Ливан и Сирия в кривом зеркале международного правосудия

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Из серии терактов, совершённых 16-17 января в разных частях мира, основное внимание привлёк взрыв в Кабуле. Оно и понятно: там бомба убила высокопоставленных сотрудников ООН и МВФ. (1) На этом фоне взрывы в Таиланде (2) и Сирии (3) уже не привлекли особого внимания. Информация же о взрыве в Ливане вообще осталась практически незамеченной. В то же время взрыв в ливанском городе Хермель 16 января, в результате которого пять человек погибли и десятки получили ранения, имеет важное значение для понимания того, что творится вокруг Ливана и Сирии…

Время подрыва в Хермеле было выбрано не случайно. 16 января начал работу Специальный международный трибунал по Ливану (СМТЛ). Создан он был ещё в мае 2007 года, но до сегодняшнего дня не провёл ни одного судебного процесса. И тогда же в зале заседаний Совета Безопасности прозвучало предупреждение: путь, по которому пошёл СБ ООН, создавая новый трибунал, создаёт опасность утраты стабильности и без того хрупким ливанским государством. Как показало время, именно этого и хотели те, кто стремился создать СМТЛ любой ценой.

Решение о создании Специального международного трибунала по Ливану было принято Советом Безопасности ООН и властями Ливана после убийства тогдашнего премьер-министра страны Рафика Харири. 14 февраля 2005 года в Бейруте произошёл взрыв, которым были убиты 22 человека, включая бывшего премьер-министра, и более двухсот человек были ранены. 

Зал суда во время открытия первого процесса. Во время прямой трансляции (4) камера усердно избегала показывать пустую скамью подсудимых.

Реакция на убийство Р.Харири была в высшей степени удивительной. Во всём мире происходят сотни терактов, гибнут десятки действующих глав государств и правительств (5), но ООН озаботилась исключительно (!) этим терактом и именно персоной Харири, тогда уже давно бывшим премьером. Это особенно странно на фоне полного отсутствия интереса «международного сообщества» к расследованию убийства другого премьер-министра Ливана Рашида Караме, погибшего 1 июня 1987 года так же от взрыва бомбы. В 2010 году мир остался равнодушным к предложению Муаммара Каддафи внести в повестку дня Генеральной ассамблеи ООН вопрос о расследовании всех убийств глав государств-членов ООН… А вот убийство Харири кого-то очень заинтересовало…

Формально запрос в ООН о создании Спецтрибунала был сделан правительством Ливана. Однако обратим внимание на дату: запрос был сделан только в декабре 2005 года, то есть почти через год после убийства и только после того, как правительство возглавил новый лидер партии «Движение будущего», созданной убитым Харири. 

Парламент Ливана отказался ратифицировать соглашение, подписанное правительством Ливана с ООН. Однако создание данного трибунала было столь важно для тех, кто его задумал, что они пошли на прямой подлог. 30 мая 2007 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1757, в которой говорилось, что соглашение между правительством Ливана и ООН вступает в силу без ратификации парламентом. Само по себе такое действие было откровенно незаконным и прямо противоречило всем нормам действующего международного права, в частности положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Российская Федерация воздержалась при голосовании, заявив, что выбранный соавторами проект резолюции сомнителен с точки зрения международного права. Договор между двумя субъектами — Организацией Объединенных Наций и Ливаном — по определению не может вступить в силу по решению лишь одного из них. Введение учредительных документов специального трибунала односторонним решением органа ООН — резолюцией Совета Безопасности —прямо ущемляло суверенитет Ливана. (6) 

С резкой критикой предложенного проекта выступили ещё четыре государства-члена Совета Безопасности. Так, Индонезия заявила, что у СБ нет никаких юридических оснований для того, чтобы брать на себя решение внутреннего по своему характеру вопроса. (7) Представитель Южной Африки отметил, что Совет Безопасности не имеет права обходить предусмотренные ливанской конституцией процедуры относительно вступления в силу соглашения с ООН; пренебрегая ливанской конституцией, Совет Безопасности нарушает свое собственное решение о необходимости уважения суверенитета, территориальной целостности, единства и политической независимости Ливана; данная резолюция, заявил представитель ЮАР, создаёт опасность того, что навязывание Ливану специального трибунала без согласия всех заинтересованных сторон пагубно скажется на политической стабильности и без того хрупкого ливанского государства. Об этом же предупредил и представитель Китая, подчеркнувший, что такой шаг создаст «прецедент вмешательства Совета Безопасности во внутренние дела и в процесс законотворчества cуверенного государства». 

То есть ещё при принятии решения о создании СМТЛ было ясно, что новый трибунал будет незаконным и подобное решение усугубляет и без того сложную внутриполитическую обстановку в Ливане. Тем не менее, поскольку никто не проголосовал против, резолюция была принята и трибунал был создан. (8) 

Специальный трибунал по Ливану является таким же незаконным учреждением, как и все его аналоги, созданные Советом Безопасности ООН в обход Устава ООН и при демонстративном нарушении самих основ международного права. СМТЛ стал самым закрытым и самым нестандартным из всех учреждений подобного рода, в нём не действуют даже такие стандарты прав человека, которые формально закреплены в других одиозных трибуналах - Международном трибунале по бывшей Югославии или Международном трибунале по Руанде. Яркой иллюстрацией этого может служить разрешение проводить судебные процессы in absentia, то есть без обвиняемого. Ничего не скажешь – великое достижение в области прав человека!

Первый судебный процесс, начавшийся 16 января, рассматривает обвинения в отношении четырёх главных обвиняемых: Селима Джамала Айша, Мустафы Амина Бадредина, Хусейна Хасана Онейси и Асада Хассана Сабра. С.Айш обвиняется как координатор группы ликвидации, М.Бадрельдин – как осуществлявший общий контроль за операцией, а Онейси и Сабра – как те, кто должны были увести следствие по ложному следу. (9)

Казалось бы, предстоит интересная судебная интрига, однако главная проблема только что начавшегося процесса заключается в отсутствии на скамье обвиняемых самих обвиняемых. В связи с этим адвокаты для обвиняемых были выбраны не обвинёнными лицами, а назначены самим трибуналом. Адвокаты будут защищать своих клиентов, ни разу с ними не встретившись, на основании документов, которые они получат от обвинения! Лучшей пародии на правосудие не придумаешь!

А судьи кто в новом трибунале? Всего в трибунале 13 судей, из них только четверо ливанцы, остальные – так называемые международные судьи, а точнее – иностранцы, представляющие в основном европейские страны (Италию, например, представляют сразу три судьи), хотя для экзотики добавлены судьи из Ямайки и Уганды.

И, наконец, чтобы выяснить, кто в данном случае заказывает музыку, следует понять, кто же платит за новый трибунал, который может себе позволить семь лет вообще не проводить судебные процессы, а только «готовить» их? Согласно последнему докладу трибунала за 2012-2013 год, только на подготовку процессов он получил более 60 миллионов долларов. (10) Согласно официальной информации, 49 процентов расходов, связанных с деятельностью Специального трибунала, покрываются правительством Ливана, а 51 процент — за счет «добровольных взносов государств». С этой целью Секретариат ООН учредил Целевой фонд для поддержки деятельности СМТЛ. (11) Обратим здесь внимание на два обстоятельства. Во-первых, в современных международных уголовных трибуналах создана практика двойного финансирования - официального и неофициального, причём второе по своему удельному весу может в разы превосходить первое и выдаётся оно «под конкретные работы». Впервые эта практика была вскрыта главным прокурором Международного трибунала по бывшей Югославии Л.Арбур, которая в ответ на вопрос, почему прокуратура МТБЮ проводит эксгумации массовых захоронений только хорватов и мусульман, но не сербов, ответила, что «на сербов денег не дают». Второе обстоятельство заключается в том, что основная часть финансовых доноров Специального трибунала по Ливану – это страны, противостоящие Сирии. Об этом рассказал на пресс-конференции создатель сайта Викиликс Джулиан Ассанж. (12)

«Сирийский след» в планах создателей Специального международного трибунала по Ливану обозначился сразу после событий 2005 года. Требование Харири о выводе сирийских войск из Ливана послужило основанием назвать первым обвиняемым именно Сирию. И в материалах следственной комиссии по делу Харири, и в материалах СМТЛ первыми главными обвиняемыми были сирийцы. А главные подозреваемые только что начавшегося первого судебного процесса – члены организации «Хезболла».

Звучит фантастически, но прокуратура также не представила никаких доказательств умысла обвиняемых. То есть, согласно обвинению, убийство было совершено без какого бы то ни было умысла! Это уже не пародия. Пародировать нечего – такого в истории международного правосудия ещё не было. Бывали надуманные и откровенно сфальсифицированные мотивы, приписываемые обвиняемым, но просто умолчать о мотивах – такого ещё не было.

Итак, начало работы Специального международного трибунала по Ливану в самом Ливане было отмечено террористическим актом. Весьма любопытно отреагировал на этот теракт Совет Безопасности ООН. Решительно осудив его и призвав привлечь к ответственности виновных в его совершении, члены Совбеза потребовали «от всех ливанцев сохранять приверженность национальному единству и воздерживаться от вмешательства в сирийский конфликт». Как видим, главный объект интереса – Сирия – вновь назван и уже без ставших излишними объяснений. 

(1) См. пресс-релиз ООН от 17 января 2014 г.
(2) См. например: fondsk.ru
(3) См. например: fondsk.ru
(4) [Фотография сделана автором статьи во время прямой трансляции заседания суда в интернете.
(5) См.: Мезяев А.Б., Убийства глав государств и международное право
(6) См. стенограмму заседания СБ ООН 30 мая 2007 года (Документ ООН: S/PV.5685) // Официальный сайт ООН
(7) Представитель Индонезии далее отметил, что прежде чем принимать решение по проекту резолюции, который направлен на обеспечение правосудия, Совету следует в полной мере учесть внутреннюю ситуацию в Ливане, так как насильственное вмешательство СБ ООН в национальный конституционный процесс в отношении создания трибунала не послужит кровным интересам ливанского народа - примирению, национальному единству, миру и стабильности.
(8) Резолюция 1757 (2007), принятая Советом Безопасности на его 5685-м заседании 30 мая 2007 года
(9) The Prosecutor v. Mustafa Amine Badreddine, Salim Jamil Ayash, Hussein Hassan Oneissi & Assad Has San Sabra. Indictment // Официальный сайт Международного трибунала по Ливану
(10) См.: SPECIAL TRIBUNAL FOR LEBANON. FOURTH ANNUAL REPORT (2012-2013) // Официальный сайт Международного трибунала по Ливану
(11) См. пресс-релиз ООН от 16 января 2014 года
(12) См.: youtube.com