ЕС - Украина: игра с нулевым результатом для Киева (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Руководители Европейского союза ужесточают риторику по адресу России. В бой со стороны Брюсселя вступила «тяжелая артиллерия» в лице председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и комиссара ЕС по вопросам расширения Штефана Фюле. Звучат обвинения Москвы в давлении на страны бывшего СССР, готовящиеся подписать Соглашения об ассоциации с ЕС. Председатель Еврокомиссии, выступая перед евродепутатами в Страсбурге, обвинил Россию в намерении  помешать Украине и другим странам постсоветского пространства расширить торговые связи с ЕС. «Мы не приемлем попытки ограничить суверенный выбор этих государств. Мы не можем повернуться к ним спиной», - негодует господин Баррозу. Аналогичный тезис и у Штефана Фюле: «Любые угрозы со стороны России, связанные с возможным подписанием документов, недопустимы». [1]

Во всех этих речах присутствует лукавая подмена тезиса. Дело в том, что взаимоотношения в треугольнике Брюссель – Киев - Москва определяются не только политикой, но и экономикой. А экономические выкладки однозначно говорят о том, что украинская экономика гораздо теснее привязана к российскому рынку, чем к рынку ЕС. Россия является основным потребителем украинского экспорта, занимая, по разным оценкам, 25-30% соответствующего рынка. На втором месте с огромным отставанием расположилась Турция (5-6%), тоже не входящая в Евросоюз, и лишь на третьем месте находится страна-член ЕС – Италия. Если же учесть, что внешняя торговля Украины имеет огромное отрицательное сальдо (порядка 30 млрд долларов), то становится понятно, что замена в директивном порядке России на ЕС в качестве главного торгового партнера равносильна для Украины социально-экономическому самоубийству…

Обвиняя Москву в антиукраинских кознях, руководство ЕС само отказывается идти навстречу Киеву в том, что касается определения перспектив евроинтеграции. [2] Среди главных оппонентов приема Украины в ЕС находятся Германия, Франция и Чехия, и их мнением Брюссель пренебрегать никак не может. Собственно говоря, в Евросоюзе никто всерьез и не предполагает, что Украина или другие постсоветские страны в обозримом будущем смогут вступить в эту организацию, а потому и не хотят связывать себя какими-либо обязательствами. Это позволяет Брюсселю разыгрывать в зависимости от ситуации то украинскую, то грузинскую, то молдавскую карту.

Россию и Украину связывают не только торговля, но и то, что принято именовать «человеческим фактором». Согласно последнему докладу ООН, российское направление стало главным для украинской миграции – и наоборот. По состоянию на текущий год, из России на Украину приехали 3,5 млн человек, а с Украины в Россию – 2,9 млн. Эти тесные связи сложились задолго до возникновения  Евросоюза. [3]

Против программы «Восточное партнёрство» объективно играет ещё один фактор – германо-французская борьба за «сферы влияния». Париж не скрывает своего первоочередного внимания к другому региональному проекту – Средиземноморскому союзу, разработанному и представленному как раз в то время, когда Польша и Швеция начали продвигать «Восточное партнёрство». Увязший в геополитических играх Евросоюз, судя по всему, сам не знает, что делать с Украиной помимо того, чтобы заставить ее пойти на разрыв с Россией.

«Проект Евросоюза направлен на ближайших соседей России, многие из которых имеют интеграционные обязательства в рамках СНГ, ОДКБ, Таможенного союза и выстраиваемого нами Единого экономического пространства», а потому его реализация не должна «вступать в противоречие с вышеизложенными проектами, как это зафиксировано в «дорожной карте» общего пространства внешней безопасности Россия – ЕС» - такова принципиальная позиция российского внешнеполитического ведомства в отношении программы «Восточное партнёрство». [4] И это отнюдь не давление, а простая констатация существующего положения вещей. Россия не против углубления торгово-экономических отношений Евросоюза с Украиной или Грузией – но только до того момента, пока эти отношения не начинают подрывать ее собственные проекты и не наносят ущерб исторически сложившимся связям на пространстве бывшего СССР.

Аналогичная ситуация наблюдается по линии взаимоотношений ЕС и Армении. Брюссель любой ценой пытается заставить Ереван подписать в ноябре в Вильнюсе на саммите руководства Евросоюза и лидеров стран-участниц программы «Восточное партнёрство» Соглашение об ассоциации и соглашение «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». Правда, армянская сторона уже сделала важный упреждающий шаг, договорившись на уровне президентов двух стран – Армении и России – о своем вступлении в Таможенный союз и участии в создании Евразийского экономического союза. [5] Так что теперь следует ожидать нового хода Брюсселя в разыгрывании «армянской» карты.

В такой ситуации возникает вопрос: а что именно может предложить Евросоюз своим потенциальным «ассоциированным» торговым партнерам, если оставить за скобками антироссийскую риторику? Увы, привлекательность Евросоюза как гаранта и локомотива социально-экономического развития тает на глазах. Более того, внутри ЕС наметилась тенденция к политическому и экономическому дистанцированию от Брюсселя, уже приносящая первые плоды.

Здесь в авангарде продолжает идти Венгрия. Обнародованным на днях национальным статистическим бюро Венгрии (KSH) данным удивились даже местные эксперты. В августе уровень инфляции в стране составил 1,3% в пересчете на последние 12 месяцев. Еще в июле данный показатель составлял 1,8%, и аналитики ожидали его снижения максимум до 1,7%. В результате зафиксирован рекорд, отсылающий нас к далекому 1974-му году – эпохе расцвета социалистической системы и СЭВ. Именно тогда в последний раз инфляция в Венгрии была ещё ниже. [6]

Каким же образом оказалось, что инфляция в Венгрии в период финансового кризиса, охватившего весь Европейский союз, вышла на уровень эпохи государственного социализма с его плановым хозяйством и административным регулированием цен? Неужели антикризисные программы Еврокомиссии, ЕЦБ и МВФ, наконец, продемонстрировали свою эффективность хотя бы в одной отдельно взятой стране? Отнюдь. Брюссельские рецепты жёсткой бюджетной дисциплины и усиления надзорных функций ЕЦБ тут ни при чём. Инфляция отступила не перед Брюсселем, а перед антикризисными мерами венгерского Кабинета.

Можно по-разному относиться к политическим устремлениям харизматичного премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, но ему не откажешь в решительности и последовательности. Взяв курс на национально-ориентированные социально-экономические преобразования, он реализует их, не особо считаясь с окриками из Брюсселя. В частности, в рамках общенациональных антикризисных мер Кабинет с января текущего года в директивном порядке уменьшил на 10% отпускные цены на газ, электричество и отопление, обязав соответствующие «управляющие компании» самостоятельно покрыть издержки.

В Евросоюзе заговорили о подрыве принципов рыночной экономики, невыполнении антикризисных рекомендаций Еврокомиссии и популизме. В ответ правительство Орбана пообещало повторно прибегнуть к той же мере 1 ноября текущего года. А что касается экономических показателей Венгрии, то даже официальное агентство Евросоюза Eurostat вынуждено констатировать, что страна вышла из рецессии и правительству удается держать бюджетный дефицит в рамках, требуемых Евросоюзом 3% от валового внутреннего продукта. К концу текущего года ожидается возобновление устойчивого экономического роста. Венгерский Центробанк в качестве меры по стимулированию экономической активности в течение последних 13 месяцев ежемесячно снижает процентную ставку. Она сегодня также вышла на рекордно низкий уровень в 3,8%.

«Венгерское экономическое чудо», о котором уже заговорили некоторые эксперты, может заставить Евросоюз переосмыслить свои представления о месте и роли в его рамках Восточной Европы. Ведь, как показывают события последних лет, основной удар кризиса пришелся не по этому региону, а по Греции, Португалии, Испании, Ирландии.

«Запад переживает кризис и дефицит лидерства, он находится в поиске ответов на ряд новых вызовов» - так охарактеризовал сложившуюся сегодня в Европе и во всем мире ситуацию журнал The American Interest. [7]  Венгрия, похоже, стала на этом пути «первой ласточкой». Ещё совсем недавно сельскохозяйственная житница всей Центральной и Восточной Европы, страна после вступления в Еврсоюз столкнулась с угрозой полной деградации аграрного сектора. Потеряв восточный рынок, Венгрия не смогла завоевать позиции в системе ЕС. Более того, венгерские производители, исторически ориентированные на качество своей продукции, а не на рыночные нормы, столкнулись с новыми правилами игры. Если в системе СЭВ венгерское мясо ценилось за качество, то в ЕС главным оказалась низкая себестоимость, достигаемая самыми различными способами. В результате венгерская свинина и бекон стали проигрывать поставкам тех же продуктов из Дании или Нидерландов. Проигрывать не по качеству, а в силу дешевизны «конвейерного» производства в странах, где используются дешевые искусственные корма. Правительство Орбана и в этой сфере вынуждено было пойти на открытый конфликт с ЕС, введя целый ряд протекционистских мер, включая запрет на покупку местных сельскохозяйственных угодий иностранцами. Как результат - венгерские фермеры получили хоть какую-то передышку.

Оптимальным вариантом решения вставших перед странами Восточной и Центральной Европы проблем видится реанимация в существующих условиях старых хозяйственных связей – наряду с поиском новых международных партнеров. Особо важная роль принадлежит здесь России и предлагаемым ею интеграционным объединениям – от Таможенного союза до Евразийского экономического союза. Чтобы преуспеть на этом пути, восточноевропейским странам и тем более республикам бывшего СССР следует более чётко решить для себя, что для них важнее – политические спекуляции или реальные социально-экономические выгоды.


[1] РИА НОВОСТИ 11/09/13 16:23 11.09.2013 16:24
[2] http://www.president.gov.ua/ru/news/21373.html
[3] http://www.un.org/en/development/desa/news/population/number-of-interna…
[4] http://www.mid.ru/brp_4.nsf/briefview/26B7E97C54DF8C31C325791B0034890F
[5] РИА НОВОСТИ  12/09/13 16:09 12.09.2013 16:10
[6] AFP 110906 GMT SEP 13 16:05 11.09.2013
[7] http://www.the-american-interest.com/article.cfm?piece=1459