Мобильная версия Сегодня: 02.07.2016 Обновлено в 10:52 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
СМИ: 18 заложников освобождены в Дакке, пятеро боевиков убиты...

Эксперты: США готовы пойти на серьезные уступки России по Сирии...

В Алеппо сирийская армия вторые сутки отражает масштабную атаку террористов...

Голосование по резолюции о снятии санкций с России пройдет на Кипре 7 июля...

Оправдываясь за бомбежки, США прикрывают свой политический цинизм...

Чартерные рейсы из России в Турцию возобновятся 7 июля...

«Джейш аль-Ислам» нарушила перемирие в Сирии...

Чавушоглу: Эрдоган хотел бы встретиться с Путиным в России...

Путин предупредил Финляндию на случай ее вступления в НАТО...

Владимир Путин: Расширение НАТО в Европе создает для России очевидную угрозу...

Россия готовится потеснить США на рынке вооружений...

Патрушев обсудил с директором разведслужбы Израиля обеспечение международной безопасности...

Конституционный суд Австрии отменил итоги президентских выборов...

Президент Чехии призвал провести референдум по членству страны в ЕС и НАТО...

В Кремле спрогнозировали «месяц интенсивных контактов» с Турцией...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Бреттон-Вудс и Форталеза: расстояние в 70 лет

Валентин КАТАСОНОВ | 17.07.2014 | 00:00
 

В июле нынешнего года исполняется 70 лет со времени международной валютно-финансовой конференции, проходившей в курортном местечке Бреттон-Вудс (США) с участием 44 государств, включая СССР. Решения конференции заложили основы послевоенной мировой финансовой системы. Она базировалась на золоте и долларе, а также обязательстве Вашингтона обеспечивать свободный размен желтого металла на зеленую бумагу. В 1970-е годы Бреттон-Вудская система приказала долго жить, на ее смену пришла так называемая Ямайская система, которая стала полностью опираться на бумажный доллар. Он был подкреплен черным золотом, поэтому Ямайскую систему называют ещё нефтедолларовой, она существует до сегодняшнего дня. 

Тем не менее полностью Бреттон-Вудс из современной жизни не исчез. На конференции 1944 года были созданы Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Они уже давно испытывают в своей деятельности серьезные проблемы, а для МВФ это даже кризис. И вот в момент 70-летия Бреттон-Вудской конференции по указанным международным финансовым институтам был нанесен еще один чувствительный удар, последствия которого пока трудно просчитать. Удар исходил из не менее красивого и живописного, чем Бреттон-Вудс, места - курортного города Форталеза в Бразилии. 

Главным вопросом повестки дня VI cаммита стран БРИКС стало принятие решений о создании двух новых международных финансовых организаций - Банка развития и Фонда валютных резервов. Вопрос о создании этих организаций готовился давно, к саммиту в Бразилии все разногласия были преодолены, и в Форталезе происходило лишь протокольное мероприятие по подписанию документов. Официальное название создаваемых институтов – Новый банк развития и Пул условных валют. В СМИ им нередко дают более простое название - Банк БРИКС и Фонд БРИКС… 

Банк БРИКС станет одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире. Страны БРИКС условились об объеме разрешенного капитала банка в 100 млрд. долларов, распределенный капитал - 50 млрд. долларов, оплаченный - 10 млрд. долларов. Банк отрыт для принятия новых участников из числа членов ООН, но доля БРИКС не должна опускаться ниже 55%. То есть контрольный пакет всегда будет находиться в руках пяти стран-учредительниц. Формирование оплаченной части капитала должно завершиться в течение нескольких лет. Распределенный и оплаченный капиталы распределяются в равных долях между странами-членами БРИКС, каждая из них имеет равные права в управлении. 

Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР выделят по 10 человек, которые составят профессиональный костяк Банка развития. Предполагается, что штаб-квартира банка будет располагаться в Шанхае (КНР). Все решения будут приниматься специальным большинством при поддержке четырех из пяти представителей государств БРИКС или двух третей голосов (в случае расширения состава членов). Заработать банк может уже в 2015 году. Предполагается, что банк будет финансировать инфраструктурные проекты стран-участниц. Одним из первых проектов может стать строительство сети наземных станций для системы ГЛОНАСС. Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более надежной и конкурентоспособной. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на четырех континентах.

Теперь о Пуле условных валют. Идея создания Пула валютных резервов БРИКС впервые была высказана на встрече лидеров стран БРИКС в Лос-Кабосе в июне 2012 года. На пленарном заседании саммита в Бразилии выступил президент России В.Путин, который сообщил, что кроме Банка развития стран БРИКС подписан документ о создании Пула условных валют и что размер этого пула - еще 100 млрд. долл. Пул создается для возможной защиты от рисков на мировых финансовых рынках. Иначе говоря, для выравнивания платежных балансов в результате их резких изменений путем выдачи на возвратной основе тех иных валют. В.Путин заявил, что его беспокоит «политика западных государств, которая в последнее время не отличается продуманностью и долгосрочным видением перспектив». 

Если между Новым банком развития и Всемирным банком много схожего, то Фонд БРИКС нельзя буквально сравнивать с Международным валютным фондом. МВФ – международная финансовая организация со своим капиталом, штаб-квартирой, уставом. Фонд БРИКС – лишь механизм, который не предполагает на данном этапе создания штаб-квартиры. Пул является условным — это значит, что резервные активы стран-участниц пула не используются до того момента, как решение об удовлетворении заявки страны-участницы будет принято постоянным комитетом пула, в который будут входить представители всех пяти стран-членов БРИКС. Координирующую роль по управлению ресурсами пула будут играть центральные банки стран-участниц. Если в Новом банке развития доли стран-членов БРИКС одинаковы, то в Фонде БРИКС главным донором будет Китай. Достигнута договоренность о том, что Китай внесет в фонд 41 млрд. долл., Бразилия, Индия и Россия по 18 млрд. долл., ЮАР - 5 млрд. долл. Предоставлять деньги из фонда нуждающейся стране будут с учетом национального коэффициента, или так называемого мультипликатора. Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай в случае необходимости может получить из фонда не 41 млрд. долл., а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран – единице. Средства фонда будут складываться из золотовалютных резервов стран-членов. Пока в Бразилии подписано лишь рамочное соглашение. Рабочее соглашение прямого действия будет заключено позднее между центральными банками стран-членов. 

Оценивая решения, принятые на саммите в Бразилии, некоторые мировые СМИ сравнивают их с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Наверное, это некоторое преувеличение. Трудно сейчас предсказать, насколько последовательно страны БРИКС будут выполнять принятые в Бразилии решения. Неизвестна пока реакция Запада на эти решения. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, агрессивной. По нашему мнению, решение о создании Пула условных валют было очередным сигналом Западу, прежде всего Вашингтону. Сигнал, цель которого - сдвинуть процесс реформирования Международного валютного фонда с мертвой точки. Как известно, в 2010 году страны-члены МВФ приняли решение о корректировке квот фонда, уже четырнадцатой с момента образования этой организации. Решение предусматривало корректировку долей стран в капитале и голосах с учетом изменения их экономических позиций в мире. Кроме того, предусматривалось удвоение капитала фонда. Наконец, была достигнута договоренность, что следующая, пятнадцатая, корректировка будет проводиться на основе новой формулы, которая более объективно учитывает позиции стран-членов в мировой экономике. Нынешняя формула переоценивает удельный вес стран Запада и недооценивает соответствующие показатели развивающихся стран, в том числе стран БРИКС. Все страны уже ратифицировали положения четырнадцатой корректировки. За исключением одной страны – США. Вашингтон заблокировал процесс реформирования МВФ, опасаясь, что реализация решений, принятых в 2010 году, приведет к утрате контроля над фондом со стороны Соединенных Штатов (у них пока сохраняется блокирующий пакет, который составляет 15%; доля США в капитале на данный момент около 17%). Многие американские конгрессмены задают вопрос: зачем нам ратифицировать 14-ю корректировку, если не сегодня-завтра мы может утратить контроль над фондом? Ведь Вашингтону при этом придется перечислить в фонд более 60 млрд. долл. Президент Б. Обама пытается продавить ратификацию, потому что без этого фонд не сможет выделить средства Украине. Вместе с тем ратификация усилит позиции стран БРИКС и их союзников в МВФ. При этом все прекрасно понимают связь между проблемой реформирования МВФ и событиями на Украине, хотя последствия ратификации разные группы американских политиков просчитывают по-разному. 

Решение в Форталезе о создании Фонда БРИКС, повторяем, - это сигнал Вашингтону: скорее ратифицируйте 14-ю корректировку квот МВФ; в противном случае мы перейдем к созданию действительно альтернативного валютного фонда, причем в его состав войдут не только страны БРИКС, есть немало других желающих. Например, Аргентина. 

 
Метки: США Индия Китай Россия Бразилия МВФ ЮАР БРИКС
 

 
Рейтинг: 4.6 (68)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Елена ГУСЬКОВА

«Тайная война России в Сербии»

Русская тема вновь зазвучала в сербских СМИ. Поводом стало подписание на XV съезде «Единой России» партиями стран Балканского региона из Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины (БиГ), Македонии и Болгарии Декларации о сотрудничестве. В Сербии её сразу назвали «Московской декларацией», после чего тамошние журналисты, включив фантазию, стали писать о создании Москвой «нового русского сценария для Балкан», «зоны нейтральных государств на Балканах», «территории суверенных внеблоковых стран», «новой архитектуры безопасности»...

02.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи