Мобильная версия Сегодня: 31.05.2016 Обновлено в 12:56 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Необходимость позитивных перемен в Армении давно назрела - мнение...

Западные СМИ - о внутриполитических трансформациях в Турции...

Конференция ОБСЕ по противодействию терроризму стартовала в Берлине...

НАТО не вернется к прежним отношениям с Россией, заявили в Варшаве...

США утратили лидерство в рейтинге конкурентоспособности экономик IMD...

Контроль над украинскими АЭС перехватывает сомнительная компания...

Путин проведет переговоры с Назарбаевым в Астане...

Новый полигон в Крыму будет иметь многофункциональный характер...

Совместные с США военно-морские учения прошли в Таиланде...

Опрос: количество сторонников выхода Великобритании из ЕС выросло...

Генсек НАТО в предвкушении значительного роста расходов альянса в 2016 году...

Польша хочет отказаться от долгосрочных контрактов с "Газпромом"...

В городе Хомс вспыхнули бои между ВС САР и «Ан-Нусрой»...

В России создали самый мощный в мире лазер...

В Росатоме обвинили Украину в нарушении контракта с Россией...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Анкара готовится к сложной шахматной партии на Кавказе

Михаил АГАДЖАНЯН | 14.12.2013 | 11:41 Комментариев: 1
 

12 декабря для участия в работе очередного заседания Совета министров иностранных дел государств – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) в Армении побывал министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Это первое с 2008 года посещение Армении высокопоставленным турецким должностным лицом. Армения и Турция до сих пор не восстановили дипломатические отношения, не открыли сухопутную границу, ни на шаг не сблизили позиции по вопросу об отношении к геноциду армян в Османской Турции. После долгого пребывания процесса нормализации армяно-турецких отношений в тупиковом состоянии визит Давутоглу не мог не вызвать интереса. 

В ходе состоявшейся месяцем ранее российско-турецкой встречи на высшем уровне (4-е заседание Совета сотрудничества высшего уровня в Санкт-Петербурге) был обсуждён широкий круг внешнеполитических вопросов. Стороны обменялись мнениями и по текущим процессам на Южном Кавказе. Во время работы саммита и после него ощущалось стремление Анкары продемонстрировать свою вовлечённость в дела региона – с расчётом на то, что Россия, как хотели бы думать в Анкаре, с растущим пониманием отнесётся к подобной активности турецких партнёров (1). 

Оживление темы нормализации армяно-турецких отношений известными заявлениями Ахмета Давутоглу о якобы ведущейся Турцией подготовке к разблокированию границы с Арменией, встреча президентов Армении и Азербайджана 19 ноября в Вене, состоявшаяся сразу после визита Ильхама Алиева в Турцию, укладываются в русло попыток турецкой дипломатии утвердить свою роль в региональной политике на Кавказе. Вероятно, сказываются здесь и те трудности, которые Анкара стала испытывать в другом регионе – на Ближнем Востоке. В какой-то момент немецкие СМИ высказались по этому поводу очень жёстко, написав, что «турецкий премьер Реджеп Эрдоган добился того, что на Ближнем Востоке не осталось практически ни одного правительства, которое было бы готово с ним разговаривать» (Die Tageszeitung, 04.12.13). Это, безусловно, преувеличение, но не замечать, что политика Анкары на сирийском направлении встречает всё большее сопротивление, нельзя. Это подталкивает Анкару к некоторому перераспределению региональных приоритетов. Одним из регионов, на который Анкара в последнее время явно переключает своё внимание, является Южный Кавказ. Динамика событий здесь к концу года возросла. С одной стороны, Армения быстро приближается к вступлению в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, с другой стороны, Грузия продолжает делать авансы в сторону евроатлантического центра силы. Такая разнонаправленность внешнеполитических ориентаций двух республик увеличивает возможности Анкары искать и находить свои ниши влияния в регионе, разделённом внутренними границами и внешнеполитическими приоритетами. 

Одна из таких возможностей – примерка Турцией роли проводника интересов Евросоюза на Южном Кавказе. В своё время Брюссель, продвигая программу «Восточного партнёрства» на Кавказе, профинансировал обустройство отдельных участков армяно-грузинской границы, модернизацию контрольно-пропускных пунктов между двумя потенциальными, как тогда казалось, кавказскими участниками политической ассоциации с ЕС. Модернизация КПП финансировалась Евросоюзом в рамках программы «Управление интегрированными границами». Ныне, когда обрисовалась перспектива установления на границах Армении нового таможенного режима, эти вложения представляются Брюсселю если и не «деньгами на ветер», то как минимум не оправдавшими себя. В условиях ожидаемого возникновения на Южном Кавказе двух разных режимов управления границами Брюссель и Анкара вполне могут прийти к определённым договорённостям в отношении Армении. Турция связана с ЕС таможенным союзом и имеет тесные торгово-экономические связи с Грузией - единственной южнокавказской республикой, которая парафировала на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства» Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Турция – крупнейший торговый партнёр Грузии, и прочные позиции турецкого капитала здесь могут рассматриваться Брюсселем как стартовая площадка для турецкой экономической экспансии в Армению… Даже в условиях закрытой сухопутной границы турецкий экспорт в Армению выражается достаточно внушительной цифрой в $240 - $250 млн. 

Вырисовывается интересная для Турции схема, сулящая ей в перспективе усиление торгово-экономических позиций в регионе. С окончательным приобщением Грузии к зоне свободной торговли с ЕС, которое ожидается к концу 2014 – началу 2015 года, позиции Турции в Грузии окрепнут ещё больше. Проникновение турецких государственных и частных инвестиций в грузинскую экономику усилится. К административному контролю за потоком товаров из Европы в Армению турецкая сторона, так или иначе, будет причастна. Не исключены попытки подключения турецких представителей к растаможиванию импорта и экспорта на армяно-грузинской границе. 

Нельзя исключать также попыток Анкары выйти на более высокую ступень диалога с Россией по Южному Кавказу, улучшить отношения с Арменией, перевести их исключительно в торгово-экономическое русло до наступления 100-летней годовщины геноцида армян. От «футбольной дипломатии» предыдущих лет Турция, скорее всего, постарается перейти к розыгрышу на Южном Кавказе сложной шахматной партии. 

(1) При этом турецкое руководство сохраняет доверительные отношения с Вашингтоном. Накануне вылета в Ереван Давутоглу имел обстоятельную телефонную беседу с госсекретарём США Джоном Керри. Как передавали турецкие СМИ, основными темами беседы были Кипр, Сирия и ситуация на Кавказе.

 
Метки: Европейский Союз Турция Армения Кавказ Давутоглу
 

 
Рейтинг: 4.5 (33)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Александр КУЗНЕЦОВ

JАSTA, или США против Саудовской Аравии

17 мая с.г. сенат США одобрил законопроект «Правосудие в отношении спонсоров терроризма» (Justice against sponsors of terrorism acts, JАSTA... Этот документ фактически объявляет Саудовскую Аравию причастной к терактам 11 сентября 2001 года... Если законопроект будет принят палатой представителей и подписан президентом США, действие иммунитета в отношении членов семьи аль-Саудов будет прекращено и американские суды смогут требовать от королевства компенсаций членам семей погибших в терактах при взрыве «башен-близнецов» в Нью-Йорке...

31.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Михаил АГАДЖАНЯН


все статьи