Перейти к основному содержанию

Нефтяное Эльдорадо в Хорватии: миф или реальность?

В конце января с. г. мир облетела сенсация – на адриатическом шельфе Хорватии обнаружено крупное месторождение нефти, которое может превратить туристический рай Адриатики еще и в нефтяное Эльдорадо, второе по значению в Европе после Северного моря... Где большая нефть, там и большая политика. Сразу же обострился извечный спор между Италией и Хорватией... Неясно также, как могут отразиться перспективы превращения Хорватии в нефтедобывающую страну на ее отношениях с Евросоюзом... В самой Хорватии уже забили тревогу экологи и жители побережья...

В конце января с. г. мир облетела сенсация – на адриатическом шельфе Хорватии обнаружено крупное месторождение нефти, которое может превратить туристический рай Адриатики еще и в нефтяное Эльдорадо, второе по значению в Европе после Северного моря. Министр экономики Хорватии Иван Врдоляк, находясь вблизи г. Сплит на борту норвежского научно-исследовательского судна Seabird Northern Explorer, принадлежащего компании Spectrum R. Eng, поведал об открытии залежей нефти, запасы которых оцениваются почти в 3 млрд баррелей. Месторождение может принести стране сотни миллиардов долларов. По словам директора Spectrum R. Eng Руне Енга, "Адриатика в силу своих небольших глубин представляет значительный интерес для нефтегазовых компаний, так как с технической точки зрения добыча здесь этих энергоносителей гораздо проще и дешевле, чем на больших глубинах, скажем у побережья Бразилии". Для добычи потребуются 20 платформ. 

Согласно заявлению министра экономики Хорватии, уже в апреле текущего года правительство может объявить условия продажи концессий на дополнительные исследования и разработку этих месторождений. Сам тендер будет объявлен до конца II квартала 2014 года. До этого будут определены блоки, которые намечается предложить заинтересованным компаниям для разведки и разработки нефти и газа. Многие западные нефтедобывающие компании от Exxon Mobil до Eni, всего около двух десятков, уже вошли в список ожидания. Хорватский министр откровенно размечтался: «У нас есть возможность стать «маленькой Норвегией», одной из немногих европейских стран, где гораздо больше газа и нефти, чем нужно им самим. До этого еще долгий путь, но начало положено. Мы превращаемся в энергетический узел и энергетическую силу как минимум целого региона». До сих пор Хорватия импортировала примерно 85% всей используемой нефти и 30-40% газа.

Попытки обнаружить нефть и газ в хорватской части Адриатического моря предпринимались еще в 70-80-х годах прошлого столетия. Однако тогда с учетом существовавших цен на углеводороды и имевшихся технологий их добычи было признано, что для их коммерческого освоения запасов недостаточно. Сейчас международные эксперты полагают, что коммерчески оправданные запасы нефти в Хорватии действительно существуют и надеются на добычу их первых партий примерно в 2019-2020 гг.

Где большая нефть, там и большая политика. Сразу же обострился извечный спор между Италией и Хорватией. Итальянская Адриатика довольно хорошо изучена на нефть и газ, на что безрезультатно потрачены значительные средства, в то время как хорватская ее часть манит нефтегазовых гигантов возможными перспективами, серьезно раздражая итальянцев.

Не случайно, наибольший ажиотаж информация об открытии нефти в Адриатике вызвала именно в Италии, где печать, например влиятельная газета Corriere della Sera, предвидит серьезные осложнения вокруг разработки адриатической нефти, вплоть до возникновения «новой (экономической) хорватской войны». При этом в качестве потенциальных возмутителей спокойствия итальянцы указывают, в частности, на Черногорию, которая «хочет вновь вернуться к вопросу о делимитации морских границ с Хорватией», и уже забившие тревогу европейские экологические организации. Кроме того, каким-то причудливым образом они рисуют угрозу проникновения сюда вездесущего Газпрома и «стоящего за ним Путина», видимо, чтобы было страшнее. Однако совершенно очевидно, что проблемы, в первую очередь, могут возникнуть со стороны самой Италии. Она, например, может оспорить территориальную принадлежность углеводородов к хорватской экономической зоне с учетом незначительной ширины разделяющего две страны Адриатического моря в целом. Высока вероятность и того, что итальянские фирмы будут стремиться к достижению привилегированного положения при добыче нефти под угрозой экологических и прочих протестов. Ведущие мировые нефтегазовые компании - американская Exxon Mobile, французская Total и итальянская Eni - уже купили документацию с результатами геологоразведочных работ. Борьба за победу между ними в подобных тендерах по традиции проходит сразу на многих полях - и политических, и пропагандистских.

По утверждениям черногорских специалистов, в их экономической зоне Адриатики может содержаться и того больше нефти – до 7 млрд баррелей. Черногория также в конце 2010 года пригласила зарубежные компании из многих стран, включая тех же норвежцев и аффилированный с Газпромом сербский НИС, к тендеру на освоение ее шельфа. Однако здесь ситуация осложняется тем, что перспективные черногорские месторождения расположены не одним бассейном, а «капиллярно», что затрудняет добычу. Кроме того, за действиями своего правительства в этой области крайне ревниво следят представители туристической отрасли страны, приносящей в казну около 1 млрд долл., а главное, трудоустраивающей значительную часть населения. Для Черногории, имеющей значительно меньшую протяженность береговой линии, чем Хорватия, и расположенной в более сейсмоопасной зоне, любая катастрофа может оказаться роковой. Поэтому она пока настроена выжидать. Успехи хорватов, особенно в близких к ним зонах, могут подтолкнуть и черногорцев к более активным действиям, включая оспаривание принадлежности некоторых месторождений.

Неясно также, как могут отразиться перспективы превращения Хорватии в нефтедобывающую страну на ее отношениях с Евросоюзом. То, что пока в качестве генеральных партнеров она ориентируется на стоящих вне организации норвежцев, может насторожить Брюссель. А не захочет ли Загреб занять в Европе весьма удобное положение Осло, позволяющее получать все преимущества от сотрудничества с ЕС, но не делить его институциональные и региональные проблемы? В случае если эти сомнения победят, Еврокомиссия может попытаться несколько пригасить хорватские надежды. Слишком самостоятельные «новички», грозящие нанести удар по и без того хрупким конструкциям ЕС в юго-восточной Европе, ему ни к чему. В Брюсселе также не скрывают неудовольствия от развития сотрудничества конгломерата ведущих нефтяных компаний Хорватии INA и Венгрии MOL с Роснефтью, в том числе в рамках намечаемой сделки по закупке ею части их акций. Иными словами, Еврокомиссия, скорее, предпочтет заморозить данный проект, чем выпустить его из-под своего контроля.

В самой Хорватии уже забили тревогу экологи и жители побережья, которые заговорили о рисках, которые принесет добыча нефти далматинским пляжам, поставив под удар туризм. Так, председатель Партии устойчивого развития Хорватии (ORaH) Мирела Холи обвинила правительство в том, что оно по каким-то своим соображениям выдает за новые и приписывает норвежцам открытия, которые уже давно были сделаны национальной компанией INA и даже не в технологии 2D, как объявляется сейчас, а в 3D. Возникает вопрос, на каких основаниях правительств передало частной компании из-за рубежа чувствительную информацию государственной важности? Не потому ли, что отечественные экологи всегда считали фатальной для местного туризма добычу нефти в мелководном и закрытом Адриатическом море. Любая авария здесь может иметь более страшные последствия, чем катастрофа в Мексиканском заливе. Теперь же предпринимается попытка «взломать общественное мнение» через международную сенсацию. Момент подобран как нельзя кстати. Судя по событиям в Боснии и Герцеговине, регион стоит на пороге «балканской весны». Обещания осыпать население дождем из нефтедолларов могут, по крайней мере, принизить перспективы подключения к этой цепи и Хорватии, население которой также отнюдь не восторге от своего положения. Вступление в Евросоюз пока мало что ей дало – выросла безработица, усилилась конкуренция традиционным отраслям хорватской экономики. Агентство Standard & Poor’s в очередной раз понизило кредитный рейтинг страны. 

Серьёзные сомнения по поводу планов превращения своего отечества в нефтяное Эльдорадо высказал в интервью Deutsche Welle председатель научного совета по нефти и газу Хорватской академии наук (HAZU), ее действительный член Мирко Зелич. По его словам, ситуация выглядит так, как будто в предшествующие 60 лет хорватские исследователи ничем не занимались и не видели у себя под носом сокровище. На деле все необходимые исследования давно проведены и самые современные геолого-сейсмические карты адриатического шельфа в стране имеются и без норвежцев. Зелич со скепсисом относится к объявленным количествам извлекаемой нефти. Кстати, сами норвежцы никаких конкретных цифр не приводили. О трёх миллиардах баррелей говорил только Врдоляк.

Представитель Хорватского союза нефтяников и геологов Йосип Криж также критически относится к той помпе, с которой правительство обставило появившуюся информацию. Эксперты полагают, что в ней много сомнительного и неясного. Их оценки говорят, что эффективность добычи нефти в Адриатике в этой фазе крайне невысока. Без обширного бурения только на основе сейсмологических карт ничего определенного сказать невозможно.

Кроме того, и Зелич, и Криж предупреждают, что в этом бизнесе размеры будущих отчислений в национальную казну в значительной степени будут зависеть от тонкостей договоров с зарубежными партнерами. Мировая тенденция такова, что на первом этапе принципиально важна роль государства, которое должно вникать во все детали. В то же время правительство, похоже, готовится «спустить» всё иностранцам, оставляя ни с чем отечественного лидера отрасли – компанию INA. Не удивительно, что вопреки всем усилиям правительства страны и обширной пропагандистской кампании «взрывная информация» об открытии «гигантских» месторождений нефти особого эффекта на население Хорватии не произвела. За прошедшие годы люди уже привыкли «делить надвое» обещания и заверения своих политиков и сильно сомневаются в том, что от «раздела пирога» им что-то достанется.

Оцените статью
0.0