Латинская Америка между Китаем и США
142

Латинская Америка между Китаем и США

Расширение экономического сотрудничества Китая с Латинской Америкой – одна из важнейших международных тенденций. Чаще всего в качестве стабильного партнёра КНР на этом континенте называют Венесуэлу. В 2001 г. Пекин и Каракас перешли к стратегическому партнёрству, и сегодня экономики двух стран взаимосвязаны (Китай – третий по значимости торговый партнёр Венесуэлой, первое место занимают США). КНР выступает за создание Форума по сотрудничеству «Китай – Латинская Америка». Китайские дипломаты неоднократно заявляли, что южноамериканский континент и бассейн Карибского моря представляют для Пекина значительный интерес (доля региона в импорте Китая - 31%). 

В 2010 г. Пекин подписал контракты с Аргентиной об инвестициях в транспортную отрасль на 10 млрд. долларов. В том же году КНР заключила ряд соглашений с Колумбией о сотрудничестве в области туризма. В 2011 г. было подписано межправительственное соглашение с Боливией о сотрудничестве в космической отрасли сроком на 5 лет. В 2012 г. были сняты барьеры на пути импорта продовольствия из Чили в КНР. Бывший чилийский президент Эдуардо Фрей Руис-Тагле подчеркнул тогда, что в условиях пребывания Европы в тисках финансового кризиса и замедления темпов роста экономики Соединённых Штатов переориентация чилийской экономики на Азию имеет стратегическое значение. О стратегической важности сотрудничества с Пекином заявляют Куба, Перу, Эквадор, Уругвай, Бразилия, Коста-Рика... Не остаются без внимания Пекина и маленькие островные государства Карибского бассейна. Так, президент КНР Си Цзиньпин в мае 2013 г. посетил с официальным визитом Тринидад и Тобаго, государство, небольшое по размеру, но значительное по запасам природного газа. 

С 2005 по 2011 г. Китай предоставил южноамериканским государствам кредиты на сумму более $75 млрд., импортируя оттуда нефть, медь, железо. Эксперты предсказывают к 2015 г. вытеснение Китаем Евросоюза из латиноамериканской экономики, что превратит Пекин во второго по значимости торгового партнёра региона после США. Уже сейчас на фоне спада объёмов экспорта из Латинской Америки в США тот же показатель для Китая увеличился на 5%. После Азиатско-Тихоокеанского региона Латинская Америка – второй по объёму инвестиций регион для Китая. 

Экономическое сотрудничество с латиноамериканскими странами укрепляет продовольственную и энергетическую безопасность Китая, обеспечивают ёмкие рынки сбыта для китайских товаров, а в перспективе позволяет произвести реконфигурацию геополитического пространства на «заднем дворе» США в свою пользу. Это не значит, что у Пекина и его латиноамериканских партнёров нет противоречий, но противоречия лежат исключительно в экономической области, без примеси политики. Краеугольным камнем внешней политики Пекина является тактика сглаживания противоречий, способных помешать продвижению экономических интересов Поднебесной, и равнодушие к идеологическим ярлыкам, используемым Западом во внешней политике («демократия», «права человека» и т.п.). Такой подход оказывается эффективнее тактики давления, применяемой Западом. 

В Вашингтоне, похоже, в этих условиях, не рискуя оказывать жёсткое противодействие китайскому проникновению в Латинскую Америку, пытаются сделать всё, чтобы ограничить влияние КНР экономикой, не позволяя ему распространиться на политическую сферу. Однако мало вероятно, чтобы в долгосрочной перспективе Китай ограничился сугубо торговыми отношениями с государствами Латинской Америки. Так, Боливии по условиям предоставления китайского кредита уже поставлены всевозможные транспортные средства для нужд армии, и военно-техническое сотрудничество с южноамериканскими странами Пекин намерен продолжать. 

Кроме того, некоторые инициируемые китайцами инфраструктурные проекты будут способствовать не только экономическому, но и политическому преобразованию континента. Например, проект сооружения межокеанского Никарагуанского канала стоимостью в $40 млрд., который соединит Тихий океан с Карибским морем. Его уже называют «вторым Панамским каналом». Не утихают разговоры о намерении Пекина выстроить железнодорожную ветку, соединяющую Тихий и Атлантический океаны. Предусмотрено участие в данных проектах и частных китайских компаний. Если проект будет реализован, Никарагуа может превратиться в важный логистический центр Южного полушария, а КНР получит рычаги влияния на третьи страны, заинтересованные в использовании канала в торгово-экономических связях. 

Растущая экономическая мощь Китая обрекает его на поиски рынков сбыта далеко за границами Поднебесной. Большое значение при этом имеет совпадение интересов китайского государства и китайского частного бизнеса, особенно в той международной обстановке, когда «единственная сверхдержава» в лице США испытывает трудности в разных районах мира, когда экономика США не поспевает за их политикой, а демографическая ситуация в Соединённых Штатах меняется не в пользу белого англосаксонского населения. И если ещё недавно ареал соперничества КНР и Соединённых Штатов ограничивался пределами Азиатско-Тихоокеанского региона, то сегодня признаки этого соперничества видны повсюду – от Европы и Азии, до Африки и Латинской Америки. 

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Статьи по теме

Комментарии для сайта Cackle

Вы уже отметили данную новость.

Вы можете отмечать новость только 1 раз в сутки.