Мобильная версия Сегодня: 26.06.2016 Обновлено в 20:41 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Минобороны России о характере НАТО: хочется напомнить о Югославии и Ливии...

Президент Чехии о Brexit: ЕС уже не будет равноправным в диалоге с РФ и США...

Главы МИД стран Вышеградской четверки и Германии встретятся 27 июня в Праге...

Эксперт: Пекин и Москва создают альтернативу американскому миропорядку...

WP назвала семь причин, по которым европейцы "ненавидят" Евросоюз...

Эксперт Всемирного русского собора: послание Собора на Крите настораживает...

СМИ: иранская артиллерия обстреляла север Ирака, есть раненые...

В Ираке сообщили о полном освобождении Фаллуджи от боевиков...

Экономист, предсказавший мировой кризис, считает Brexit началом распада ЕС...

СМИ: большинство шотландцев готово поддержать независимость Шотландии...

Треть немцев выступили за референдум о членстве ФРГ в ЕС, показал опрос...

НАТО играет с огнем, дразня Россию в Эстонии - СМИ Германии...

Сорос счел практически необратимым «катастрофический сценарий» для ЕС...

Минфин Китая рассказал, когда проявятся последствия Brexit...

В Финляндии собирают подписи за проведение референдума о выходе из ЕС...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Отправит ли Запад на дно корабль МВФ?

Валентин КАТАСОНОВ | 03.09.2013 | 00:00
 

О пересмотре квот МВФ

Саммиты «двадцатки» (G20) происходят, начиная с осени 2008 года, каждый год. Среди обсуждаемых вопросов – перестройка архитектуры мировой финансовой системы, борьба с офшорами, повышение устойчивости мировой банковской системы, преодоление долгового кризиса (прежде всего, в Европе), повышение эффективности финансового регулирования, дальнейшая либерализация финансовых рынков и международной торговли, мировая энергетика и т.п. Надо сказать, прогресса на этих направлениях пока не видно. Пожалуй, единственное живое, конкретное дело, которое обсуждается на встречах «двадцатки», - это пересмотр квот стран-членов Международного валютного фонда. Будет обсуждаться этот вопрос и 5-6 сентября на Петербургском саммите G20. Вопрос предельно конкретный и в то же время болезненный, поскольку затрагивает интересы основных групп стран и каждой страны в отдельности. 

Квота в МВФ – это величина взноса страны в общий капитал Фонда и одновременно доля страны в общем количестве голосов, учитываемых при принятии Фондом решений. Размер квоты определяет возможные объемы кредитов, на которые может рассчитывать страна. Естественно, что квота определяет и возможность страны реально влиять на политику МВФ. Пока наибольшая квота в МВФ в размере 17,08% принадлежит Соединенным Штатам, что дает им возможность блокировать неугодные Вашингтону решения, поскольку решения принимаются Фондом при поддержке не менее 85% голосов. Далее по величине квот страны располагаются следующим образом (%): Япония – 6,13; Германия – 5,99; Великобритания – 4,95; Франция – 4,95; Саудовская Аравия – 3,22; Китай – 2,94; Россия – 2,74. 15 стран-членов Европейского союза в совокупности обладают квотами в 30,3%. Все страны «золотого миллиарда» (29 государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития) – 60,35%. Остальные страны, составляющие 85% общего числа стран-членов, располагают квотами в 39,65%. Вполне очевидно, что такая раскладка квот делает Фонд инструментом, действующим в интересах стран «золотого миллиарда». 

Периодически с учётом меняющейся мировой экономической и финансовой ситуации МВФ производит пересмотр квот. Пересмотр квот может касаться как общей величины капитала Фонда, так и долей стран (взносов в капитал). Решение о пересмотре квот, как и другие решения, принимается Советом управляющих Фонда при поддержке не менее 85% голосов. Следовательно, данный вопрос деятельности МВФ, будучи одним из ключевых вопросов, находится под контролем США, имеющих квоту в 17%. 

За время существования Фонда проводилось 14 пересмотров. Решение о последнем пересмотре было принято в 2010 году. Оно знаменательно тем, что капитал Фонда увеличивается на 100%, с 238,4 млрд. СДР до 476,8 млрд. СДР (СДР – специальные права заимствования). В пересчёте это означает, что капитал Фонда вырастёт примерно до 720 млрд. долл. При этом будет перераспределено более 6% долей квот от государства с чрезмерным представительством в пользу государства с недостаточным представительством. Последние – исключительно государства периферии мирового капитализма, то есть находящиеся за пределами «золотого миллиарда». Среди них особенно подрастёт доля Китая (с 2,94 до 6,39%), который должен стать третьим по размеру квоты государством-членом МВФ. В состав крупнейших десяти акционеров также попадают Бразилия, Индия и Россия. В частности, доля России должна вырасти с 2,49 до 2,71%. В целом - вполне заметная подвижка в пользу стран группы БРИК. На входящие в эту группу Бразилию, Россию, Индию и Китай пока приходится 10,71% квот, а пересмотренная совокупная квота должна увеличиться до 14,18%. 

Нужен не просто пересмотр, а пересмотр формулы пересмотра

14-й пересмотр базируется на традиционной формуле расчёта долей стран. Что это за формула? Доля страны определяется на основе учёта таких показателей, как: 1) ВВП, 2) открытость экономики, 3) «экономическая изменчивость», 4) международные резервы. При этом показатели «взвешиваются», их доли при расчёте равняются соответственно 50%, 30%, 15% и 5%. Второй и третий показатели («открытость», «экономическая изменчивость») - крайне мутные, но при этом их «вес» равен 45%. У развитых стран они имеют максимальные значения, а у стран периферии капитализма – минимальные. В то же время основные объёмы международных резервов сегодня накоплены именно этими странами. У Китая, России и Индии они в совокупности превысили 4 трлн. долл. Однако это пока очень слабо отражается на позициях указанных стран в Фонде. Несоответствие существующего расклада сил в мировой экономике давно сложившемуся принципу распределения квот в Фонде стало слишком очевидным. Динамично развивающиеся страны группы БРИКС выступают сегодня главными инициаторами пересмотра формулы расчёта квот МВФ... 

Менее всего заинтересованы в таком пересмотре страны Европы и Япония. Особенно учитывая нынешнее тяжелейшее положение (долговой кризис) Европы, когда она ищет деньги по всему миру, в том числе в МВФ, чтобы затыкать дыры в своих бюджетах, рефинансировать растущие государственные долги. Европе и так стало крайне сложно выбивать новые кредиты в Фонде, поскольку на протяжении 2010-2013 гг. МВФ выдавал непропорционально большое количество кредитов именно европейским странам (преимущественно странам еврозоны). Сейчас среди многих неевропейских стран-членов МВФ усиливается ропот по поводу такого европейского фаворитизма Фонда. 

Позиция США

Особую позицию по вопросам пересмотра квот занимают США. Доля США при пересмотре должна сократиться с 17,1 до 16,4%. Чувствительно, но не смертельно, Вашингтон сохраняет свой «блокирующий пакет». На словах он вроде бы поддерживает пересмотр квот. Но только на словах. Уже прошло много времени после того, как на всех уровнях согласован четырнадцатый пересмотр квот Фонда (Совет управляющих одобрил решение в декабре 2010 года). Последним шагом длинной процедуры пересмотра, согласно правилам Фонда, является ратификация каждой страной принятых решений по пересмотру. Россия такую ратификацию провела в июле 2012 года. И она готова внести дополнительный взнос в размере около 10 млрд. евро за счёт валютных резервов. А вот США этого делать не торопятся, раздавая лишь обещания. Есть серьёзные сомнения в том, что вопрос о ратификации будет решен Вашингтоном положительно. Во-первых, потому, что многие в Америке не хотят раскошеливаться на то, чтобы увеличивать капитал МВФ. Цена вопроса - около 60 млрд. долл. Во-вторых, США подошли близко к «красной черте», перейдя которую они утратят «блокирующий пакет» в МВФ. Доля США в мировом ВВП неуклонно падает. Согласно оценкам Всемирного банка (ВБ), в 2011 году доля США в мировом ВВП была равна 21,6%. Если экстраполировать тенденции изменения ВВП США за период 2001-2011 гг. на следующее десятилетие, то получается, что в 2021 году доля США в мировом ВВП опустится до 14,6% (оценка того же ВБ). Этого уже не достаточно для того, чтобы Вашингтон удержал в своих руках «блокирующий пакет» Фонда - даже если ему удастся по максимуму злоупотребить такими «мутными» показателями, как «прозрачность экономики» и «экономическая изменчивость». Кстати, среди критиков доминирования США в МВФ есть такая категория экономистов, которые считают, что статистика валового внутреннего продукта в США также является «мутной», позволяющей завышать квоту Вашингтона. 

Командиры корабля «МВФ»: лучше затопить, чем сдать

А уж о том, чтобы переходить к новой формуле расчёта квот (исключительно на базе показателя ВВП), многие в Вашингтоне и слышать не хотят. Уже сегодня страны БРИК (в случае вступления в силу 14-го пересмотра квот) должны иметь совокупную квоту в 14,2%. При таком раскладе им достаточно найти одного-двух союзников для того, чтобы заблокировать любое решение Фонда. А в скором времени и союзники не потребуются. Согласно оценкам ВБ, при сохранении тенденций экономического роста в период 2001-2011 гг. доли некоторых стран в мировом ВВП в 2021 году будут равны (%): Китай – 26,52; Россия – 7,38; Бразилия – 7,27; Индия – 4,55. Получается, что суммарная доля данной четвёрки в мировом ВВП составит в начале следующего десятилетия почти 46%. Почти половина всех голосов в Фонде может принадлежать всего четырем странам, причём находящимся за пределами «золотого миллиарда». Это примерно столько, сколько сегодня получается на круг у США, Японии и нескольких ведущих стран Европы. Западу такая организация однозначно не нужна! 

Поэтому, считают некоторые аналитики, если страны периферии мирового капитализма будут особенно напирать на страны «золотого миллиарда», требуя пересмотра квот, Запад может просто отправить на дно корабль под названием «МВФ» и пересесть на другой корабль. То есть создать какой-нибудь новый международный фонд по образу и подобию МВФ. Европейцы в этом направлении уже работают. В 2010 году для борьбы с начавшимся долговым кризисом в ЕС они создали Европейский фонд финансовой стабилизации (ЕФФС), несколько напоминающий МВФ, но действующий в пределах «Единой Европы». В 2013 г. ЕФФС упраздняется, на его основе создается постоянно действующий институт под названием «Европейский стабилизационный механизм» (ЕСМ). Предполагается, что финансовые ресурсы ЕСМ составят для начала 750 млрд. евро - больше, чем капитал МВФ с учетом 14-го пересмотра квот. Обсуждаются также перспективы доведения ресурсной базы ЕСМ до 1 и даже 2 триллионов евро. 

Итак, запланировано, что на Петербургском саммите 5-6 сентября будет обсуждаться уже следующий, пятнадцатый пересмотр квот Фонда на основе новой формулы. Достаточно странная ситуация. Учитывая, что в силу не вступили ещё решения по четырнадцатому пересмотру. Есть опасения, что вопрос о квотах на саммитах «двадцатки» выродится в бесконечную болтовню. Запад сдавать своих позиций не намерен - скорее отправит на дно корабль «Международный валютный фонд», который с 1945 года под его командованием плавал по морям и океанам мировых финансов. 

МВФ и саммиты G20 входят в фазу кризиса

В первый день сентября информационные агентства сообщили, что страны БРИКС подготовили к саммиту «двадцатки» в Петербурге проработанный проект Банка развития. Пять стран (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) ещё раз соберутся в Петербурге для того, чтобы обсудить между собой детали этого проекта. Затем о создании Банка развития БРИКС будет объявлено на официальном заседании G20. Детали проекта пока не известны. По некоторым сообщениям, речь идет не о классическом банке развития, предназначенном для финансирования крупных инвестиционных проектов, а о фонде, целью которого является поддержание стабильности национальных валют стран-членов БРИКС. То есть утверждается, что пять стран создают свой валютный фонд, альтернативный МВФ. Есть сообщения, в которых говорится, что в рамках БРИКС планируется создать два межгосударственных института: банк развития и фонд. Учитывая то, что Китай среди стран БРИКС имеет самую большую экономику, а также самые большие обороты внешней торговли и золотовалютные резервы, эксперты и комментаторы полагают, что Пекин будет главным «акционером» указанных международных финансовых организаций. Его доля в капитале может достигать 50%. Подобные сообщения лишний раз показывают, что: 

а) Международный валютный фонд входит в фазу серьёзного кризиса, у него появляются конкуренты; 

б) реальные решения в валютно-финансовой сфере принимаются в рамках узких и однородных группировок – «семёрки» (экономически развитые страны Запада) и «пятёрки» (страны БРИКС). 

Что же касается саммитов «двадцатки», то они всё больше начинают напоминать парадные спектакли. 

 
Метки: США Европейский Союз МВФ G20
 

 
Рейтинг: 4.9 (46)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Петр ИСКЕНДЕРОВ

Brexit: кто следующий?

Итоги референдума о членстве Великобритании в Европейском союзе являются «шагом назад» для европейской интеграции – такое заявление сделала канцлер Германии Ангела Меркель в телефонном разговоре с президентом США Бараком Обамой. Эту мысль, однако, стоило бы уточнить: референдум подвёл жирную черту не под интеграцией Европы вообще, а под моделью евроинтеграции образца 1950-2000-х годов, предусматривавшей лишение европейских стран части суверенитета и захват механизмом ЕС всё новых государств (Евросоюз старого образца расширялся на восток синхронно с расширением НАТО)...

26.06.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи