Мобильная версия Сегодня: 23.07.2016 Обновлено в 10:45 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Полиция сообщила о немецком и иранском гражданстве мюнхенского стрелка...

Власти Турции задержали почти 300 гвардейцев Эрдогана...

Савченко заявила, что в случае революции она будет среди ее организаторов...

Американцы посоветовали Польше пригрозить Калининграду спецназом...

Трамп обвинил в коррупции выбранного Клинтон кандидата в вице-президенты США...

КНДР строит новые доки для подлодок с баллистическими ракетами...

Пентагон: обесточивание базы Инджирлик не отразилось на операции против "ИГ"...

В Кремле нет данных об авиаударах по американской базе в Сирии...

Полиция Мюнхена подтвердила информацию о погибших и раненых в результате стрельбы...

Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции...

Партнеры по "Северному потоку-2" готовят ответ на возражения Польши...

СМИ: министры внутренних дел и юстиции Турции посетят США, чтобы обсудить выдачу Гюлена...

Кассационный суд Франции постановил начать судебное преследование Лагард...

Эксперт: предложение МИД Саудовской Аравии по Сирии говорит о неопытности...

Партия вертолетов Ми-24 поставлена в Судан...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Стратегический союз России и Китая, который не заметили

Дмитрий МИНИН | 28.05.2014 | 00:00
 

Визит президента России В. Путина в Шанхай 20-21 мая привлек к себе внимание всего мира, но, наверное, значение его в полной мере ещё не оценили. На Западе, по-видимому, не в силах отказаться от иллюзии превосходства своей цивилизации и предпочитают не замечать российско-китайского союза. В Москве и Пекине же, в отличие от практики прошлых лет, не хотят насторожить оппонентов громкими, но не всегда конкретными декларациями, предпочитая спокойно и методично работать над наполнением двусторонних отношений всеобъемлющим практическим содержанием.

Так, большинство комментариев по визиту В.Путина вращалось вокруг соглашения по газу, в то время как военно-политическая и стратегическая составляющие встречи в Шанхае по большей части остались вне поля зрения экспертов. Критики свели всё к поставкам российского сырья и «китайскому проникновению» на рынок РФ, но подлинный смысл этого визита гораздо глубже, и оценить его должным образом смогут, видимо, лишь историки будущего. 

Если присмотреться к принятому главами государств «Совместному заявлению Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», то нетрудно увидеть, что этот документ включает в себя многие элементы договора о военно-политическом союзе, но без окончательного юридического оформления. Ведь в случае необходимости процедура оформления может быть проделана в сжатые сроки, гораздо сложнее договориться о принципах. Получился своего рода договор stand by - всегда наготове. Россия и Китай назвали это межгосударственными отношениями «нового типа», подчеркнув, что «выход всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия на еще более высокий уровень станет ключевым фактором обеспечения жизненных интересов Сторон в XXI веке, формирования справедливого, гармоничного, безопасного мироустройства». И с этим отныне придётся считаться всем.

В Совместном заявлении изложена общая философия отношения сторон к глобальным проблемам современности, что говорит не о конъюнктурном, а о фундаментально обоснованном и органичном характере их партнерства. Сказано, например, что «стороны продолжат оказывать друг другу твердую поддержку в вопросах, затрагивающих их коренные интересы, в том числе в обеспечении суверенитета, территориальной целостности и безопасности. Они выступают против любых попыток и способов вмешательства во внутренние дела, за твердое соблюдение основополагающих положений международного права, закрепленных в Уставе ООН, безусловное уважение права партнера на самостоятельный выбор пути развития, сохранение и отстаивание собственных культурно-исторических, нравственных и моральных ценностей». И это – отнюдь не повсеместно навязываемая Западом уныло усредненная либеральная модель.

Стороны подчеркивают необходимость «отказаться от языка односторонних санкций, от организации, помощи, финансирования или поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства или его вовлечение в какое-либо многостороннее объединение или союз». То есть категорически отвергаются и многочисленные инспирируемые Западом по всему миру «цветные революции», и расширение классических военно-политических блоков типа НАТО. Избранный Москвой и Пекином «новый тип» взаимоотношений удобен еще и тем, что не дает никаких поводов и оправданий для блоковой экспансии США. При этом сами Китай и Россия допускают расширение своего «протосоюза» за счет еще одной крупной величины мировой политики – Индии. Они рассматривают взаимодействие трех держав как «важный фактор обеспечения безопасности и стабильности в мире и регионе. Россия и Китай будут и далее прилагать усилия по укреплению в трехстороннем формате стратегического диалога в целях повышения взаимного доверия, выработки единых позиций по актуальным региональным и глобальным вопросам, продвижения практического взаимовыгодного сотрудничества». Следует отметить, что новый премьер-министр Индии Нарендра Моди, судя по его заявлениям, готов работать в таком формате.

«Сохраняется необходимость реформирования международной финансово-экономической архитектуры, ее перенастройки под нужды реальной экономики, расширения представительства и права голоса в системе глобального экономического управления государств с формирующимися рынками и развивающихся государств в целях восстановления доверия к этой системе». Указывается, что стороны в качестве главного форума международного экономического сотрудничества рассматривают не пресловутую «семерку», а «Группу двадцати» и намерены прилагать активные усилия для укрепления этого объединения и повышения эффективности его деятельности. Так что зря кто-то радовался «изгнанию» России из «восьмёрки». Обозначена ясная перспектива еще одного объединения – БРИКС, которое Россия и Китай намерены трансформировать «в механизм сотрудничества и координации по широкому спектру глобальных финансово-экономических и международно-политических проблем, включая установление более тесного экономического партнерства, скорейшее создание в рамках БРИКС Банка развития и формирование пула валютных резервов».

Важные договоренности достигнуты по транспортному коридору Шелковый путь, к созданию которого подталкивал Запад, рассчитывая, что это станет альтернативой евразийскому транзиту через Россию и одновременно яблоком раздора в российско-китайских отношениях. Этот долгое время беспокоивший Россию проект на глазах оборачивается к пользе российско-китайского сотрудничества. Москва заявила, что «считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза». Таким образом, новый Шёлковый путь будет обслуживать не геополитические интересы Запада, он будет отвечать насущным потребностям двух стран, в том числе в смысле их стратегического присутствия в прилегающих к трассе Шёлкового пути регионах. Совместными усилиями Москва и Пекин вполне способны полностью вывести эту зону из-под западного контроля, что станет очередным крупным стратегическим поражением Вашингтона.

Особый символический оттенок визиту В. Путина в Шанхай придало его участие вместе с руководителем Китая Си Цзиньпином в открытии совместных военно-морских учений на базе "Усун". Уместно напомнить, что примерно так же происходило в свое время заключение положившего начало Антанте французско-российского союза, ознаменованное прибытием в Кронштадт французской эскадры. 

Стороны также решили провести совместные мероприятия в ознаменование 70-летия Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом на европейском и азиатском театрах военных действий Второй мировой войны, а кроме того продолжить «решительное противодействие попыткам фальсификации истории и подрыва послевоенного миропорядка». Эта тема заключает в себе не только исторический, но и значительный стратегический смысл. Москва и Пекин тем самым признают друг за другом решающий вклад СССР в победу над Германией и  Китая –  над Японией. Ведь на Западе постоянно принижается роль в минувшей войне не только России, но и Китая. США прочно навязали миру представление о том, что если не в Европе, то уж точно в Азии их вклад в победу во Второй мировой войне был решающим. Однако сухопутные силы Японии перемалывались, главным образом, в Китае, так же как вермахт – на Восточном фронте. Американцы же в основном уничтожали мирное население Японских островов посредством бомбардировок, в том числе атомных. Миллионная Квантунская армия японцев не двинулась в Сибирь не по каким-то неведомым причинам, а потому что не могла оставить в тылу борющийся Китай. В войну погибло 35 миллионов китайцев по сравнению с полумиллионом американцев. Слава всем погибшим за правое дело, но из этих цифр видно, на плечи каких народов легла самая тяжелая ноша победы во Второй мировой войне. Этим задаётся не только содержание исторической памяти, но и особое место двух держав – России и Китая в определении послевоенного мироустройства. 

Из практических экономических договоренностей двух сторон, помимо энергетических планов, особый интерес вызывает соглашение о совместной разработке дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Уже летом 2014 года российская ОАК и китайская COMAC планируют представить технико-экономическое обоснование проекта своим правительствам. Инвестиции стран в совместное предприятие пока не называются, однако в ОАК подчеркнули, что они будут сопоставимы со стоимостью проектов Boeing 787 (около 32 миллиардов долларов) и Airbus 350. С учетом того, что Россия уже освоила ближнемагистральный Суперджет-100, а в недалекой перспективе должен стать на крыло среднемагистральный самолет МС-21, то вместе с Китаем, а впоследствии, возможно, и Индией Россия может выйти на производство всей линейки воздушных пассажирских судов с усовершенствованными двигателями и высокой долей современных композитных материалов. При этом они могут иметь даже конкурентные преимущества перед самолетами Boeing и Airbus, поскольку будут ориентированы на «домашний» рынок - около 2,5 млрд человек. Будет также вестись совместная разработка тяжелого вертолета – преемника и без того не имеющего аналогов Ми-26. И здесь важен не только ожидаемый коммерческий успех этих проектов, главное их значение состоит в создании независимого от Запада нового мирового центра "производства ключевых технологий". 

Американский аналитик Роберт Пэрри назвал сближение России и Китая историческим, полагая, что дополнительный и ощутимый толчок к этому Китаю - стране со стремительно растущей экономической мощью, и России с её богатейшими природными ресурсами дал украинский кризис. «Китай и Россия уже давно демонстрируют взаимопонимание на площадке ООН, где они нередко объединяются для того, чтобы блокировать западные инициативы. А теперь попытки Госдепа изолировать РФ в Организации Объединенных Наций обернулись на волне украинского кризиса совершенно противоположным эффектом – у России появился новый могущественный союзник».

Значит ли это, однако, что Москва и Пекин объединяют усилия для развертывания мощного контрнаступления на Запад? Едва ли. Это им не нужно. Честная конкуренция без манипуляций, без двойных стандартов и подрывных действий – вот что нужно. И тогда станет видно, кто успешнее и чья модель лучше. Игнорировать справедливые требования новых полюсов мировой политики Западу с каждым годом будет все труднее. 

 
Метки: США Китай Россия ООН
 

 
Рейтинг: 4.6 (89)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Владислав ГУЛЕВИЧ

Польские информационные войны на Западе и на Востоке

Во внешней политике Польши исключительно важную роль играет так называемая «историческая политика», или «политика исторической памяти», - придирчивый подсчёт всех действительных и мнимых обид, нанесённых в прошлом Польше её соседями, с прицелом на перенос исторической тематики в юридическую или геополитическую плоскости... Концептуальный подход к этому аспекту внешней политики Варшавы сформулировал 2 февраля 2016 года на заседании Совета национального развития президент Польши Анджей Дуда: «Историческая политика польского государства должна быть элементом нашей позиции на международной арене. Она обязательно должна быть наступательной»...

23.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Дмитрий МИНИН


все статьи