Мобильная версия Сегодня: 28.08.2016 Обновлено в 11:47 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

Глава Генштаба ВС Белоруссии высоко оценил учения "Нерушимое братство"...

Сирийские силовики взяли под контроль город Дарайа...

Французский партнёр просит Россию прекратить операцию в Сирии...

Мутко заявил, что доклад Макларена сфальсифицирован...

NI включил российский Т-90 в список топ-5 самых мощных танков мира...

В Киеве радикалы напали на здание Россотрудничества...

Минтранс: говорить о возобновлении чартерного авиасообщения между РФ и Турцией рано...

США пытаются продлить агонию террористов в Сирии - мнение...

Спецназ и авиацию ЗВО и ЦВО в ходе внезапной проверки решено перебросить на юг...

Лидеры европейских стран осудили ФРГ за навязываемую ЕС миграционную политику...

СМИ: российские арктические пехотинцы пойдут в бой на квадроциклах...

Лавров и Керри выступили против отделения курдов от Сирии...

РПК атаковала штаб турецкого спецназа в Джизре...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Армения и Таможенный Cоюз: от политического решения к новой реальности

Давид ПЕТРОСЯН | 06.09.2013 | 00:00
 

3 сентября состоялся рабочий визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву. В ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным его армянский коллега заявил, что его страна приняла решение о вступлении в Таможенный союз (ТС), добавив, что Ереван готов предпринять для этого все необходимые практические шаги, а в последующем – участвовать в формировании Евразийского экономического союза.

Российский лидер поддержал решение С.Саргсяна и выразил готовность Москвы всячески содействовать этому процессу.

Одновременно информационные агентства сообщили, что российская сторона готова инвестировать в развитие железнодорожной сети Армении порядка 500 млн. долларов, провести необходимые мероприятия для продления срока службы Армянской АЭС на 10 лет, а затем и оказать содействие в строительстве новой атомной станции... Предполагается также проинвестировать ПО «Наирит» (до 100 млн. долларов США), реализовать ряд логистических проектов. Объявлено и о намерении открыть филиал МГУ в Армении. Кроме того, Армения и Россия договорились по вопросам поставок энергоносителей. 

Сообщается также, что решение Армении о вступлении в Таможенный союз было принято исходя из двух основополагающих документов: Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года (его подписывали президенты Б.Ельцин и Л.Тер-Петросян) и Декларации о союзническом взаимодействии между РФ и РА, ориентированном в XXI век, от 26 сентября 2006 года (была подписана президентами В.Путиным и Р.Кочаряном).

По поводу решения Армении вступить в ТС высказалась также Астана. Соответствующее заявление сделала министр по делам экономической интеграции Казахстана Жанар Айтжанова.

Конечно, не оставили без внимания решение президента Армении и её европейские партнеры. Так, глава МИД Литвы (эта страна с 1 июля председательствует в Европейском союзе)  Линас Линкявичус заявил, что решение Еревана о вступлении в ТС заблокировало шансы Армении на подписание Соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) с Евросоюзом. Напомним, что ранее официальный Ереван заявлял о том, что работа над этим Соглашением завершена и документ готов к парафированию. На решение руководства Армении откликнулся и глава внешнеполитического ведомства Швеции Карл Бильдт, который в свое микроблоге в Twitter назвал решение руководства Армении вступить в ТС и участвовать в формировании Евразийского экономического союза «разворотом в политике страны на 180 градусов». Напомним, что Швеция, наряду с Польшей, является одной из стран, которая курирует в рамках ЕС политику «Восточного партнерства». 

Высказывание главы МИД Швеции прямо свидетельствует о том, что до поездки С.Саргсяна в Москву политика официального Еревана была иной, и ориентировалась она на подписание именно DCFTA. Об этом свидетельствует и интервью заместителя министра иностранных дел Шаварша Кочаряна телеканалу Armnews от 22 августа.

Как нам представляется, разворот в политике Еревана «на 180 градусов», о котором пишет глава МИД Швеции, произошел между 25 августа и 1-2 сентября. В этот период состоялась поездка в Москву руководителя Администрации Президента Армении Вигена Саргсяна, а 28 августа в Хорватию неожиданно с частным визитом вылетел и сам президент С.Саргсян. О цели и программе его поездки, в которую, безусловно, был включен ряд встреч, официальные источники в Ереване ничего не сообщили.

Не будем гадать, что именно произошло в течение этих нескольких дней, но полагаем, что столь внезапная смена курса произошла, как говорят в таких случаях, «под влиянием некоторых обстоятельств». Видимо, эти обстоятельства оказались настолько сильными, что С.Саргсян не только заблокировал подписание DCFTA, но и согласился с необходимостью углублённого сотрудничества с  ТС.

Напомним, что начиная с момента вступления в должность главы правительства (апрель 2007 года) и в должность президента (апрель 2008 года) С.Саргсян пользовался практически неограниченной публичной поддержкой западных партнеров, прежде всего из Брюсселя и Вашингтона, закрывавших глаза на неблагоприятные общественно-политические и социально-экономические процессы в Армении. Взамен Ереваном в Цюрихе 10 октября 2010 года были подписаны, мягко говоря, неоднозначные армяно-турецкие протоколы, которые по замыслу посредников должны были привести к нормализации двусторонних отношений и открытию Анкарой сухопутной границы между двумя странами. Однако этого не произошло. Естественно, возникает вопрос: почему всё-таки после поддержки, оказанной ему западными центрами силы, С.Саргсян принял решение о вступлении Армении в Таможенный союз? Что оказалось самым важным аргументом в сложившейся ситуации?

По нашему глубокому убеждению, прежде всего речь идёт о вопросах безопасности страны, в которых Ереван определяющим образом зависит от Москвы. Конечно, совместные экономические проекты, давние исторически связи также играют немаловажную роль, но для Армении, которая на стороне Степанакерта втянута уже более чем в 25-летний конфликт Нагорного Карабаха и Азербайджана, вопрос безопасности остается ключевым. Безусловно, ОДКБ – структура ещё достаточно несовершенная, но сегодня именно она дает реальные гарантии безопасности Армении, в том числе в виде российского «ядерного зонтика» и обеспечивает поставки вооружений, включая тяжелые, отнюдь не по коммерческим ценам.

Совершенно очевидно, что ни ЕС, ни НАТО не хотят брать на себя ответственность за безопасность Армении в случае возобновления боевых действий не только в самом Нагорном Карабахе, но и по всему периметру армяно-азербайджанской границы. Руководство западного альянса в период президентства С.Саргсяна заявляло об этом не раз. Кроме того, в Евросоюзе не желают либо не могут добиться от Анкары разблокирования сухопутной границы с Арменией. 

Подводя итог принятому С.Саргсяном политическому решению о вступлении в ТС,  нужно отметить следующее. Во-первых, при приеме Армении в члены Таможенного союза соответствующая «дорожная карта» (последовательность действий обеих сторон) должна учитывать то обстоятельство, что страна не имеет общей границы со странами данного объединения. Следовательно, «дорожная карта» в этом случае должна быть несколько иной, нежели в других случаях. Во-вторых, пока нет ясности с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, которая, по сути, составляет сегодня с Арменией единое таможенное, экономическое и финансовое пространство. Существует предположение о том, что Армения и НКР останутся единым финансово-экономическим и таможенным пространством и в рамках ТС. В-третьих, в двусторонних армяно-российских отношениях накопилось достаточно много проблем. Их необходимо решать не в атмосфере банкетов и торжественных заверений в дружбе, как это нередко бывало раньше, а на принципиально деловой основе. Кроме того, из заявления С.Саргсяна следует, что сотрудничество Армении с западными странами будет продолжено. В этой ситуации Москва и Ереван должны найти верный модус взаимодействия и взаимопонимания, чтобы не повторять прошлых ошибок и не доводить двусторонние отношения едва ли не до предкризисной ситуации.

Добавим, что некоторые авторы, в том числе весьма авторитетных изданий, стремятся представить дело так, будто президент С.Саргсян принял решение о вступлении в ТС «вопреки» своему «прозападному» окружению. При этом называются даже имена некоторых высокопоставленных должностных лиц, среди которых глава правительства Тигран Саркисян, глава МИД Эдвард Налбандян, заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян и пр. Делаются также намеки на то, что эти должностные лица должны быть уволены. Думается, данная точка зрения основана просто на недостатке информации. Необходимо чётко сознавать, что внешнеполитический курс государства Армения определяет исключительно президент, а все остальные являются лишь исполнителями, не более того.

В заключение отметим, что мы не склонны предаваться по поводу принятого политического решения о вступлении Армении в ТС какой-либо эйфории. В следовании курсом на сближение страны с Таможенным союзом ждёт немало подводных рифов и для того, чтобы на них не натолкнуться, потребуется много работать. Практика переноса неприятных вопросов «на завтра», которой нередко грешат чиновники как с той, так и с другой стороны, – лучший способ «замотать» и в конечном итоге загубить дело. Поэтому сейчас тщательный мониторинг наметившегося сближения Армении с Таможенным союзом, начало которому было положено в Москве, – одна из самых актуальных задач. 

Давид Петросян, независимый журналист

Фото: Голос России

 
Метки: Россия Армения Путин Таможенный Союз Саргсян
 

 
Рейтинг: 4.4 (39)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ШУМЕЙКО

США: такая необычная президентская кампания

...То, что проходящая кампания по выборам президента США имеет ярко выраженные особенности, американцам видно очень хорошо. Другое дело, насколько получается эти особенности объяснить. Основатель и член редакционного совета журнала Defence Strategic Communications Дж. Майкл Уоллер пишет, например, на сайте Forbes: «Впервые с 1950-х годов деятельность России, направленная на подрыв политического процесса в США, стала фактором президентской кампании. Очередная шпионски-пропагандистская операция Кремля — «слив» через WikiLeaks переписки Национального комитета Демократической партии — достигла желаемого политического эффекта»...

27.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Давид ПЕТРОСЯН


все статьи