Куда поведёт Турцию президент Эрдоган?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
На президентских выборах в Турции, состоявшихся 10 августа, уверенно в первом же туре победил кандидат правящей Партии справедливости и развития (ПСР) премьер-министр страны Реджеп Эрдоган, опередивший более чем на 13% своего ближайшего конкурента бывшего генсека Организации исламского сотрудничества Экмеледдина Ихсаноглу, кандидатуру которого выдвинули оппозиционные Народно-республиканская партия и Националистическое движение. Победа Эрдогана открывает дорогу к смене Конституции и превращению Турции из парламентской республики в президентскую.
 
Следующий этап на пути к задуманной Эрдоганом трансформации турецкого политического режима - очередные парламентские выборы, которые должны пройти в июне 2015 года. При нынешнем составе парламента Турции, где ПСР Эрдогана имеет большинство, но не конституционное, принятие новой редакции Основного закона затруднено. 
 
Совместная с оппозицией работа правящей партии над конституционными поправками в ноябре 2013 года зашла в тупик. Представители ПСР приостановили своё участие в межпартийной комиссии по согласованию текста Конституции, сформированной из числа представителей всех четырёх парламентских фракций. С этого времени вопрос о конституционных реформах завис в воздухе. Проект новой конституции Турецкой Республики в окончательном виде общественности пока не представлен, он всё ещё находится в стадии разработки. Рассматриваются два возможных варианта новой формы правления - президентская и полупрезидентская республики. В любом случае произойдёт перераспределение полномочий между парламентом, правительством и президентом в пользу главы государства, который сосредоточит в своих руках ещё больше власти. 
 
Активно продвигая изменение Конституции, Эрдоган всё же ограничен в выборе методов действия. Так, в соответствии с действующей Конституцией вновь избранный президент должен разорвать все связи с партией, в рядах которой он состоял до своего избрания. От главы государства требуются беспартийный статус и пребывание «над схваткой». Таким образом, руководство ПСР должно перейти в другие руки. Однако, скорее всего, уход Эрдогана из партии, в которой он пользуется непререкаемым авторитетом, будет носить сугубо формальный характер. То есть фактически возникнет завуалированное совмещение функций главы государства и лидера правящей партии. Многое в этих условиях будет зависеть от нового премьер-министра страны, который и должен стать проводником «двойной миссии» Эрдогана, будучи доверенным лицом главы государства и обеспечивая ему прочные позиции в системе исполнительной власти. 27 августа правящая Партия справедливости и развития соберётся на внеочередной съезд, чтобы избрать своего нового председателя, который и станет премьер-министром страны. Наиболее вероятный кандидат на этот пост – предшественник Эрдогана на президентском посту, его многолетний соратник Абдулла Гюль. 
 
Чувствительным вопросом турецкой политики остаётся конфронтация Эрдогана с 73-летним Фетхуллахом Гюленом - видным мусульманским проповедником, с 1999 года обосновавшимся в США и оказывающим очень существенное влияние на политические процессы в Турции. Считается, что Гюлен управляет одним из самых влиятельных лобби в сегодняшней Турции, известным как движение «Хизмет». Их противостояние с Эрдоганом постепенно превратилось в войну личностей. На сегодняшний день движению Гюлена принадлежат мусульманские школы в 140 странах мира. Последователи харизматичного Гюлена – политики, дипломаты, бизнесмены, адвокаты, сотрудники служб безопасности – смогли закрепиться на ключевых постах по всей Турции. 
 
Будучи приверженцем традиционного для Турции ханафитского толка в исламе, Гюлен утверждает, что религия не может быть политическим инструментом. При этом он яростный противник тех форм секулярного общества, которые утверждал в 1930-х годах Ататюрк. В политике у Гюлена и Эрдогана много общего, этим, видимо, и объясняется напряжённость в отношениях двух сильных личностей, взгляды которых на роль ислама в Турции по сути не расходятся. Это борьба двух вождей, за каждым из которых стоит своя политическая корпорация и которым сложно ужиться вместе. 
 
В разгар президентской кампании турецкая пресса писала о директиве турецких властей, отправленной на места и требовавшей усилить работу по выявлению и нейтрализации «гюленовских элементов», «военного крыла» организации. Для проведения этой работы был поднят на ноги весь аппарат внутренней безопасности страны с привлечением Национальной разведывательной службы. По некоторым данным, Эрдоган распорядился передать дело гюленовцев в ведение управления по борьбе с терроризмом генеральной дирекции безопасности МВД Турции. А вопрос об экстрадиции Гюлена из США, поднятый по настоятельному требованию Эрдогана, уже ставит перед выбором и Вашингтон.
 
Несколько лет назад партия Эрдогана выдвинула доктрину «консервативной демократии», основной тезис которой сводится к тому, что успешная модернизация предполагает опору на духовно-нравственные ценности. В политике ПСР позиционировала себя как правый центр, добившись полного доминирования в этой части турецкого политического спектра. Это позволило партии привлечь на свою сторону крупный бизнес с турецкой пропиской, малое и среднее предпринимательство, общественные религиозные организации, а также сельские слои, особенно симпатизирующие новому главе государства. 
 
Значительный политический капитал, приобретённый Эрдоганом за десятилетие его пребывания на премьерском посту, станет, надо полагать, в результате реформы турецкой Конституции ещё более внушительным при Эрдогане-президенте. Об амбициях нового президента в стране и за её пределами слагают истории, больше похожие на легенды. Теперь он стал главой государства с всенародным мандатом. Сторонники Эрдогана считают, что это поможет ему превратить Турцию в президентскую республику, в которой патернализм сильной власти, смягчаемой образом «исламской демократии», позволит соединить технологическую модернизацию страны с традиционными ценностями народа. 
 
В качестве президента, с новой конституцией и идеологией «консервативной демократии» Эрдоган практически неуязвим в политическом плане для своих внутренних оппонентов. Если понадобится, он поведёт Турцию к президентской республике и в «принудительно-обязательном» порядке, не испытывая колебаний в том, чтобы использовать власть, которая концентрируется в его руках.