Неизбежность третьей интифады

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Американская дипломатия, переживающая на Ближнем Востоке один неуспех за другим, стоит перед перспективой очередного крупного провала, который грозит окончательно похоронить всю ближневосточную стратегию Белого дома. Всё больше признаков того, что остающийся пока в тени вялотекущий процесс палестино-израильского урегулирования вот-вот будет прерван и перейдет в горячую фазу третьей интифады палестинцев… Самонадеянно оттеснив «квартет» посредников, Вашингтон ничего в одиночку на поприще урегулирования  не добился, что сулит Ближнему Востоку новые испытания. Эксперты полагают, что, сделав мирный процесс на Ближнем Востоке своим главным приоритетом, госсекретарь Керри поднял ставки так высоко, что, «если эти усилия не оправдаются, пройдет немало времени, прежде чем кто-либо предпримет новую попытку». Элиотт Абрамс, бывший куратор Ближнего Востока в Совете национальной безопасности при Буше-младшем заявил, например, что не видит никакой реальной возможности прийти сейчас к окончательному соглашению. «Надеюсь, в Госдепе уже работают две команды: одна - над переговорами, а другая - над тем, что делать, если они провалятся», - сказал он.[1]

Действия «единственного посредника» заведомо обрекли переговоры на неудачу. США применили нехитрый трюк: они посулили обеим сторонам удовлетворить все их «справедливые требования», предъявив Израилю и палестинцам гарантийные письма. Палестинцам США пообещали вести переговоры на основании границ 1967 года, а Израилю - что окончательная граница будет отличаться от границ 1967 года. Палестинцы утверждают, что получили от госсекретаря США Джона Керри гарантии незыблемости границы 1967 года и только на этих условиях согласились на возобновление мирного процесса. Теперь же американская сторона опровергает эту информацию. Нетаньяху также отрицает сам факт существования подобных гарантийных писем.

Вашингтон фактически согласился с требованием израильского премьер-министра не ставить на переговорах вопросы о границах 67-го года и о разделе Иерусалима. Как пишет Ноам Шизаф в ведущей израильской газете «Маарив», стремление Джона Керри продемонстрировать хоть какой-то результат своей деятельности на Ближнем Востоке привело к предательству принципиальных соглашений, заключенных в ходе изнурительного переговорного процесса (начиная с программы Клинтона и заканчивая «дорожной картой»). По мнению экспертов, «Нетаньяху все-таки переиграл американцев (кто будет расплачиваться за эту пиррову победу - уже другой вопрос). После трех лет упрямства администрация Обамы сдалась и согласилась аннулировать все предыдущие договоренности, достигнутые между сторонами в ходе переговоров в Табе и Аннаполисе».

Нетаньяху в данный момент больше волнует не позиция Вашингтона, а «самодеятельность» официальной переговорщицы со стороны Израиля министра юстиции Ципи Ливни, поставленной по требованию американцев и занимающей более мягкую позицию, чем он сам. В то время как Ципи Ливни поддерживает идею раздела Иерусалима, Нетаньяху категорически против этого. Ливни может согласиться с частичным разрушением израильских поселений на оккупированных территориях, глава правительства настаивает на их сохранении. Ливни готова на дислокацию международных сил в Иорданской долине, а Нетаньяху настаивает на присутствии там израильских сил.

Вместе с тем опасения израильского премьера, скорее всего, преувеличены. Ливни обязана согласовывать представляемые ею позиции с главой правительства, и его слово является решающим. Кроме того, в переговорах принимает участие личный представитель Нетаньяху Ицхак Молхо, контролирующий все поступки Ливни.

В палестинском лагере также никто не рассчитывает на успех переговоров. «Мы решили позитивно отреагировать на непрекращающиеся просьбы США о возобновлении "мирного процесса", чтобы угодить американцам и избежать возможных обвинений в том, что мы проводим политику постоянного отказа», -  признаётся один из переговорщиков со стороны ООП. Палестинцы сознают, что в нынешних условиях «Израиль не согласится отдать захваченное в войне 1967 г., не говоря уже о том, чтобы позволить палестинским беженцам вернуться домой». Более того, они понимают, что из-за господствующих в обществе настроений «любое израильское правительство, согласившееся вернуть Западный берег и отойти к границам 4 июня 1967 г., совершит политическое самоубийство».

Действительно, в результате многолетней пропаганды подавляющее большинство израильтян не склонно поддерживать достижение какого-либо компромисса с палестинцами. Весьма удручающе выглядят результаты одного из проведенных в стране опросов, в котором приняли участие 4.774 респондента. 70% опрошенных, например, считают, что не имеет смысла заключать мирный договор с администрацией Махмуда Аббаса. Противоположного мнения придерживаются лишь 17,5% респондентов. Более 87% полагают, что в результате нынешних переговоров добиться подписания мирного соглашения между Израилем и ПНА не удастся. Лишь 2% верят, что такой результат возможен. 73% думают, что палестино-израильский конфликт не закончится никогда. 14,5% верят, что он прекратится, но не раньше 2030 года.

Участникам опроса был задан вопрос: "Какие уступки вы считаете допустимыми ради достижения мирного соглашения с Палестинской национальной администрацией?" Около 48% выбрали категорический ответ "Никакие". Допустимыми считают согласие на возвращение палестинских беженцев - 1,5%, полную эвакуацию еврейских поселений с Западного берега реки Иордан (ЗБИ) - 2,7%, отступление к границам 1967 года - 3,1%, раздел Иерусалима - менее 7% опрошенных.

Подобные настроения подпитываются доктринальными рассуждениями израильских стратегов. В частности, в Центре стратегических исследований BESA («Бегин - Садат») подготовлен доклад с характерным названием «Время на израильской стороне». В нем доказывается, что преимущество Израиля по совокупным показателям национальной мощи над всеми его региональными противниками никогда не было так велико, как сейчас, и эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе. Во многом такое положение явилось следствием дестабилизации соседних с Израилем государств после «арабской весны». Аргументы израильского левого лагеря в пользу скорейшего урегулирования палестинского вопроса можно считать несущественными. Реальные угрозы для Израиля отсутствуют, и, соответственно, необходимости идти на уступки тоже нет. Разногласия арабских государств с Ираном настолько возросли, что отодвигают на задний план их озабоченность палестинским вопросом и делают их потенциальными союзниками Израиля. Вот почему Тель-Авив так настаивает на иранской опасности. После 65 лет своего существования Израиль может уверенно рассчитывать на преодоление всех стоящих перед ним вызовов и в будущем. «Мир для Израиля, конечно, желателен, но не является единственным условием его выживания», - заключает автор доклада Эфраим Инбар.[2]

Не удивительно, что некоторые предложения израильской стороны на нынешнем этапе переговоров носят заведомо неприемлемый, если не сказать издевательский характер. Например, по информации «Маарив», на переговорах с палестинцами израильтяне собираются предложить партнерам частичную сделку по принципу "аннексия в обмен на аннексию". Суть предложения: Израиль аннексирует часть Западного берега Иордана на юге (Гуш-Эцион) в обмен на передачу части территории Западного берега на севере (в районе Шхема), находящейся сейчас под израильским контролем, в распоряжение Палестинской администрации. Иными словами, Израиль предлагает палестинцам на обмен не свою территорию, как это было предусмотрено в Кемп-Дэвиде в 2000-м и в Аннаполисе в 2008 году, а их собственную. Шансов на принятие подобного предложения палестинской стороной немного, признает автор статьи Ариэль Кахане.  Общеарабская газета «Аль-Хайят» сообщает, что Израиль настаивает на контроле и присутствии израильских солдат в долине реки Иордан, создании пунктов раннего оповещения вдоль реки, контролировании перемещения лиц между Западным берегом и Иорданией и сохранении военных баз, расположенных на самых возвышенных точках Западного берега. Иорданская долина войдет в состав будущего палестинского государства, однако будет передана Израилю в долгосрочную аренду. Израильтяне продолжают настаивать также на том, чтобы вся граница с Иорданией находилась под контролем их армии.

Естестенно, такие предложения для палестинцев абсолютно неприемлемы. На Генассамблее ООН руководитель Палестины Махмуд Аббас ясно заявил, что соглашение может быть достигнуто только на основе границ 1967 года. Палестинцы отказываются «пускаться в череду промежуточных соглашений, которые превратятся в вечные, сказал М.Аббас. «Наша цель достижение постоянного мира, который включит все важнейшие вопросы и позволит нам, наконец, объявить о конце конфликта с Израилем». Он предупредил, что, вероятно, сейчас израильтянам и палестинцам предоставляется последняя возможность урегулировать конфликт.[3]

В обоих лагерях все чаще приходят к мнению, что перспектива начала третьей интифады становится неизбежной. Израильская газета «Гаарец» пишет: «Если переговорный процесс окончательно сойдет на нет в связи с неспособностью Нетаньяху противостоять давлению внутри своей партии, на территориях действительно начнутся волнения, которые могут перерасти в новую интифаду».

Нынешнее правительство страны убеждено, что ему в этом противостоянии будет сопутствовать успех. Однако такая самоуверенность вряд ли оправданна, ведь вызовы для Израиля могут носить и асимметричный характер. Новое палестинское восстание вполне способно еще больше осложнить обстановку во всем регионе и привести к серьезным экономическим и дипломатическим потерям для Тель-Авива.

Как предупреждает «Гаарец», Нетаньяху подвергает страну риску. Провал переговоров традиционно служит толчком к началу очередного витка насилия в ближневосточном регионе. Провал их нынешнего раунда, пишет газета, «еще более ухудшит международный статус нашего государства. Миру надоела оккупация, никакие разъяснения не освободят нас более от ответственности».