В тисках трансатлантической интеграции (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На этапе обратного отсчёта дней, остававшихся до саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, пришла важная новость: Украина приостановила  процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом в целях обеспечения национальной и экономической  безопасности. В постановлении Кабинета министров Украины такое решение объясняется и необходимостью «более детального» изучения комплекса проблем, связанных с вопросами евроинтеграции и направлений торгово-экономических отношений  с Россией  и другими странами СНГ. Впрочем, The Financial Times, назвавшая такое решение Киева победой России, тут же назвала эту победу «небольшой» и привела высказывание директора американского исследовательского центра Carnegie Europe Яна Техау, заметившего, что «в долгосрочной перспективе Россия эту победу потеряет».

***

На прошлой неделе к усилиям Брюсселя, «ассоциирующего» Украину с ЕС, открыто присоединился Вашингтон. Игра с подписанием-неподписанием Украиной  соглашения с Евросоюзом будет вестись, видимо, до последнего дня  и продолжится после завершения Вильнюсского саммита.

С конца октября стали прорисовываться контуры нового американского  сценария для «Европы и Евразии».  На минувшей неделе   в сенатском комитете США по международным делам состоялись слушания под названием «Стержневой  момент для Восточного партнёрства: перспективы для Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана» (1). Сенаторы заслушивали  назначенную в сентябре заместителем госсекретаря США по делам Европы и Евразии Викторию Нуланд и исполнительного вице-президента Атлантического совета Деймона Уилсона.  

 Если г-жа Нуланд  проявила определенную сдержанность, рассуждая о поддержке Соединёнными Штатами «евроинтеграции» постсоветских государств, которой «препятствует» Россия, то Деймон Уилсон высказался без дипломатических реверансов. Общий смысл выступления Д.Уилсона, отражающий позицию Атлантического совета, таков: Америке нельзя терять время,  пуская события вокруг «Восточного партнёрства» на самотёк, а нужно использовать  остававшийся долго «недооценённым»  инструмент этого партнёрства, чтобы оторвать как можно большее число постсоветских государств  от того, что их ждёт в «евразийской авторитарной клептократии». США, считает Д.Уилсон, должны завершить начатую в Восточной Европе «работу», и это прямо связано с  ролью Америки как лидера в достижении искомого евроинтеграционного результата. Вашингтон должен срочно радикализировать свою стратегию, не оглядываясь на Россию. То, что США  вкладывали до сих пор больше энергии в укрепление связей с Россией, чем с ее соседями, Уилсон считает не просто ошибкой, но  «рецептом поражения». Цель  политики США  - «утвердить евроинтеграцию  и стать двигателем расширения НАТО на Восток».

Деймон Уилсон буквально разжевал американским сенаторам ту мысль, что  инициатива «Восточное партнёрство» и дальнейшее расширение НАТО не обязательно смыкаются, но необходимы для взаимного усиления точно так же, как  НАТО и расширение Евросоюза дополняли друг друга  в период сразу после окончания холодной войны. «На Украине такая политика [Соединённых Штатов. – И.Л.] означает интенсификацию военного сотрудничества, углубление связей между разведками, подготовку почвы для  долгосрочного влияния на структуры  безопасности, способные как приблизить, так и скомпрометировать европейское будущее Украины. Это также означает поддержку усилий Украины в обеспечении  её энергетической безопасности  и защиту её суверенитета и территориальной целостности, включая Крым», - подчеркнул представитель Атлантического совета (2).

Не обошел Деймон Уилсон в своем обращении к сенату США Грузию и Молдавию, всё-таки подписание ими соглашений об ассоциации с ЕС по-прежнему значится в повестке дня Вильнюсского саммита. Д.Уилсон призвал Соединённые Штаты подтвердить обещание о приёме Грузии в НАТО и решительно вмешаться  в события в Приднестровье.  

Высказывания Д.Уилсона в сенате США – не частное мнение. Радикальная стратегия «расширения» Евро-Атлантики на восток Евразии уже осуществляется Госдепартаментом на практике. Символично, что свое первое публичное выступление в должности заместителя  госсекретаря США  Виктория Нуланд сделала в Атлантическом совете – центре стратегической мысли НАТО. Карьера новой руководительницы «делами Европы и Евразии» в Госдепе тесно переплетается с основными вехами развала СССР. Вероятно, новое назначение Виктории Нуланд строится на расчёте, что эта улыбчивая  женщина с жёсткой мужской хваткой, владеющая приёмами «умной  силы», сможет содействовать новым успехам  «глобального доминирования» США на «Большой шахматной доске».

Идея «ассоциации» с Евросоюзом шести постсоветских государств (Украины, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Армении и Азербайджана)  рассматривается теми, кто от лица Польши и Швеции выдвинул план «Восточного партнерства», как промежуточный этап дальнейшей «балканизации» постсоветского геополитического пространства и наднационального переподчинения «единой Европы».  Корректируются старые планы «походов на Восток»,  звучат гимны англосаксонской «исключительности», а над всем  этим  реет  новый грандиозный замысел, получивший название «Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство»…  

Практические вопросы «новых правил игры» обсуждаются  в Лондоне в кругу англосаксов.  Недавняя закрытая дискуссия о «преодолении препятствий», которые могут возникнуть на пути создания Трансатлантического партнёрства, организованная Фондом Дитчли и Британо-американской парламентской группой, даёт некоторое представление о том, как формируется глобальная повестка дня и принимаются судьбоносные глобальные решения. Дискуссию открыл бывший генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон, у которого Виктория Нуланд начинала своё движение вверх по карьерной лестнице. Обсуждались такие остро стоящие сейчас вопросы, как сближение стандартов Европы и Америки в вопросах применения гормонов при корме скота или использования генно-модифицированных продуктов и возможное сопротивление европейцев этой практике.  Обсуждался и вопрос о защите чувствительной информации, принципиальный для «остальной» Европы после разоблачений Сноудена;  правда,  британская и американская стороны не сочли, что этот вопрос будет иметь существенное значение, дав понять, что негласные договоренности по нему уже достигнуты. Предполагается, что такие же «негласные договоренности» помогут преодолеть возможное сопротивление ратификации соглашения по Трансатлантическому партнёрству в конгрессе США. Новый посол США в Великобритании Мэтью Барзун заверил британских лордов, что «конгресс не будет проблемой» и «Соединенным Штатам нужно это соглашение не меньше, чем Евросоюзу» (3).

Восходящий американский дипломат Виктория Нуланд  выбрала  для своего первого выступления в Атлантическом совете пафосно-программную тему  «Трансатлантическое возрождение: обеспечим наше общее будущее» не случайно. Ведь речь идёт далеко не только о «мини-интеграции» в рамках «Восточного партнерства». Евроинтеграция части постсоветского пространства – это, скорее, проблема тактического плана. Стратегический замысел, обставленный  как «доктрина Обамы», нацелен на трансатлантическую интеграцию («Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство») и связан с планом введения режима свободной торговли  между  Старым и Новым Светом. Эту-то идею и должна продавать новый куратор «дел Европы и Евразии» в Госдепартаменте, объявившая «доктрину Обамы»  «золотым стандартом» открытия рынков и экономического роста.

             (Окончание следует)

1)  http://www.foreign.senate.gov/hearings/a-pivotal-moment-for-the-eastern…

(2)   http://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/Wilson_Testimony.pdf
http://www.ditchley.co.uk/news/post/118-ttip-panel-discussion-at-westmi…;