Маастрихтский договор двадцать лет спустя

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Двадцать лет назад, 1 ноября 1993 года, вступил в силу Договор о Европейском союзе, получивший неофициальное наименование «Маастрихтский договор». Этот документ положил начало нынешнему Европейскому союзу, урегулировав вопросы функционирования денежной и политической системы «единой Европы». Однако в условиях сегодняшнего кризиса в ЕС многие из тех положений видятся совсем по-другому, да и сама идея евроинтеграции в своем изначальном виде, похоже, себя изжила…

Напомним, что статья «А» Маастрихтского договора предусматривала, что его участники учреждают Европейский союз на базе существовавшего к тому времени Европейского экономического сообщества. [1] Это, по сути, означало, что центр тяжести в процессе евроинтеграции переносится с экономической базы на политическую надстройку. Последовавший затем прием в состав ЕС десятка с лишним новых членов, представлявших преимущественно государства Центральной и Восточной Европы, вроде бы подтвердил правильность подобного подхода. Однако уже в процессе ратификации новых документов ЕС (в частности, его Конституции) выявились серьезные межгосударственные разногласия, наносившие ущерб в том числе и идеалам единой финансово-экономической политики.

Сухая статистика Евросоюза двадцать лет спустя говорит сама за себя. Как известно, маастрихтские критерии функционирования ЕС и еврозоны предусматривали, что государственный долг государств-членов этой организации не должен превышать 60% его валового внутреннего продукта. Однако «проблемные» страны еврозоны уже давно преодолели данную планку. Госдолг Греции составляет 169,1% ее ВВП. На втором месте - Италия (133,3%). Далее идут Португалия (131,3%) и Ирландия (125,7%).

При этом долги первой тройки должников продолжают нарастать. Так, по сравнению с первым кварталом текущего года они уже выросли на 8,6% у Греции, на 3,8% у Португалии и на 3% у Италии. Германия на этом безрадостном фоне вроде бы продолжает выглядеть островком стабильности. Однако и ее госдолг в 79,8% ВВП превышает маастрихтские критерии, так же как и долги Евросоюза в целом, составляющие 86,8% ВВП. Для еврозоны данный показатель во втором квартале текущего года составил 93,4%. Бельгийский экономист Поль де Грауве из Лондонской школы экономики предупредил в связи с этим о реальной угрозе дефолта не только в Греции, но и в Португалии. [2]

Так что, пожалуй, стоит согласиться с бывшим федеральным канцлером Германии Герхардом Шредером, заметившим уже после своей отставки, что «в европейской политике до сих пор ничего не решено окончательно и бесповоротно». [3]

Однако среди центральных органов Евросоюза имеется один институт, который трудно заподозрить в пассивности. Это – Европейский центробанк. Маастрихтский договор возлагал ответственность за проведение единой денежно-кредитной политики в ЕС на Европейскую систему центральных банков, в которую вошли ЕЦБ и национальные центробанки. Такая двойственность во многом и породила последующие противоречия в проведении единой финансовой политики. Национальные банковские структуры государств еврозоны при явной и тайной поддержке стран, не вошедших в зону единой валюты, всячески стремились сохранить свою независимость, одновременно «подмяв» под себя ЕЦБ. Последний же настаивал на том, что политическая и тем более экономическая интеграция немыслимы без единых норм и правил функционирования именно банковско-финансовых структур под эгидой единого Бюджетного пакта и соответствующего надзорного механизма. Это противоречие в настоящее время не только не урегулировано, но во многом порождает новые конфликтные узлы и баррикады на карте формально единой Европы.

Видный эксперт в области международных отношений профессор Университета имени Кристиана Альбрехтса в Киле Йоханнес Варвик еще в 2006 году предупреждал, что «Европейский союз не исчерпал себя, но старые идеалы утратили свою действенность». В качестве одного из наиболее вероятных сценариев развития ЕС он обозначил тогда эрозию данной организации, которая «рухнет под бременем расширения, множащихся различий в интересах его государств-членов или начнет медленно эродировать». А «если происходит эрозия на уровне Европы и не существует подходящей замены, то национальные государства начнут делать ставку на действия в одиночку и рано или поздно вступят в чреватую конфликтом конкуренцию друг с другом», - подчеркивал Йоханнес Варвик. [4]

Не это ли мы наблюдаем сегодня, к примеру, по линии финансовых взаимоотношений Севера и Юга Европы или в замешанном на межэтнических и межгосударственных противоречиях треугольнике Венгрия – Румыния - Словакия? Развитие ситуации в этих да и в некоторых других геополитических измерениях современной Европы все больше напоминает известную формулу, согласно которой страны-члены ЕС, несмотря на вроде бы сформированное единое оборонное пространство, все более активно занимаются сравнением «собственных статусов в силовой политике». [5] А от этого уже недалеко и до реальной конфронтации в «единой Европе».

[3] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике. М., 2009. С.323.
[4] Варвик И. Бесконечная обусловленность действий целью // Internationale Politik. 2006. № 3. Май-июнь. С.38.
[5] Подробнее см.: Wessels W. Die Vertragsreform von Nizza – Zur institutionellen Erweiterungsreife // Integration. 2001. № 1.