Мобильная версия Сегодня: 28.07.2016 Обновлено в 00:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
«Слава Богу!» – в Киеве со слезами радости встретили Крестный ход...

«Рука Москвы» стала неотъемлемой частью предвыборной кампании в США...

Отказ Киева выплачивать долг повлечет последствия, заявили в Кремле...

Путин пообещал олимпийцам защитить их интересы...

СМИ: парламент Каталонии одобрил план выхода области из состава Испании...

Сирийские войска предъявили ультиматум боевикам в восточных районах Алеппо...

Тысячи участников Крестного хода в Киеве собираются на Владимирской Горке...

Отряды бедуинов Хамы присоединились к перемирию в Сирии...

В России создадут систему слежения за соблюдением США договора о СНВ...

Опрос: Впервые за три месяца Трамп опередил Клинтон по популярности...

Обама: Россия может оказывать влияние на выборы президента США...

Билл Клинтон назвал в числе заслуг своей жены договор СНВ-3 с Россией...

За сутки к перемирию в Сирии присоединились более 40 населенных пунктов...

Орбан назвал мигрантов «ненужным ядом»...

ЕС отвергает обвинения Анкары в несоблюдении миграционного пакта...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

К вердикту Европейского суда по правам человека «Грузия против России»

Александр МЕЗЯЕВ | 11.07.2014 | 10:24
 

3 июля Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решение по делу «Грузия против России». Дело выглядит довольно примечательным. Большинство жалоб в ЕСПЧ индивидуальны (например: «Калашников против России»), но данное дело имеет межгосударственный характер: государство Грузия выступило против государства Российская Федерация. За свою более чем шестидесятилетнюю историю ЕСПЧ выносил решения всего по трём межгосударственным жалобам. (1)

Ещё в марте 2007 года Грузия подала иск против России, в котором она утверждала, что Россия нарушила целый ряд статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении граждан Грузии. Грузия утверждала, что Россия проводит дискриминационную политику в отношении этнических грузин и по политическим основаниям в массовом порядке высылает их из страны. 

И вот через семь лет рассмотрения этого дела Большая палата ЕСПЧ в составе 17 судей (2) вынесла свой вердикт. Суд постановил, что Россия нарушила статью 38 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) и осенью 2006 года в России имела место скоординированная государственная политика по арестам, заключению и высылке из страны грузинских граждан. (3)

Грузия требовала от суда не только провозгласить собственно факт нарушения Конвенции, но и назначить репарации и компенсацию. Однако большинством голосов данное требование было отклонено. Судьи заявили, что стороны должны сначала сами обсудить данный вопрос и только в случае, если они в течение года не достигнут согласия, ЕСПЧ вернётся к его рассмотрению.

Пять судей - из Испании, Британии, Болгарии и России - заявили свои особые или несогласные мнения. Наибольшего внимания заслуживает несогласное мнение российского судьи Д.Дедова. Он обратил внимание на ряд серьёзных дефектов в аргументации суда и добавил, что подобные «ошибки» ставят под вопрос беспристрастность суда!

Давая оценку данного решения ЕСПЧ, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств.

Во-первых, суд не установил нарушения статей 14 и 18 Европейской конвенции по правам человека (запрещающей дискриминацию по любым основаниям и устанавливающей пределы возможных ограничений прав граждан),  статьи 8 конвенции (право на уважение частной и семейной жизни), статьи 1 (защита собственности) и статьи 2 (право на образование) Протокола № 1 к конвенции. Не установлено нарушение  и статьи 1 Протокола № 7 к конвенции: суд не установил фактов выдворения из РФ грузинских граждан, которые находились на территории России законно. Не установлено также фактов выдворения или какого-либо иного ущемления прав этнических грузин, которые являлись гражданами России. 

Во-вторых, хотя ЕСПЧ и «установил» нарушение Российской Федерацией положений целого ряда статей Европейской конвенции по правам человека, связанных с массовой высылкой иностранцев, важно посмотреть, как это было сделано.

Здесь обнаруживается нечто интересное. Любые выводы должны базироваться на установленных фактах. Установление фактов является первой обязанностью суда. Что же сделал Европейский суд по правам человека? Он просто процитировал сообщения «неправительственных правозащитных организаций». Поражает содержание этих сообщений: большинство из них не содержит ни имён, ни какой-либо иной конкретной информации. Таким образом, выступившие прокурорами в отношении России НПО были приняты судом в качестве свидетелей. Да ещё их показания приняли без какого бы то ни было критического анализа.

Другой удивительный факт - отказ судей от анализа доказательств, представленных Россией! Так, в ответ на утверждения о том, что российские суды осуществляли массовую высылку грузин, правительство России представило сотни судебных решений, когда при апелляционном рассмотрении первоначальные решения о высылке были отменены. И что же самый справедливый суд в Европе? А он просто проигнорировал эти факты! Они даже не упомянуты в решении суда!

Говоря о решении Европейского суда со всеми его юридическими дефектами,  нельзя не сказать и о реакции российских властей. Обычно решения, в которых Европейский суд провозглашает Россию нарушителем тех или иных прав, получают достаточно жесткую, объективную критику со стороны России. Это касается целого ряда решений ЕСПЧ, в частности по делам Илашку или Кононова. Однако на этот раз реакция России оказалась иной. Первым отреагировало Министерство юстиции РФ, сделав специальное заявление, в котором всё решение суда было фактически сведено к тому, что ЕСПЧ не обнаружил нарушения Россией многих статей, о которых говорила Грузия. Этому необнаружению посвящено 90% текста заявления Минюста. Что касается главной части решения ЕСПЧ, то Минюст заявил лишь, что выявленные Европейским судом нарушения «касаются только действий, связанных с процедурой принятия решений о депортации и условиями пребывания в центрах временного содержания незаконных мигрантов и лиц, нарушивших установленный российским законодательством порядок пребывания на территории России». (4) У тех, кто не читал текст решения суда, может сложиться впечатление, что ЕСПЧ, как гора, встал на защиту России от грузинских козней.  

Российский МИД фактически отказался комментировать решение суда, сославшись на то, что это уже сделал Минюст. Заместитель министра прокомментировал лишь обстоятельства подачи жалобы режимом Саакашвили. Так, отвечая на вопрос РИА Новости, заместитель министра иностранных дел России заявил: «Мы помним, что грузинская жалоба была подана в ЕСПЧ в марте 2007 года, когда в Грузии была в разгаре очередная кампания антироссийской истерии из числа тех, которые режим М.Саакашвили регулярно устраивал, методично добиваясь своей главной цели – подрыва исторической дружбы между двумя народами. С самого начала было ясно, что, обращаясь в суд, тогдашнее тбилисское руководство заботилось отнюдь не о выяснении истины и восстановлении якобы попранной справедливости, а о том, чтобы нанести максимальный политический ущерб России. Отсюда и вошедшие в иск голословные, не имеющие ничего общего с действительностью обвинения, которые в итоге закономерно отклонены судом. Много важных событий произошло за время, пока грузинская жалоба рассматривалась в Страсбурге. Антироссийский курс Тбилиси достиг кульминации в августе 2008 года, когда в Южной Осетии были вероломно убиты российские миротворцы, погибли десятки и сотни мирных жителей. Преступная военная авантюра М.Саакашвили имела тяжелейшие последствия и для самой Грузии. В ходе выборов 2012-2013 гг. грузинский народ смог избавиться от этого правителя, поддержав силы, выступившие, среди прочего, за оздоровление отношений с Россией. Надеюсь, что судьба политизированного антироссийского иска в ЕСПЧ, как и все произошедшее за последние годы в российско-грузинских отношениях, послужат предостережением от пагубных попыток разрушить добрососедство между двумя нашими странами. И одновременно – напоминанием об исторической обреченности таких попыток». (5)

Столь сдержанная реакция на явно политическое, к тому же юридически кособокое решение ЕСПЧ становится более понятной после  выступления министра внутренних дел Грузии Александра Чикаидзе. Грузинский министр заявил, что хотя решение Европейского суда является «справедливым», но «грузино-российские отношения должны начаться с чистого листа». Он отметил, что произошедшее с выдворением грузин из России «очень печально», но это «осталось в прошлом».

В связи с этим возникает вопрос: а не выступил ли Европейский суд по правам человека (в лице тех государств, чьи судьи составляли сей вердикт) не миротворцем, а поджигателем межгосударственных проблем, возникших в российско-грузинских отношениях? Могут сказать, что ЕСПЧ – не политический орган и он должен заниматься не миротворчеством, а «чистым правом». И будут глубоко неправы, ибо в распоряжении ЕСПЧ находится множество возможностей именно миротворчества, например, право мирного урегулирования спора, прямо предписанное в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. И ЕСПЧ этим правом в других делах очень хорошо пользуется. 

Однако нет, в этом деле свои миротворческие функции суд не использовал, зато масла в огонь подлил и сделал это осознанно. Умысел виден из юридических дефектов, которые слишком очевидны, чтобы быть допущенными «по ошибке». А раз не было ошибки, значит, был умысел.

Россия и Грузия показали, что они готовы отбросить проблемы прошлого, воспользовавшись преимуществами дипломатического урегулирования споров (6) -  по сравнению с урегулированием споров с помощью не вполне беспристрастного международного правосудия.

(1) Ирландия против Британии (1978 год), Дания против Турции (2000 год), Кипр против Турции (2001 год). 
(2) Эти судьи представляют следующие государства: Андорра (председатель палаты), Лихтенштейн, Монако,  Мальта, Австрия, Азербайджан, Испания, Болгария, Македония, Франция, Ирландия, Финляндия, Британия, а также Грузия и Россия. 
(3) CASE OF GEORGIA v. RUSSIA (I) (Application no. 13255/07). JUDGMENT (Merits).
(4) См. официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации: http://minjust.ru/ru/press/news/o-postanovlenii-evropeyskogo-suda-po-pravam-cheloveka-po-delu-gruziya-protiv-rossii-i
(5) Ответ статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина на вопрос РИА Новости о решении ЕСПЧ по иску Грузии против России (Сообщение МИД РФ № 1641 от 7 июля 2014 года) 
(6) Напомним, что на рассмотрении Европейского суда по правам человека находится ещё одно межгосударственное дело «Грузия против России», связанное с обвинением России в «посягательствах российских войск на жизнь и имущество гражданского населения грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия».
 
Метки: Россия Грузия Южная Осетия Европейский суд по правам человека
 

 
Рейтинг: 4.4 (21)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ТОМБЕРГ

«Турецкий поток» возвращается в повестку дня

Москва и Анкара возобновили переговоры по «Турецкому потоку»... Стремление сохранить Турцию в качестве крупного потребителя российского газа понятно. Спрос на газ в этой стране растёт примерно на 3% в год, и сейчас Турция - крупнейший рынок Газпрома после Германии... В то же время обольщаться преобладающей долей России в турецком газопотреблении не стоит. Политический кризис между Москвой и Анкарой привёл к тому, что Турция ищет альтернативу российскому газу. Анкара пытается ускорить получение новых объёмов газа из Азербайджана, построить газопровод из Иракского Курдистана, рассматривает дополнительные закупки СПГ у Алжира и Катара. К этому надо добавить интенсивные контакты с Израилем по поводу возможных поставок в Турцию газа Восточного Средиземноморья...

27.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Александр МЕЗЯЕВ


все статьи