Мобильная версия Сегодня: 29.08.2016 Обновлено в 10:17 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Число погибших ливийских военных при атаке на "ИГ" в Сирте возросло до 28...

Эрдоган обозначил цели борьбы с курдами в Сирии...

Президент Узбекистана попал в больницу...

Вице-канцлер Германии заявил о провале переговоров об «экономическом НАТО»...

Министр обороны Швейцарии: Террористическая угроза в стране возросла...

AFP: в результате турецких обстрелов позиций курдов в Сирии погибли 35 мирных жителей...

Вице-канцлер Германии дистанцировался от политики Меркель в отношении беженцев...

ВДВ и морпехи переброшены в Крым и на Кубань...

Половина жителей Германии против Меркель на посту канцлера...

Аэропорт Диярбакыра попал под ракетный обстрел...

Турция понесла первые потери в Сирии...

Мэры курортных городов Франции отказались признавать законность буркини...

СМИ: Анкара требует от Берлина дистанцироваться от резолюции о геноциде армян...

Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

За кулисами соглашения с Ираном в Женеве

Николай БОБКИН | 25.11.2013 | 00:00 Комментариев: 1
 

На переговорах в Женеве Ирану и «шестерке» удалось прийти к соглашению, которого мировое сообщество ожидало в течение 10 лет. Фундаментом договоренностей стали предложения, которые ещё два года назад были выдвинуты В. Путиным и которые с приходом к руководству в Иране президента Роухани получили новое развитие, будучи принятыми Соединёнными Штатами и европейскими участниками диалога. Значение достигнутого консенсуса сложно переоценить, соглашение по праву отнесено в разряд исторических, а готовность сторон к компромиссу названа «сделкой века», позволившей сделать важный шаг к безопасному миру, прежде всего, на Ближнем Востоке. Многое будет зависеть оттого, как Иран станет сотрудничать в рамках промежуточного соглашения. 

Еще весной этого года мало что указывало на возможность договориться с Ираном, а вероятность совместной работы американских и иранских дипломатов над черновым проектом соглашения этого документа могла вызывать только скепсис. Однако в июне сего года в Иране произошла смена президентов, и получившее благословение аятоллы Хаменеи новое руководство сразу же взяло курс на нормализацию отношений с Америкой. Россия иранские устремления поддержала, европейские участники «шестерки» отнеслись к перспективе американо-иранского сближения с некоторой ревностью, опасаясь за свои интересы в экономике Ирана, региональные противники Тегерана усмотрели в новом курсе президента Роухани прямую угрозу своей безопасности. Не только Саудовская Аравия, но и Израиль выступили с резкой критикой политики американского президента, не оттолкнувшего Иран и начавшего с иранцами диалог. Многое стало зависеть от политической воли Барака Обамы, встретившего серьезное сопротивление в конгрессе США.

Придёт ли Обама к согласию с конгрессом?

Барак Обама достигнутое соглашение поддержал одним из первых. В своей речи, с которой он выступил в Белом доме  23 ноября, Обама заявил: «Эта договоренность — только первый шаг, который очень важен для заключения всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе». Нет сомнений, что Вашингтон на этот раз был нацелен на прогресс. План США заключается в том, чтобы подойти к проблеме ядерных разработок Ирана в два этапа. На первом намечается заключить промежуточное соглашение сроком действия на шесть месяцев, которое, как отмечает помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс, «остановит прогресс в ядерной программе» Ирана и «откатит ее назад ключевым образом». Шестимесячная пауза по замыслу американцев должна позволить подготовить принятие «всеобъемлющего долгосрочного решения, которое полностью снимет обеспокоенности мирового сообщества». До достижения этого соглашения приостановку действия санкций против Ирана предполагается сделать «ограниченной, временной и обратимой». Санкции по-прежнему остаются основным аргументом Белого дома. С точки зрения американской администрации иранское руководство настроено на заключение ядерной сделки исключительно благодаря беспрецедентному экономическому давлению на Иран. Исходя из этого, администрация Обамы пытается убедить сенаторов не торопиться с принятием очередных санкций против Ирана и заверяет конгрессменов, что обещанное Тегерану размораживание активов даст иранской экономике не более 10 млрд. долларов. В сравнении с потерями Ирана от санкций это более чем скромная компенсация, хотя есть предположения о том, что администрация Обамы ослабляет некоторые санкции без решения конгресса, подыгрывая таким образом новому руководству ИРИ в расчете на его уступчивость.

Стремление обойти сенаторов понятно: большинство в конгрессе принадлежит тем, кто выступает за ускорение процесса принятия новых санкций. Их логика проста: жесткие санкции вынудили иранское правительство пойти на серьезные переговоры по ядерной программе, поэтому дополнительное давление на Иран только усилит американские позиции в этом диалоге. Полезного для США смысла в промежуточном соглашении с Ираном они не видят и требуют жестких мер в отношении Тегерана.

Позиция законодателей США совпадает с подходом израильских властей, которые настаивают на бессмысленности нынешних переговоров США с ИРИ. Пока же обе палаты конгресса согласились отложить введение новых санкций, а борьбу за общественное мнение в США по иранской проблеме еврейское лобби проиграло. Опрос, проведенный в Соединённых Штатах по вопросу о соглашении с Ираном, показал, что 65% американцев согласны на ослабление санкций против Ирана в обмен на уступки Тегерана в вопросе о его ядерной программе.

Ищет ли Израиль новых союзников на замену США?

Много лет внешняя политика Израиля была односторонней и ориентированной лишь на США, несмотря на это, Израиль откровенно вставлял палки в колеса подготовки промежуточного соглашения с Ираном, пытаясь поставить диалог на грань срыва для последующего предъявления Тегерану ультиматума. Перспектива сближения США с Ираном фактически означает отказ Вашингтона от стремления добиться капитуляции Тегерана и в конечном счёте смены существующего в ИРИ режима. В этом главная причина израильского недовольства Америкой. В свете ухудшения отношений с Вашингтоном, по мнению израильского министра иностранных дел Авигдора Либермана, пришло время искать новых союзников, которые хотели бы сотрудничать с Тель-Авивом «на основе новых взглядов на ситуацию». Идет ли речь о попытке всеобщей переориентации израильской политики? 

Сейчас мало что указывает на реальность подобного сценария. Пока глава израильской дипломатии критикует Вашингтон за готовность к достижению компромисса между США и Ираном по иранской ядерной программе, министр обороны Израиля Моше Яалон встречается со своим американским коллегой Чаком Хэйгелом, где, несмотря на споры по иранскому вопросу, стороны подтвердили перспективы развития военного сотрудничества. Особые отношения между теми ведомствами двух стран, которые отвечают за обеспечение безопасности, израильским руководством под сомнение не ставятся, военный союз между Израилем и США в обозримом будущем вряд ли подвергнется принципиальному пересмотру. Хотя в условиях снижения авторитета Америки на Ближнем Востоке и нерешительности администрации Обамы недружественная риторика в отношениях двух стран может нарастать. Упреки раздаются из обеих столиц, но к радикальным шагам разногласия едва ли приведут, речь может идти лишь о тактически манёврах сторон.Так, к примеру, было накануне последнего раунда переговоров с Ираном в Женеве, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, желая досадить Белому дому, предпринял заведомо неудачную попытку отговорить президента Путина от соглашения с Тегераном.

Претендует ли Россия на роль США в регионе?

Не только в Израиле, но и среди арабских союзников США крепнет убеждение, что Америка перестала быть надежным партнером на Ближнем Востоке. После неудач американских планов в Ираке и в Афганистане у стран региона возникли обоснованные сомнения в способности США обеспечивать на Ближнем Востоке предсказуемое развитие событий. Сейчас неясно, как дальше будет развиваться ситуация в Египте, что ожидает регион в связи с наметившимся восстановлением отношений Америки с Ираном, как поведет себя Саудовская Аравия, удовлетворится ли Турция отводимой ей второстепенной ролью и, главное, как не допустить окончательное превращение Сирии в «арабский Афганистан»… Практически по всем направлениям наблюдается ослабление влияния США, а для стран Ближнего Востока, неспособных самостоятельно защитить свои интересы, возникает вакуум союзнических отношений с крупными мировыми державами. В этих обстоятельствах лидерами ближневосточных стран начата переоценка своих отношений с Российской Федерацией, которая все чаще рассматривается в качестве альтернативы односторонней стратегической ориентации на Вашингтон.

Россия может играть важную роль на Ближнем Востоке, переломным моментом в её возвращении в регион многие эксперты сочли недавний визит российских министров в Каир. Действительно, если Россия, которая уже уверенно присутствует в Сирии и имеет тесные отношения с Ираном, будет развивать сотрудничество с Египтом, вполне возможно, что это приведет к началу новой эпохи в отношениях Москвы и Ближнего Востока. Сейчас тенденции к этому стали просматриваться, к примеру, в Ираке, премьер-министр которого Нури аль-Малики совершил в прошлом году две поездки в Москву и ни одной в Вашингтон. Переговоры фокусировались на военно-техническом сотрудничестве, что всегда говорит о серьезности намерений договаривающихся сторон. Тем не менее утверждать, что Россия стремится таким путем вытеснить из региона США, нет весомых оснований. Скорее, можно говорить о желании Кремля быть для Белого дома равноправным партнером, мнение которого принимается во внимание при решении региональных проблем. Исходя из этого, Россия содействует нормализации ирано-американских отношений, в том числе и в разрешении иранской ядерной проблемы, так что ссылки на якобы секретные и неизвестные Кремлю предварительные переговоры американцев с иранцами являются не более чем выдумкой. Именно принципиальная позиция Москвы по разрешению ядерной проблемы Ирана, которая известна партнерам и не меняется уже в течение нескольких лет, взята на вооружение всеми участниками «шестерки», включая и США.

Российский подход базируется на признании права Ирана на обогащение урана как части его неотъемлемых прав в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия при обязательной постановке иранской ядерной программы под всеобъемлющий международный контроль. Если такая договоренность будет достигнута, тогда Россия предлагает снять все санкции и в полном объеме. Напомним, что наличие санкций ООН является препятствием для вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества, усиление влияния которой отвечает интересам мира и стабильности в Центральной Азии. Выход из международной изоляции Ирана увеличит влияние Тегерана на Ближнем Востоке, что для России, имеющей прочные партнерские отношения с Ираном, будет скорее выгодным. Россия выступает против санкций еще и потому, что экономическая и торговая блокада всегда были атрибутами подготовки к войне, а возможное закрытие иранского ядерного досье с помощью военной силы до сих пор в США и Израиле с повестки дня не снято.

 
Метки: США Иран Израиль Россия Ближний Восток
 

 
Рейтинг: 4.7 (42)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Нил НИКАНДРОВ

О политике Ирана в Латинской Америке

Визит министра иностранных дел Ирана Мохамеда Джавада Зарифа в Латинскую Америку многие назвали «началом новой главы» в отношениях между Ираном и странами этого континента. За шесть дней (21-27 августа) глава иранской дипломатии посетил Кубу, Никарагуа, Эквадор, Чили, Боливию и Венесуэлу... Выпадов по адресу США Джавад Зариф во время поездки старался избегать, но в целом иранская дипломатия следует установке аятоллы Али Хаменеи: «Было бы неправильно считать, что мы можем достичь компромисса с Соединёнными Штатами, поскольку главный предмет нашего спора – само существование Исламской Республики Иран, а этот вопрос не может быть решён за столом переговоров».

28.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Курдская рабочая партия Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Николай БОБКИН


все статьи