…А память жива: Белая Русь и Первая мировая война

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

100 лет назад началась Первая мировая война. Четыре года длились её сражения. Эхо той войны и поныне ощущается на белорусской земле. Недаром когда-то русские люди называли её «Второй Отечественной». Она и была таковой для защитников империи, для тех, чьи сыны уходили в регулярную армию и ополчение, воевали и погибали, защищая свою землю.

Белая Русь приняла в войне 1914-1918 годов самое непосредственное участие. На два с половиной года война буквально вгрызлась в ее землю. На четыре сотни километров, с севера на юг, через нынешние Минскую, Гродненскую, Витебскую, Брестскую области протянулась по белорусской земле линия фронта между германской, австро-венгерской и русской армиями; здесь разворачивались многие крупные операции и сражения... 

По словам минского исследователя Владимира Богданова, автора интереснейших работ, посвященных «белорусским следам» Первой мировой, ни одна другая война «не оставила на территории Беларуси столько материальных свидетельств». Напоминанием об этой войне сегодня являются военные кладбища и захоронения того времени, многочисленные укрепления и иные сооружения. Многие из них являются ценными историческими памятниками, имеющими, подобно той войне, мировое значение, которое нам еще только предстоит осознать. 

В их числе, например, братское кладбище в Минске, где захоронены тысячи защитников нашего общего Отечества. Хоронили здесь только воинов православного вероисповедания, и в этом смысле оно является по-своему уникальным. Всего на кладбище были захоронены около семи тысяч солдат и офицеров со всех уголков огромного государства Российского. 

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов кладбище расширили, поскольку совпало так, что тротуар по улице Червякова в Минске стал границей концлагеря. В 1941 году несколько десятков тысяч советских пленных почти месяц были вынуждены стоять тут на 30-градусной жаре. Без еды и воды. Умерших немцы закапывали здесь же, в траншеи. После Великой Отечественной войны городские власти открыли на территории кладбища скотный рынок, известный в народе как Сторожевский. Могилы погибших воинов сровняли бульдозером, уничтожили все кресты и надписи. 

После развала Союза этот участок земли в центре города, рядом с озером и паром стал лакомым куском для строительного бизнеса. И только благодаря усилиям нескольких человек, литераторов и общественных деятелей, территории кладбища несколько лет назад присвоили статус историко-культурной ценности. По поручению главы белорусского государства Министерство культуры и Мингорисполком совместно с Белорусским экзархатом Русской Православной Церкви проработали комплекс мер по увековечиванию памяти защитников Отечества. 

Минские власти восстановили на месте захоронения часовню и создали мемориал. Такой памятник в столице Беларуси не только может, но и должен иметь соответствующий статус военного международного мемориала, достойно отражающего эту часть нашей истории и память о ней.

Презентация еще одного мемориала в память о погибших в годы Первой мировой войны, реконструкция боевых действий и митинг-реквием с участием белорусских министров, а также дипломатов из России, Германии, Сербии, Великобритании, Китая, представителей Белорусского экзархата Русской Православной Церкви и Римско-католического костела, состоялись в день 100-летия начала войны – 1 августа 2014 года - в белорусской Сморгони. 

В свое время на подступах к этому городу в сентябре 1915 года наступление врага было остановлено, и линия противостояния армий великих держав стала линией фронта на долгие два с половиной года. Всего линия русско-германского фронта проходила через Сморгонь более 800 дней, здесь погибли десятки тысяч солдат и офицеров. Комплекс, посвященный их памяти, разместился на площади в 12 гектаров, длина центральной аллеи – 417 метров.

В советское время эта война оказалась «забытой», вплоть до того, что на территории СССР не было ни одного памятника русским воинам. В последние годы отношение к событиям той поры стало меняться. 1 августа в Москве на Поклонной горе состоялась церемония открытия монумента героям, павшим в годы Первой мировой войны, в которой принял участие президент России Владимир Путин. В этот же день в Ярославле в Музее истории города открылась выставка «Вторая Отечественная…»; в Екатеринбурге состоялось открытие международного выставочного проекта «Великая и забытая»; в выставочном зале Союза художников в Ставрополе открылась выставка «Вера и верность»; в Пензе в краеведческом музее открылась выставка «С любовью к отечеству»…

Постепенно мы всё больше узнаём и о событиях, происходивших 100 лет назад на белорусской земле, о том, кто и как ее тогда защищал. В заключение приведём небольшой рассказ об одном из тогдашних защитников нашего Отечества – подпоручике Т.А. Пудкове (в основе – приказ Верховного главнокомандующего Русской армией императора Николая II от 25 июня 1916 года № 3941): 

После прибытия в полк 5 декабря 1914 года он был назначен командиром 4-й роты 167 пехотного Острожского полка. 14 декабря при овладении позицией противника под городом Тарновым, по своей инициативе зашел со своей ротой в тыл врагу, и захватил вражескую позицию. В начале боя был дважды ранен, но не покинул поле боя. 8 марта 1915 года в боях в Карпатах был ранен, но остался в строю до конца атаки. 19 июня в бою у деревни Нова-Весь, командуя ротой, трижды бросался в штыковую контратаку, против превосходящих сил противника, был контужен, но сражался, пока не потерял сознание.

21 июня 1915 года у деревни Турбин для оказания помощи своему батальону, несколько раз бросался в штыковую контратаку (рота расстреляла все патроны), в одной из которых лично убил германского офицера и заколол 7 немцев, пытавшихся выручить своего офицера. Был контужен, но остался в строю. Удержав таким образом позицию, дал возможность выйти из опасного положения батальону. Во время контратаки взято в плен 96 немцев. Пролежав несколько дней в лазарете, 4 июля в бою у Ченстоборовицы возглавил штыковую атаку, сам дрался, завладел окопами. Увидев, что соседняя рота до окопов противника не добежала (залегла под огнем), а ее командир убит, прошел вдоль цепи, ободряя солдат, во время чего был дважды ранен. Не перевязав ран, продолжал обходить лежащих. Солдаты, видя такое мужество, поднялись и захватили окопы противника.

7 октября 1915 года у деревни Литва рота получила приказ атаковать сильно укрепленный участок обороны противника. Пулеметным огнем скошено до половины роты. Пудков встал и пошел вдоль цепи, говоря: «Смотрите, меня же не убивает, а я стою во весь рост, и вас всех не убьют, кто-нибудь да добежит до окопов, а добежит – возьмет эти пулеметы и получит крест». Поднял таким образом роту и захватил вражеские позиции. Бросился на следующую линию окопов, но был очень тяжело ранен в живот. Без сознания был вынесен с поля боя. 13 января 1916 года, не долечившись, отказался от предложенных должностей в тылу, и даже в штабе своего корпуса. Явился в полк и снова приступил к службе. 21 мая 1916 года при немецком артобстреле был ранен осколком в голову, но остался в строю. Всего на момент оглашения приказа имел 8 ранений и тяжелую контузию, был награжден Георгиевским крестом и оружием, чином поручика, английским орденом и всеми очередными боевыми орденами.