Мобильная версия Сегодня: 25.08.2016 Обновлено в 01:36 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Начальники Генштабов России и Пакистана провели переговоры в Москве...

Боевики напали на Американский университет в Кабуле...

Премьер Турции: Джараблус должен быть освобожден от сил курдов...

Курды заявили, что на стороне Турции в Сирии воюют боевики "ан-Нусры"...

В Вашингтоне заявили об участии США в разработке плана вторжения Турции в Сирию...

На Украине рассказали о небывалом упадке космической отрасли страны...

Ирак и Иран отказались ограничивать добычу нефти...

В день независимости Порошенко послал «сигнал врагу»...

МИД Сирии: операция Турции в Джараблусе является нарушением суверенитета...

Аккаунты нацгвардии и минобороны Украины взломали...

СМИ: крупнейшие мировые банки разрабатывают новую криптовалюту...

Сирийские курды расценивают операцию ВС Турции как попытку оккупации...

Американские власти признали связь землетрясений в Техасе с добычей нефти...

Турецкий спецназ вошел в Сирию...

СМИ: Байден шантажировал Порошенко займом в миллиард долларов...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Чем обеспечены долги Америки?

Валентин КАТАСОНОВ | 12.10.2013 | 00:00 Комментариев: 7
 

В статье «Долг Америки: верхняя и нижняя части айсберга» был дан широкий диапазон оценок размера долга США. Сегодня страна снова стоит перед необходимостью повышать потолок государственного долга, иначе уже в ноябре экономика Америки впадет в кому. Однако есть ли пределы роста долга Соединённых Штатов? Чем этот долг обеспечен? Наконец, способна ли Америка свой долг обслуживать? 

Блеф американского ВВП

Чаще всего степень долгового отягощения страны измеряют с помощью показателя отношения долга к годовому валовому внутреннему продукту. По официальным данным Министерства финансов США, уровень государственного долга страны на данный момент равен примерно 106% ВВП. Иначе говоря, даже если Америка прекратит всякую жизнедеятельность (не будет есть, пить, строить, ездить на автомобилях, отапливать помещения, производить оружие, воевать в разных частях света и т.п.), она не сможет в течение года закрыть свои государственные долги. 

США в отличие от многих других стран мира имеют такую структуру ВВП, которая показывает, что весь произведенный американской экономикой продукт потребляется. Лишь страны, у которых потребление меньше производства, могут что-то сберегать и за счет этого оплачивать свои долги. У многих стран периферии мирового капитализма эта доля ВВП находится на уровне 20-30% ВВП. За счет сберегаемой части ВВП они покрывают свои долговые обязательства (уплата процентов, погашение основной суммы долга). А у Америки указанная доля уже давно находится в районе нуля или имеет отрицательное значение. Это означает, что США потребляют больше, чем производят, то есть живут в долг, паразитируют за счёт других стран. А значит, ВВП США не может рассматриваться как обеспечение её долга. 

Даже если бы Америка могла сберегать 20 или 30% ВВП и направлять эту часть на погашение своих долгов, она вряд ли смогла когда-либо из этих долгов выпутаться. 

Во-первых, потому что государственный долг – лишь верхняя часть айсберга американских долгов. С учетом долгов всех секторов экономики (домашних хозяйств, штатов и муниципалитетов, финансового и нефинансового сектора), «забалансовых» обязательств властей, социальных обязательств государства долг Америки составляет не менее 1000 (одной тысячи) % ВВП. 

Во-вторых, потому, что значительная часть ВВП США сегодня представляет собой «пену». Лишь чуть более 1/5 части ВВП – продукт реального сектора экономики. Остальное – услуги финансового сектора, различных посредников и консультантов. Американские политические деятели называют это «постиндустриальным обществом». На самом деле это обыкновенное финансовое жульничество. А статистические службы США идут на поводу у финансовых спекулянтов и занимаются надуванием статистических пузырей на фондовом рынке, рынке недвижимости, других рынках. Серьезные кредиторы прекрасно умеют отличать «пену» от «твердого остатка», поэтому требуют у своих должников погашения не финансовой «пеной», а именно реальными ценностями. Конечно, «пена» сегодня присутствует в статистике многих стран мира (благодаря настойчивым стараниям экспертов МВФ, помогающих «совершенствовать» национальные системы статистического учета). Однако по признанию серьезных экспертов, именно статистика США сегодня вне конкуренции по масштабам фальсификации ВВП. Кстати, если, например, сравнивать США и Китай не по номинальным цифрам ВВП, а по «твердому остатку» (товары и услуги реального сектора экономики), то Поднебесная уже давно обошла Америку. 

Залог под названием «активы американской экономики»

Серьезные кредиторы в первую очередь обращают внимание не на способность клиента генерировать какие-то финансовые потоки, с помощью которых он будет покрывать свои обязательства по кредиту, а на обеспечение выдаваемого кредита. Это может быть банковская гарантия, поручительство. Но чаще всего это имущество, или залог. Может быть у Америки, полностью проедающей свой валовой продукт, имеются серьезные запасы имущества, с помощью которого она может погасить свои обязательства? Совокупность всего имущества, созданного экономикой страны за предыдущие годы и десятилетия, плюс природные ресурсы, полученные страной от Бога, принято называть национальным богатством. Америка не ведет статистический учет всего национального богатства. Имеются лишь некоторые экспертные оценки. Лет десять назад ученые из Отделения экономики РАН подсчитали (на основе методик Всемирного банка) национальное богатство США, России, отдельных групп стран и всего мира (по состоянию на 2000 год). Так вот, национальное богатство США (вместе с природными ресурсами) было оценено в 24 трлн. долл. Оценка национального богатства России была в 2,5 раза выше, чем у Америки (прежде всего, за счет природных ресурсов). Понятно, что в ценах текущего 2013 года оценку национального богатства США следует поднять с учетом обесценения американского доллара. Примерно раза в четыре. Получится около 100 трлн. долларов. Этого хватит лишь на то, чтобы закрыть так называемые контрактные долги Америки. А на погашение всех долгов, включая социальные обязательства по медицине и пенсиям (мы их назвали «консолидированным долгом»), все равно не хватит. 

Кое-какие оценки отдельных элементов национального богатства (активов) США имеются в работах американских экономистов. В качестве примера можно привести опубликованную в конце прошлого года работу Джеймса Джексона «Соединенные Штаты как чистый должник нации: обзор международной инвестиционной позиции», которая была сделана по заказу нескольких американских конгрессменов (The United States as a Net Debtor Nation: Overview of the International Investment Position. James K. Jackson Specialist in International Trade and Finance. November 8, 2012 // Congressional Research Service // 7-5700). В исследовании Дж. Джексона приводятся следующие данные об активах США по состоянию на 2011 год (трлн. долл.):

основной капитал частного сектора – 35,2,

основной капитал государственного сектора – 11,2,

финансовые активы американской экономики – 44,8, 

все активы американской экономики – 95,4. 

В этой раскладке почти половина активов американской экономики (47%) приходится на финансовые активы, которые можно отнести к «пене». «Твердые» активы (основной капитал) оценены в 46,4 трлн. долл. Это на уровне самых консервативных оценок всех «контрактных» долгов Америки. На покрытие социальных обязательств активов уже не хватит. 

Можно также привести оценку активов американской экономики, которая имеется в «счетчике долга США». По состоянию на начало октября 2013 года все активы США были равны 104,9 трлн. долл. Отдельные элементы этого показателя таковы (трлн. долл.): активы малого бизнеса – 8,5; активы корпораций – 20,1; активы домашних хозяйств – 76,3. Очевидно, что значительная часть активов приходится на «финансовую пену», но счетчик не производит разделения активов на финансовые и реальные. Мы приводили в прошлой статье оценку профессора Лоуренса Котликоффа, который считает, что консолидированный долг Америки в 2011 году превысил 220 трлн. долл. Таким образом, если верить данным счетчика, то активов американской экономики (включая финансовые активы) не хватит даже для покрытия половины консолидированного долга. 

Способны ли США обслуживать долг?

Под обслуживанием долга понимается выплата процентов, начисляемых на основную сумму долга. Не только простые американцы, но даже многие политики имеют весьма смутное представление о том, насколько Америка способна обслуживать свои долги. Попробуем разобраться в самом простом вопросе: сколько Америка тратит на обслуживание официального государственного долга? Эти выплаты осуществляются из федерального бюджета США. В закончившемся 30 сентября финансовом году расходы на уплату процентов по государственному долгу США (процентные расходы) составили 220 млрд. долл. При общем объеме расходов федерального бюджета, равным примерно 3,5 трлн. долл., доля процентных расходов равна 6,2%. В принципе это довольно умеренный показатель на фоне того, что бывало в истории США. Так, в 1929/30 фин. году показатель процентных расходов правительства был равен 21,2%. Тогда в стране начался Великий кризис, правительство пыталось резко нарастить за счет заимствований свои бюджетные расходы для спасения американской экономики. А государственные заимствования, в свою очередь, породили беспрецедентно высокие процентные расходы. В 1947/48 финансовом году относительный уровень процентных расходов был равен 15,7%. Это – результат активных государственных заимствований в годы Второй мировой войны. Можно обратиться к последним годам. Например, в 2010/11 фин. году процентные расходы составили 454 млрд. долл., или 12,6% всех расходов федерального бюджета. Весьма серьёзный уровень. Для сравнения: в том же финансовом году бюджетные расходы Министерства обороны имели относительный уровень в 18,8%. То есть процентные расходы составили 2/3 от военных расходов США. 

С 2010/11-го по 2012/13 финансовый год государственный долг США увеличился на несколько триллионов долларов, а процентные расходы уменьшились в два с лишним раза. Всё просто. Снизились процентные ставки по государственным заимствованиям, потому что Федеральная резервная система включила на полную мощность печатный станок, назвав это «количественным смягчением». Если предложение денег увеличивается, то их цена неизбежно падает. Существуют различные объяснения, зачем Америке понадобились «количественные смягчения». Думаю, на первом месте стоит необходимость снабжения правительства дешевыми и почти бесплатными деньгами (ставка Федерального резерва уже давно держится на уровне 0,25%). Однако до бесконечности сидеть на игле «количественных смягчений» Америка не может. Об этом уже много раз напоминал председатель ФРС Б. Бернанке. Когда кончатся «количественные смягчения», поползут вверх процентные ставки, а затем начнется стремительный рост процентных расходов. Серьезные экономисты полагают, что при нормальных (не искаженных «количественными смягчениями») условиях уже к началу следующего десятилетия процентные расходы правительства США должны достичь планки в 1 триллион долларов. Можно также сослаться на Бюджетное управление конгресса США, которое прогнозирует, что в 2021 году процентные расходы превысят военные расходы страны. Впрочем, авторы подобных прогнозов говорят, что их расчеты носят гипотетический характер. Вероятность того, что США как единое государство доживут до начала следующего десятилетия далека от 100 %. Вероятность дефолта очень высока, а его экономические, социальные и политические последствия просчитать невозможно. 

Начисление и уплата процентов осуществляется не только по государственному долгу США, но также по долгам штатов, муниципалитетов, банков, корпораций, домашних хозяйств. В последние годы экспертами не раз делались попытки подсчитать общий объем расходов по обслуживанию всего долга США. Самая свежая оценка - 2,8 трлн. долл. В относительном выражении это 17,5% ВВП США. То есть стране для того, чтобы не погружаться еще глубже в долговое болото при сохранении нынешнего уровня потребления, необходимо иметь ежегодный прирост ВВП не менее 17,5%. Америка же с 2007 года, когда начался финансовый кризис, топчется на месте. В лучшем случае у неё нулевой прирост ВВП. Не надо быть пророком, чтобы заключить: Америку ждёт дефолт, причём не только по государственному долгу, но и по всем другим видам долгов…

 
Метки: США ФРС
 

 
Рейтинг: 4.8 (153)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Андрей АРЕШЕВ

Байден в Анкаре, турецкие танки в Сирии

24 августа Турцию посетил с официальным визитом вице-президент США Джозеф Байден... Поездка состоялась на фоне осложнений в американо-турецком диалоге... более десятка турецких танков пересекли сирийскую границу. Министр внутренних дел Турции Эфкан Ала заявил, что операция «Щит Евфрата»  продолжится до ликвидации террористической угрозы. Таким путём Анкара пытается помочь опекаемым ею фракциям «сирийской свободной армии», которые хотят установить контроль над пограничным пунктом Джераблус, не допустив при этом занятия города курдами из «Сирийских демократических сил», поддерживаемых американцами...

25.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи