китая с Латинской Америкой – одна из важнейших международных тенденций. Чаще всего в качестве стабильного партнёра КНР на этом континенте называют Венесуэлу. В 2001 г. Пекин и Каракас перешли к стратегическому партнёрству, и сегодня экономики двух стран взаимосвязаны (Китай – третий по значимости торговый партнёр Венесуэлой, первое место занимают США). КНР выступает за создание Форума по сотрудничеству «Китай – Латинская Америка». Китайские дипломаты неоднократно заявляли, что южноамериканский континент и бассейн Карибского моря представляют для Пекина значительный интерес (доля региона в импорте Китая - 31%). 

В 2010 г. Пекин подписал контракты с Аргентиной об инвестициях в транспортную отрасль на 10 млрд. долларов. В том же году КНР заключила ряд соглашений с Колумбией о сотрудничестве в области туризма. В 2011 г. было подписано межправительственное соглашение с Боливией о сотрудничестве в космической отрасли сроком на 5 лет. В 2012 г. были сняты барьеры на пути импорта продовольствия из Чили в КНР. Бывший чилийский президент Эдуардо Фрей Руис-Тагле подчеркнул тогда, что в условиях пребывания Европы в тисках финансового кризиса и замедления темпов роста экономики Соединённых Штатов переориентация чилийской экономики на Азию имеет стратегическое значение. О стратегической важности сотрудничества с Пекином заявляют Куба, Перу, Эквадор, Уругвай, Бразилия, Коста-Рика... Не остаются без внимания Пекина и маленькие островные государства Карибского бассейна. Так, президент КНР Си Цзиньпин в мае 2013 г. посетил с официальным визитом Тринидад и Тобаго, государство, небольшое по размеру, но значительное по запасам природного газа. 

С 2005 по 2011 г. Китай предоставил южноамериканским государствам кредиты на сумму более $75 млрд., импортируя оттуда нефть, медь, железо. Эксперты предсказывают к 2015 г. вытеснение Китаем Евросоюза из латиноамериканской экономики, что превратит Пекин во второго по значимости торгового партнёра региона после США. Уже сейчас на фоне спада объёмов экспорта из Латинской Америки в США тот же показатель для Китая увеличился на 5%. После Азиатско-Тихоокеанского региона Латинская Америка – второй по объёму инвестиций регион для Китая. 

Экономическое сотрудничество с латиноамериканскими странами укрепляет продовольственную и энергетическую безопасность Китая, обеспечивают ёмкие рынки сбыта для китайских товаров, а в перспективе позволяет произвести реконфигурацию геополитического пространства на «заднем дворе» США в свою пользу. Это не значит, что у Пекина и его латиноамериканских партнёров нет противоречий, но противоречия лежат исключительно в экономической области, без примеси политики. Краеугольным камнем внешней политики Пекина является тактика сглаживания противоречий, способных помешать продвижению экономических интересов Поднебесной, и равнодушие к идеологическим ярлыкам, используемым Западом во внешней политике («демократия», «права человека» и т.п.). Такой подход оказывается эффективнее тактики давления, применяемой Западом. 

В Вашингтоне, похоже, в этих условиях, не рискуя оказывать жёсткое противодействие китайскому проникновению в Латинскую Америку, пытаются сделать всё, чтобы ограничить влияние КНР экономикой, не позволяя ему распространиться на политическую сферу. Однако мало вероятно, чтобы в долгосрочной перспективе Китай ограничился сугубо торговыми отношениями с государствами Латинской Америки. Так, Боливии по условиям предоставления китайского кредита уже поставлены всевозможные транспортные средства для нужд армии, и военно-техническое сотрудничество с южноамериканскими странами Пекин намерен продолжать. 

Кроме того, некоторые инициируемые китайцами инфраструктурные проекты будут способствовать не только экономическому, но и политическому преобразованию континента. Например, проект сооружения межокеанского Никарагуанского канала стоимостью в $40 млрд., который соединит Тихий океан с Карибским морем. Его уже называют «вторым Панамским каналом». Не утихают разговоры о намерении Пекина выстроить железнодорожную ветку, соединяющую Тихий и Атлантический океаны. Предусмотрено участие в данных проектах и частных китайских компаний. Если проект будет реализован, Никарагуа может превратиться в важный логистический центр Южного полушария, а КНР получит рычаги влияния на третьи страны, заинтересованные в использовании канала в торгово-экономических связях. 

Растущая экономическая мощь Китая обрекает его на поиски рынков сбыта далеко за границами Поднебесной. Большое значение при этом имеет совпадение интересов китайского государства и китайского частного бизнеса, особенно в той международной обстановке, когда «единственная сверхдержава» в лице США испытывает трудности в разных районах мира, когда экономика США не поспевает за их политикой, а демографическая ситуация в Соединённых Штатах меняется не в пользу белого англосаксонского населения. И если ещё недавно ареал соперничества КНР и Соединённых Штатов ограничивался пределами Азиатско-Тихоокеанского региона, то сегодня признаки этого соперничества видны повсюду – от Европы и Азии, до Африки и Латинской Америки.