Венгерские обиды на украинский Киев

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После публикации закарпатским сайтом «Трибуна» проекта венгерско-русинской автономии, власть в которой будет принадлежать поровну венграм и русинам, разразилась бурная полемика. Пока она не вышла за пределы Интернета, и украинские политики не спешат обнаруживать своё беспокойство по поводу нового проекта, не желая, видимо, делать ему рекламу. Однако факт остаётся фактом: немалая часть закарпатских венгров и русинов хотят сами определять свое будущее и даже выбрали столицы будущей автономии, которых будет две – Берегсас (Берегово) в венгерской её части, и Мукачево – в русинской…

Сторонники венгерско-русинской автономии заявляют, что все венгерское должно быть отделено от украинского, как и русинское, которое (по мнению венгров) ничего общего с украинством не имеет. Они считают также, что выживание закарпатских русинов как народа возможно только в Подкарпатской Руси с центром в Мукачево, при этом Подкарпатская Русь должна быть составной частью автономного дуумвирата венгров и русинов.  Законодательные полномочия будут принадлежать местному парламенту – венгерско-русинским Национальным сборам. Уже родилось и рабочее название будущей автономии – Закарпатская региональная конфедерация венгерского и русинского народов.

Украинские националистические СМИ разразились по этому гневной риторикой, пренебрежительно называя будущую автономию Угрорусинией. Отмечается, что ситуация выходит из-под контроля Киева. Однако те же СМИ умалчивают о том, насколько правомочны претензии закарпатских венгров к Киеву. Умалчивают, потому что вопрос этот довольно щекотлив.

С момента провозглашения независимости Украины Киев не придумал ничего иного, как строить «украинскую политическую нацию». Политическая нация – это поглощение всех национальностей одной «украинской нацией» без учёта этнической мозаики проживающих на Украине народов. Вместе с украинским гражданством всем присваивалась официальная национальность – украинцы. По сути, это проект медленного уничтожения этнического разнообразия Украины. Взявшись за создание радикальной украинской нации, Киев  попытался настолько накачать ее националистическим угаром, насколько это необходимо для предотвращения сближения между народами Украины и России. 

Естественно, что жители Закарпатья почувствовали себя ущемлёнными. К русинам Киев особенно не благоволил из-за их упрямого нежелания превратиться в украинцев. К венграм тоже не прислушивались, утверждая, что на Украине всё, от Закарпатья до Луганска, – украинское.  На самом деле Закарпатье – это бывшая Угорская Русь. Украиной она стала лишь после того, как на протяжении многих веков была Русью.  Стала в результате административного давления на местное население, которое в приказном порядке переименовали из русинов в украинцев. Причём наибольшей прытью отличалась здесь отнюдь не советская власть, а идеологи так называемой Карпатской Украины – профашистского псевдогосударства, исчезнувшего так же нелепо, как и появившегося. Сегодня история прогитлеровской Карпатской Украины является, увы, частью патриотического дискурса официального Киева, а первому и единственному «президенту» Карпатской Украины Августину Волошину указом Леонида Кучмы в 2002 году было присвоено звание Героя Украины. В качестве президента Карпатской Украины Августин Волошин успел неумело повоевать с хортистской Венгрией и заняться притеснениями русинского населения.  Фигура Волошина – одинаково чужая и венграм, и русинам. И закарпатские  венгры недоумевают, почему им постоянно напоминают о нацистском прошлом Венгрии, но при этом вешают медальку на грудь Августина Волошина - не меньшего нациста, чем Миклош Хорти.

Между официальной государственной идеологией независимой Украины и народной историей закарпатских венгров и русинов нет преемственности. И венгры, и русины всегда считали украинский официоз чем-то наносным, идеологически фальшивым, исторически необоснованным.  Со временем наметилась тенденция к венгерско-русинскому сближению, поскольку венгры и русины были теми двумя этническими элементами, которые присутствовали в истории Закарпатья на протяжении последних десяти веков после захвата края Венгерским королевством.

В отличие от Киева Будапешт автохтонность русинов под сомнение не ставил. И в эпоху Австро-Венгерской империи, и сейчас Венгрия признает за русинами статус самобытного народа. Этнический ландшафт Закарпатья, где присутствуют и русины, и венгры, для этих народов является привычной картиной. Сторонники венгерско-русинской автономии подчеркивают, что  «закарпатские венгры не имеют ничего общего с Украиной, от которой они были отделены на протяжении столетий».

Можно с успехом оспаривать правомочность стремления венгров политически интегрировать Закарпатье в состав Венгрии, но трудно отрицать факт наличия общего культурного (языкового, религиозного) венгерско-русинского пространства, которое существовало до появления Украины и никуда не исчезло после её появления.

Оказалось, что евроинтеграционной риторикой закарпатские венгры умеют пользоваться не хуже украинских политиков. Так, проект Закарпатской региональной конфедерации венгерского и русинского народов предполагает:

-  венгерская её часть может быть создана исключительно как самостоятельная автономная область в рамках региональной политики Евросоюза;

- Закарпатская венгерская автономия – это мост между Венгрией и Украиной, между Украиной и НАТО, между Украиной и ЕС;

- Закарпатская венгерская автономия может превратиться в экономического лидера региона;

Венгры Закарпатья в чём-то вдохновляются примером поляков в Галиции, которую  Киев признаёт оплотом украинства и одновременно  средоточием польской культуры наравне с Великой Польшей. Признавать Закарпатье оплотом русинства и средоточием венгерской культуры киевские политики не хотят. Польский культурный облик Галиции трудно поставить под сомнение (как он возник, это другой вопрос). Полякам в Галиции предоставляются широкие возможности удовлетворить свои культурные запросы (они отмечают свои патриотические праздники, активно участвуют в общественно-политической жизни края, ставят памятники своим героям). Подобные же действия закарпатских венгров вызывают у украинских властей резкую реакцию. Вся причина в том, что поляки признают существование украинской нации, а венгры относятся к этому не так однозначно. Вопрос о венгерском Закарпатье остаётся для местных венгров актуальным, и на фоне попыток Киева ассоциироваться с Евросоюзом вопрос этот приобретает всё большую злободневность.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться