Мобильная версия Сегодня: 27.05.2016 Обновлено в 19:55 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Генштаб РФ назвал источник поставок оружия для террористов в Сирии...

Греческий истребитель дал бой турецким ВВС над Эгейским морем...

Силовики в Афганистане ликвидировали почти 80 талибов за сутки...

СМИ: турецкая армия продвинулась на 700 метров вглубь территории Сирии...

Обама приехал в Хиросиму, атомная бомбардировка города не обсуждается...

МИД: Россия не отказалась от нанесения ударов по боевикам в Сирии...

ВКС почти полностью перекрыли поставки нелегальной нефти из Сирии в Турцию...

Минобороны заявило о беспрецедентном развитии «восточного форпоста России»...

В России может появиться национальная криптовалюта...

Эксперт: США замедляют темпы демонтажа списанных ядерных боеголовок...

Лидеры G7 пригрозили усилить санкции против России...

Обама направил в конгресс доклад по сдерживанию противников в космосе...

В Южной Осетии в 2017 году пройдет референдум о вхождении в состав России...

Новый газопровод из России в Грецию может пройти через Болгарию...

Швеция заключит договор с центром стратегических коммуникаций НАТО...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 

Украина - ЕС: игра с нулевым результатом для Киева (I)

Петр ИСКЕНДЕРОВ | 16.09.2013 | 00:00 Комментариев: 1
 

Один из пунктов повестки дня проходившей 9-12 сентября в Страсбурге осенней сессии Европарламента был сформулирован предельно откровенно: «Давление, оказываемое Россией на страны «Восточного партнёрства» (в контексте предстоящего саммита "Восточного партнёрства" в Вильнюсе»). [1] Обсуждение этого вопроса было поставлено в один ряд с дискуссией о внутриполитической ситуации в Белоруссии. [2] Евросоюз в последние месяцы всё более энергично разыгрывает «украинскую карту», и среди главных игроков по традиции выступают Германия и Польша - государства, сыгравшие, мягко говоря, неоднозначную роль в истории Украины…

Новый раунд маневров ЕС вокруг Киева стартовал с прошедшего в конце августа экстренного заседания комитета по иностранным делам Европарламента. Оно было посвящено «обострению» торговых отношений между Украиной и Россией. В Брюсселе даже заговорили о «торговой войне» Киева и Москвы, в которой ЕС должен безоговорочно поддержать Украину. Ситуацию в треугольнике «ЕС – Украина - Россия» обсудили на своем заседании даже представители стран Вишеградской группы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия).

В Европе можно сейчас услышать обвинения Москвы в чём угодно: то в стремлении восстановить контроль над Украиной а-ля СССР, то в намерении отторгнуть у нее Крым, то в попытках столкнуть между собой украиноговорящий запад и русскоговорящий восток единой страны. В какой-то момент апофеозом этих обвинений стала позиция, занятая рядом политиков в Польше, скандинавских странах и некоторых других государствах ЕС по поводу проекта сооружения газопровода «Северный поток». Вместо того, чтобы приветствовать возможность не зависеть впредь в плане энергопоставок от украинских транзитеров, в Европе заговорили об «энергетическом империализме» то ли «Газпрома», то ли России, то ли лично Владимира Путина.

Новым и еще более сильным искушением для ЕС стали возникшие в середине августа таможенно-процедурные проблемы в торговых взаимоотношениях Украины и РФ. Понятно, что такие ветераны антироссийских геополитических баталий, как председатель комитета Европарламента по иностранным делам немец Элмар Брок и его коллега-европарламентарий поляк Яцек Сарюш-Вольски не могли пройти мимо столь лакомой фактуры. В своем совместном обращении они призвали ЕС защитить Украину от России. «Блокируя импорт из Украины, Россия разворачивает торговую войну с Украиной. Давление возрастает, чтобы удержать Украину от подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС», - заявили Брок и Сарюш-Вольски. [3]

Всё же насколько обвинения двух европарламентариев соответствуют элементарному здравому смыслу? Действительно, российские власти 14 августа временно ужесточили таможенный режим на границе с Украиной, но сделали это в строгом соответствии с нормами самого же Евросоюза. Грузы теперь досматривают, а сомнительные образцы берут на дополнительную экспертизу - в тех случаях и объемах, в каких это делается в странах-членах ЕС.

Логика понятна. Ведь в случае, если Украина действительно подпишет Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, Россия больше не сможет рассматривать ее как привилегированного торгового партнера. А значит, на Украину распространится та же практика, которая существует в торгово-экономических отношениях Москвы и Брюсселя.

Об этом, кстати, заранее проинформировал европейскую общественность советник президента России Сергей Глазьев. По его словам, речь идет о профилактических мероприятиях, связанных с «подготовкой изменений режима таможенного администрирования, в случае если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС».

Сегодня Россия и Украина связаны теснейшими хозяйственными узами, которые развиваются отнюдь не по законам и нормативам Евросоюза. И в случае одностороннего изменения данной ситуации Киевом и Брюсселем Москва будет вынуждена пересмотреть соответствующие процедуры. Понятно, что это будет отнюдь не в интересах самой Украины и украинских производителей и покупателей. Ведь ситуация складывается таким образом, что, хотя большая часть внешней торговли Украины приходится на Россию, Евросоюз пытается любой ценой Украину от России оторвать. И тем самым нанести украинской стороне социально-экономический ущерб в виде, прежде всего, роста безработицы и углубления кризиса.

В настоящий момент в Евросоюзе различимы, по крайней мере, три группы лоббистов, проталкивающих идею заключения соглашения с Украиной, исходя из собственных интересов.

Первая группа - это ведущие корпорации стран-членов ЕС, пытающиеся в условиях финансово-экономического кризиса найти новые рынки сбыта. Именно потому договор о создании зоны свободной торговли с ЕС станет для Украины исключительно невыгодным: ведь ей придётся открыть свои рынки для европейской продукции, но сама она на рынки Евросоюза автоматически допущена не будет, ведь украинская продукция пока формально не соответствует большинству европейских норм качества.

Вторая группа, столь же заинтересованная в реализации программы «Восточное партнёрство» - это брюссельская бюрократия. Здесь задают тон комиссар ЕС по вопросам расширения Штефан Фюле и внешнеполитический эмиссар Евросоюза Кэтрин Эштон. В 2014 году пройдут выборы в Европарламент, после которых будет сформирован новый состав Еврокомиссии, и «пристегивание» Украины к ЕС стал бы для нынешних евроко-миссаров весомым аргументом в пользу их переизбрания.

 Третья группа лоббистов программы «Восточного партнёрства» – это проамериканское и одновременно антироссийское лобби в странах ЕС, благодаря которому, собственно говоря, и появилась данная программа. Главными действующими лицами этого лобби являются министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, его шведский коллега Карл Бильдт и вышеупомянутый Элмар Брок.

Здесь нелишне напомнить, что наиболее амбициозные проекты «обустройства» восточноевропейского региона традиционно принадлежали польским политикам. В период между Первой и Второй мировыми войнами тогдашний польский лидер Юзеф Пилсудский вынашивал идею создания Междуморья – конфедеративного государства, которое бы объединяло Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию и простиралось от Балтики до Черного моря. Подобная конфедерация, считал Пилсудский, должна служить возрождению традиций Речи Посполитой и препятствовать распространению на все названные страны влияния Советской России. (Ныне те же идеи отстаивают крайние националисты из Всеукраинского общественного объединение «Свобода» [4].) А ещё в 60-е годы находившийся в эмиграции польский публицист Ежи Гедройц выдвинул «план УЛБ», предусматривавший отрыв от Советской России Украинской, Литовской и Белорусской ССР, превращение их независимые, антироссийски ориентированные государства и создание из  них буфера между Польшей и Россией [5].

Подобные проекты, которые в определенной степени можно считать предшественниками «Восточного партнёрства» – в том виде, как оно представляется антироссийским силам в ЕС – в свою очередь имели параллели в концепциях, разрабатывавшихся в Германии и Австрии. Они восходят, в частности, к созданной в начале XX века Фридрихом Науманом концепции «Срединной Европы». Последняя понималась как совокупность германских земель, призванных войти в «полную экономическую зависимость от Германии» [6] и охватывала Австро-Венгрию и значительные части соседних государств.

Стремление инициаторов программы «Восточное партнёрство» максимально усилить её антироссийский вектор нашло отражение ещё в документе, обнародованном в Брюсселе 3 декабря 2008 г. и озаглавленном «Сообщение Европейской комиссии для Европейского парламента и Европейского совета. Восточное партнёрство». В нем основной задачей программы провозглашалось выполнение решений чрезвычайной сессии Европейского совета, потребовавшей «подать более чёткий сигнал относительно обязательств ЕС в связи с конфликтом в Грузии и его последствиями в более широком масштабе».  Этот документ закреплял также важную роль «Восточного партнёрства» в том, что касалось реализации проектов транспортировки энергоресурсов в страны Евросоюза без участия России, с привлечением стран Центральной Азии. [7].

Как видим, в геополитических и энергетических проектах Евросоюза  Украине отводится далеко не первостепенная роль. Что же касается громких обвинений в адрес России, якобы имеющей намерения развернуть против Украины «торговую войну», то здесь мяч, как принято говорить, находится как раз на западной половине поля. Именно там,  в том числе на пространстве самого Евросоюза,  разворачиваются сегодня подобные войны.

В общем, ратуя на словах за интересы Украины и всеобщего «торгового мира», господа Брок, Сарюш-Вольски и их единомышленники в очередной раз пытаются втянуть Евросоюз, Вишеградскую группу и другие структуры в сомнительные политические игры, не имеющие отношения к подлинным экономическим интересам европейских стран  и народов.

(Окончание следует)


[1] http://www.europarl.europa.eu/plenary/en/home.html#
[2] http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//NONSGML+REPORT+A7-2013-0261+0+DOC+PDF+V0//EN
[3] http://www.unian.net/news/590760-es-doljen-zaschitit-ukrainu-ot-rossii-zayavlyayut-v-evroparlamente.html
[4] http://www.svoboda.org.ua/pro_partiyu/prohrama/
[5] Горбаневская Н. Гедройц, «Культура», Украина // Новая Польша. 2005. № 9.
[6] Подробнее см.: Naumann F. Mitteleuropa. Berlin, 1915.
[7] http://ec.europa.eu/external_relations/eastern/docs/com08_823_ru.pdf
 

 
Метки: Украина Европейский Союз Россия
 

 
Рейтинг: 4.9 (34)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Юрий РУБЦОВ

Приближая саммит НАТО: Эстония в роли мелкого провокатора

В интервью  немецкой Die Welt, опубликованном 26 мая, премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас с нескрываемым удовлетворением отметил,  что  процесс наращивания военного присутствия альянса в странах Балтии «идёт в правильном направлении», но пожелал, чтобы размеры этого присутствия были увеличены.  В отношениях с Москвой, уверенно заявил господин Рыйвас, «сдерживание должно стать новой нормой». 

27.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Петр ИСКЕНДЕРОВ

Старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук, международный обозреватель МИА «Россия сегодня»


все статьи