Мобильная версия Сегодня: 28.05.2016 Обновлено в 00:04 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Спецназ или инструкторы? Недалеко от Ракки замечены американские военные...

Ципрас: укрепление связей с Россией - стратегический выбор Греции...

МИД Белоруссии: Литва развернула вокруг БелАЭС "политическую вакханалию"...

Путин: Россия ждет от Турции шагов к примирению, но пока их нет...

Путин: вопрос Донбасса может быть решен лишь через децентрализацию Украины...

Разведка ДНР: украинские спецслужбы готовят теракт в районе Ясиноватой...

Кризис между Турцией и ЕС углубляется...

Генштаб РФ назвал источник поставок оружия для террористов в Сирии...

Греческий истребитель дал бой турецким ВВС над Эгейским морем...

Силовики в Афганистане ликвидировали почти 80 талибов за сутки...

СМИ: турецкая армия продвинулась на 700 метров вглубь территории Сирии...

Обама приехал в Хиросиму, атомная бомбардировка города не обсуждается...

МИД: Россия не отказалась от нанесения ударов по боевикам в Сирии...

ВКС почти полностью перекрыли поставки нелегальной нефти из Сирии в Турцию...

Минобороны заявило о беспрецедентном развитии «восточного форпоста России»...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Турция – Армения: сюрприз или имитация?

Михаил АГАДЖАНЯН | 15.11.2013 | 00:00
 

В международной повестке дня с подачи турецкой стороны вновь обозначен вопрос о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу сообщил, что Турция и Азербайджан готовятся преподнести Армении «сюрприз». Речь идёт об открытии турецко-армянской границы. Глава дипломатической службы Турции поведал и о том, что в примыкающей к Армении турецкой провинции Игдыр уже ведутся для этого подготовительные работы…

Политики не любят сюрпризов, которые нарушают ровное течение межгосударственных отношений и не способствуют их доверительности. Заявление главы МИД Турции о «сюрпризе» большинство экспертов расценили как блеф, как имитацию попыток вывести процесс нормализации армяно-турецких отношений из тупика. Примечательно, что Давутоглу упомянул провинцию Игдыр: больше половины из 180 тысяч её населения составляют этнические азербайджанцы. Здесь, как нигде в Турции, сильны националистические настроения, а симпатиями большинства жителей пользуется ультраправая Партия националистического движения. Игдыр стала единственной провинцией Турции, где по итогам последних парламентских выборов 2011 года ультраправые националисты получили большинство голосов. Если и есть на армяно-турецкой границе место, откуда официальная Анкара захотела бы взяться за разблокирование сухопутных коммуникаций, то это явно не Игдыр. 

То есть элемент игры с турецкой стороны здесь налицо. Однако это не игра с прицелом на приближение 100-летней годовщины Геноцида армян в Османской Турции, как решили некоторые эксперты, оценивая резонансное заявление Давутоглу. Противостояние «армянской пропаганде» по поводу 100-летия Геноцида не принадлежит к числу первоочередных целей турецкой дипломатии.

Для внешней политики Турции характерна увязка проблемы нормализации армяно-турецких отношений и проблемы урегулирования карабахского конфликта. И вызвано это отнюдь не только соображениями поддержки азербайджанского партнёра. По большому счёту Турции безразлично, какой статус будет закреплён в дальнейшем за Нагорным Карабахом. Ни независимость Нагорного Карабаха, ни его вхождение в состав Азербайджана или Армении не дают Анкаре дополнительных преимуществ на Южном Кавказе. Турки научились жить в ситуации «ни войны, ни мира» в карабахском конфликте, извлекая из статус-кво политические и особенно экономические выгоды.

В Анкаре не забыли резкой реакции Баку осенью 2009 года, когда парафировались два документа, известные под названием армяно-турецких протоколов. 14 октября 2009 года, всего через четыре дня после того, как Ахмет Давутоглу поставил в Цюрихе свою подпись под текстом этих документов, азербайджанская Госнефтекомпания подписала с российским «Газпромом» договор о купле-продаже азербайджанского газа. Анкара сделала выводы, и теперь там вспоминают об армяно-турецких протоколах всякий раз, когда хотят крепче привязать Баку к своим стратегическим планам. А в этом деле такие вопросы, как будущий статус Нагорного Карабаха, восстановление дипломатических отношений с Арменией и открытие армяно-турецкой границы, рассматриваются Анкарой как средства достижения целей приоритетного порядка. Турция прежде всего заинтересована в том, чтобы весь объём добываемых на каспийском шельфе Азербайджана углеводородов направлялся на турецкий рынок и через него далее в Европу. А если вдобавок к этому «замкнуть на себя» нефть и газ с месторождений Туркменистана и Казахстана на восточном побережье Каспия, стратегическая позиция Турции на стыке Европы и Азии упрочится очень существенно.

Весной 2013 года Анкара остановилась в шаге от открытия рейсов гражданской авиации по маршруту Ван – Ереван. Привычно доведя своего азербайджанского партнёра до состояния особой нервозности по данному поводу, Анкара в последний момент дала задний ход. С 3 апреля планировались авиарейсы самолётами частной турецкой компании Bora Jet два раза в неделю. 29 марта стало известно о замораживании турецкой стороной на неопределённое время ранее оговорённых соглашений по эксплуатации новой линии авиасообщения. Самолёты между турецким Ваном и армянской столицей до сих пор не летают. Баку получил новое подтверждение прочности тесных связей с Анкарой, а та теперь ещё более уверенно добивается от Азербайджана, чтобы его энергоресурсы последовательно транспортировались в западном направлении.

Безопасность энергетических коммуникаций из Азербайджана через территорию Турции в Европу исключает военную эскалацию в зоне карабахского конфликта. Вместе с тем пренебречь интересами Баку в его долгом противостоянии с Ереваном Анкара не может. Это было бы с её стороны просто недальновидно. Остаётся продолжать курс на декларативную поддержку «младшего» партнёра в карабахском конфликте, не предпринимая по отношению к этому партнёру ничего существенного за рамками традиционного военно-технического сотрудничества и обычных дипломатических услуг.

Почему Анкара вспомнила о возможности урегулирования отношений с Арменией именно сегодня, преподнеся это как «сюрприз»? Понимая, что крупные международные игроки не видят альтернативы поддержанию статус-кво в карабахском конфликте, Турция решила продемонстрировать, что и она привержена тому же подходу. Все отметили, что заявление командира 102-й российской военной базы, расположенной на армянской территории, прозвучало считаные недели спустя после рабочего визита президента Армении Сержа Саргсяна в Москву. По итогам этого визита Армения объявила о своём решении войти в Таможенный союз. А командир российской базы полковник Андрей Рузинский в интервью газете «Красная звезда» сказал, что «в случае принятия руководством Азербайджана решения по восстановлению юрисдикции над Нагорным Карабахом силовым путём военная база может вступить в вооружённый конфликт в соответствии с договорными обязательствами России в рамках ОДКБ». 

Возьмём на себя смелость предположить, что пока 102-я российская база дислоцируется у самой армяно-турецкой границы, граница будет на замке. Открытие границы – это сюжет из серии попыток Запада предложить Армении альтернативу тесным отношениям с Россией. Всецело в рамках этих попыток находился и проект под названием «армяно-турецкие протоколы». Смерть данного проекта наступила не весной 2010 года, когда президент Армении в обращении к гражданам республики посчитал «данный этап нормализации отношений исчерпанным», и не летом того же года, когда в Ереване в ходе государственного визита президента России было подписано соглашение о продлении сроков пребывания 102-й базы в Армении. Проект умер осенью 2013 года, когда вполне обрисовалась неспособность Европы заставить Турцию выполнять её обязательства, вытекающие из армяно-турецких протоколов. Затем последовало решение о вступлении Армении в Таможенный союз. Первые успехи на пути евразийской интеграции уже отозвались укреплением статус-кво на Южном Кавказе. Турцию такое положение вполне устраивает, и можно уверенно предположить, что итоги четвёртого заседания Совета сотрудничества высшего уровня России и Турции, которое пройдёт в ближайшее время в Москве, это подтвердят.

Первый после переизбрания зарубежный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Турцию 11-13 ноября можно, видимо, оценить под углом зрения стремления Анкары и дальше разыгрывать армяно-турецкую карту в интересах удержания Азербайджана в орбите своего влияния. Те трубопроводы в регионе, что уже проложены, должны работать без сбоев. Проектируемые – не могут быть поставлены под вопрос. Слишком много ресурсов вложено Турцией в проект, например, Трансанатолийского газопровода, чтобы Анкара видела для себя хоть какой-то смысл в резких шагах на Южном Кавказе, в том числе в зоне карабахского конфликта.

Фото: news.am

 
Метки: Турция Армения Азербайджан Нагорный Карабах
 

 
Рейтинг: 4.6 (37)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Юрий РУБЦОВ

Приближая саммит НАТО: Эстония в роли мелкого провокатора

В интервью  немецкой Die Welt, опубликованном 26 мая, премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас с нескрываемым удовлетворением отметил,  что  процесс наращивания военного присутствия альянса в странах Балтии «идёт в правильном направлении», но пожелал, чтобы размеры этого присутствия были увеличены.  В отношениях с Москвой, уверенно заявил господин Рыйвас, «сдерживание должно стать новой нормой». 

27.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Михаил АГАДЖАНЯН


все статьи