Абсурдная логика Запада в «украинском вопросе» прогрессирует

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Призывы к деэскалации конфликта на Украине звучат сегодня в полный голос и в западных столицах, и в Москве. Сотни погибших, десятки тысяч беженцев, насилие и разруха – надо думать, земное чувство сострадания политикам не чуждо. Но если российская сторона убеждена в том, что для деэскалации внутреннего конфликта политическую волю к его решению должен проявить Киев, то Запад предъявляет все претензии только к Москве. 

Совет ЕС по иностранным делам еще в середине апреля сформулировал по актуальной повестке дня несколько положений (выводов), и среди них – предостережение России о возможных экономических санкциях в случае принятия Россией любых шагов по дестабилизации ситуации на Украине. «Любые шаги» – ключевой оборот этой формулы, удобный для предъявления к России каких угодно требований под угрозой применения экономических санкций. Оглядываясь сегодня назад, мы видим, что все это время от России чего-то требовали или в лучшем случае от нее чего-то ожидали: поддержать круглые столы под эгидой ОБСЕ, не препятствовать подготовке и проведению президентских выборов, признать их легитимность, найти решение газовому спору с Украиной, отказаться от поддержки самопровозглашенных республик… Теперь Россия должна поддержать мирный план президента П. Порошенко. «Мы надеемся, что Россия продемонстрирует готовность к сотрудничеству», - говорил министр иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайер на заседании министров иностранных дел в Люксембурге. Из Люксембурга глава немецкой дипломатии отправился в Киев, на встречу с П. Порошенко и А. Яценюком, не излучая оптимизма. Лишь сказал, что мирный план Порошенко (за который он благодарен украинскому лидеру) мог бы стать поворотным пунктом к деэскалации и урегулированию ситуации. В сослагательном наклонении: мог бы, если бы – если бы все стороны стали друг с другом сотрудничать. Штайнмайер дал понять, что он сомневается в искренности российской стороны: можно долго фантазировать о том, заинтересована ли Россия в скором решении конфликта. Кто бы спорил, фантазийный жанр – не удел дипломатов, хотя трудно избавиться от впечатления, что зачастую дипломатия принимает решения так, словно она существует в мире, далеком от реальности. К сожалению, случается, что такие решения, как, например, решение о вводе войск в Ирак, основанное на ошибочной интерпретации аэрокосмических снимков, приводят к слишком серьезным последствиям в реальном мире, а у дипломатов нет волшебной палочки, чтобы повернуть вспять события, ставшие необратимыми. Нельзя по законам виртуального мира в какой-то момент времени сохраниться, а потом перезагрузить игру. С этой точки зрения декларируемый министром по-немецки основательный и прагматичный отказ от фантазий можно только приветствовать: чем ближе в реальности, тем вернее. 

Итак, прочь иллюзии, давайте смотреть в лицо фактам.  Факт первый: во время беседы Штайнмайера и Порошенко поступает известие о том, то российская сторона готова отозвать решение Совета Федерации о возможном применении вооруженных сил на Украине. Дальше мы вступаем на зыбкую почву предположений и ожиданий. Казалось бы, отзыв решения, которое вызвало настоящий шок, нельзя расценить иначе как демонстрацию готовности к сотрудничеству. По словам С. Иванова, в качестве ответной реакции на заявление В. Путина российская сторона ожидала отказа Киева от применения войск. Между тем по завершении переговоров в Киеве Штайнмайер ограничился лишь похвалами в адрес принимающей стороны: «Мои переговоры здесь показали, что после представления мирного плана есть как минимум возможности для изменений, для движения, прогресса» (1). В официальном сообщении германского МИДа о визите в Киев упомянуто о состоявшихся встречах с Х. Таглиавини и Р. Ахметовым - похоже, встречи с этим олигархом вошли у Штайнмайера в привычку. Впрочем, о содержании бесед, как обычно, информация отсутствует. Последуем мудрому совету господина Штайнмайера и воздержимся от фантазий на тему о том, как немецкие предприниматели рука об руку с украинским олигархом возрождают Донбасс после завершения АТО.   

Факт второй: западные политики российский жест приветствуют и без промедления выставляют новые требования к России. В частности, такие требования туманно формулирует немецкий канцлер: выступая на генеральных дебатах по бюджету в бундестаге А. Меркель не исключила, что экономические санкции «могут вновь оказаться на повестке дня». В такой же общей форме она высказывается и на следующий день, уже находясь на памятных мероприятиях в Бельгии: «Прогресс не настолько заметен, как мне бы этого хотелось» (2). В Брюсселе А. Фог Расмуссен заявляет о четырех требованиях к России: принять действенные меры по прекращению дестабилизации на Украине, создать условия для реализации мирного плана Порошенко, прекратить поддержку вооруженных сепаратистских группировок, закрыть свою границу для отправки оружия и боевиков. Трудно не согласиться со спокойной  оценкой итогов саммита министров иностранных дел НАТО, данной постоянным представителем РФ при альянсе А. Грушко: «Призывы к России принять действенные меры по деэскалации выглядят просто нелепо на фоне усилий, предпринимаемых российской стороной с целью прекращения насилия и запуска полноценного переговорного процесса с участием всех политических сил Украины» (3). Добавим, что трудно уловить разницу между первым и вторым требованиями НАТО, а манера, в которой они высказаны, аналогична предостережению о любых шагах. Саймон Смит, посол Великобритании в Киеве, высказался более определенно: России следует призвать ополченцев сложить оружие. Чуть позже это требование озвучил и Дж. Керри, но уже в ультимативной форме. Не вполне ясно, адекватен ли в данной ситуации термин «перемирие» или более уместно было бы говорить о требовании капитуляции.  Стоит отметить, что украинские власти, упрекающие своих оппонентов в нарушении перемирия, сами ведут себя нестандартно. Встречные требования «сепаратистов» по отводу украинских войск на 10 км  там считают нереалистичными, на  прекращение артобстрелов, как видно на примере Славянска и других районов, не идут. Возникает вопрос: в чем же тогда заключается перемирие «по-киевски»? В том ли, что обстрелы будут вестись реже, чем обычно? 

Факт третий, на сей раз из информационного пространства. Два авторитетных немецких издания - Spiegel и Zeit - одновременно поместили на своих страницах интервью с политиками тех стран, для которых критика России является визитной карточкой. Премьер-министр Эстонии Т. Рыйвас побуждает Европу восстать от безмятежного сна, а от НАТО требует принять всерьез беспокойство всех членов альянса и развернуть на постоянной основе военные контингенты в Балтии, где ему видится потенциальный очаг опасности (4). Тем самым эстонский политик призывает к нарушению Западом обязательств по базовому документу, каковым является Основополагающий акт Россия-НАТО от 1997 г. Министр иностранных дел Швеции К. Бильдт удовлетворен решением его страны о 15%-ном увеличении военного бюджета и твердо верит, что альянсу пора вернуться к политике устрашения, оставив в прошлом интервенции, подобные афганской (5).  Провал этой затеи Вашингтона не вызывает сомнения даже у союзников, и думается, что подводить окончательный итог миссии ISAF пока преждевременно. Как рано подводить итог авантюрному вторжению в Ирак. Получается, что альянс молча признает свою неспособность справиться с ролью мирового жандарма и предпочитает вернуться к старой доброй стратегии устрашения? Рыйвасу нужны внятные меры устрашения, при том, что он признает отсутствие непосредственной военной угрозы и убежден, что, буде таковая возникнет (пусть в самой что ни на есть скрытой форме), альянс сумеет защитить своих членов. Отменная логика: будем пугать того, кого сами не боимся? Вероятнее предположить, что устрашение России – это пролог к мобилизации альянса на противостояние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.     

Но вернемся к фактам из актуальной повестки дня. В частности, освобождение в Донецкой области четверых сотрудников миссии ОБСЕ. На наш взгляд, это еще один шаг в сторону деэскалации украинского конфликта, было бы правильным освободить и 16 сотрудников, удерживаемых в ЛНР. Всего на Украине находятся 250 представителей ОБСЕ. На освобождении сотрудников миссии ОБСЕ настаивали европейские страны, в частности Германия. Пока официальной реакции Берлина не последовало. Бесспорным положительным сдвигом в позиции немецкой дипломатии видится обсуждение гуманитарной ситуации на Юго-Востоке Украины с российским министром иностранных дел.

«Мирный план» П. Порошенко, поддержанный усилиями российской стороны, может стать началом решения конфликта, если только он не был задуман как декорация, которую установили к подписанию экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС, чтобы потом быстро свернуть и за ненадобностью отправить на свалку. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, преступно отрекаться от общего культурного наследия, связывающего Украину и Россию. Сегодня как никогда актуальна мысль Л.Н. Толстого – офицера, участника боевых действий: «Вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью». 

(1) Außenminister Steinmeier in Kiew/www.auswaertiges-amt.de, 24.06.2014.
(2) Merkel hält Druck auf Russland vor EU-Gipfel aufrecht/Reuters, 26. Juni 2014.
(3) ИНТЕРФАКС-АВН,  26 июня.
(4) Europa muss den Schlummermodus abschalten/Spiegel , 25.06.2014.
(5) Er ist hart, wir sind attraktiv/Zeit, 26. Juni 2014.