Непереписанная история. Польский излом

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале августа на одном из российских телеканалов демонстрировался фильм-исследование «Непереписанная история. Польский излом» режиссёра Радика Кудоярова. В фильме на основании большого количества архивных кино- и фотодокументов освещается целый ряд острых вопросов внешней и внутренней политики Польши в период между Первой и Второй мировыми войнами.

Создатели фильма убедительно показали тесный характер сотрудничества между полуфашистской диктатурой Пилсудского и гитлеровским режимом, что, в частности, проявилось в их полном взаимопонимании в отношении Мюнхенского сговора, завоевания Австрии и раздела Судет. Авторы фильма справедливо предполагают, что если бы Польша вместе с Советским Союзом выступила против немецкого фашизма, то, возможно, человечество избежало бы Второй мировой войны.

Однако с момента выхода Польши из состава Российской империи и обретения независимости в 1918 году польские власти взяли курс на всемерную конфронтацию с бывшей метрополией, особенно после победы над Красной армией под Варшавой и закрепления раздела Беларуси и Украины на две части.

Между тем Германия, развивая сотрудничество с режимом Пилсудского, не отступала и от своих планов, ведя в отношении потерявшей чувство реальности правящей верхушки Польши двойную игру. Берлин, с одной стороны, подталкивал польские власти к содействию в реализации германских планов в Европе, прежде всего в отношении Австрии и Чехословакии, с другой - настраивал против поляков украинских националистов, которые должны были наносить удары Польше в спину.

В фильме на основе документов показано, что украинские националисты (в том числе такие видные фигуры ОУН, как Бандера и Лебедь) имели контакты с немецкой разведкой еще с 1923 года, и, по версии некоторых немецких и польских историков, именно они стояли за убийством 16 июля 1934 года польского министра внутренних дел Бронислава Перацкого. Кстати, именно после этого убийства, буквально на следующий день, и вышло постановление польского правительства о создании в стране первого концентрационного лагеря Береза-Картузская (находился на территории современной Белоруссии, в Брестской области, недалеко от города Кобрин).  

В этот концлагерь на протяжении следующих пяти лет будут свозить всех несогласных с политикой польских властей. Береза-Картузская ничем не отличалась от немецких концентрационных лагерей, а иногда по изощренности пыток их даже превосходила, о чем говорит, например, такой вид пыток, как «кровавая дорожка», когда заключенный должен был проползти 50 метров по смеси из битого кирпича и стекла, после чего его без всякой медицинской помощи помещали в карцер. Еду в карцере давали через день. Примечательно, что первый комендант концлагеря в Березе-Картузской Бейхнер, как и некоторые надсмотрщики, обучение проходил в уже действовавших к тому времени немецких концлагерях.

Очевидно, что убийство главы МВД Польши преследовало цель еще более ужесточить режим в стране, настроить его на проведение более активных и жестких репрессий в отношении населения Западной Украины и Западной Белоруссии, чем вызвать ответное движение Сопротивления. В результате польский режим оказывался в ловушке собственной жесткой политики, ему ничего не оставалось, как идти на соглашательство в отношении более сильного западного партнера.

О том, что польские политики между двумя мировыми войнами так и не обрели чувство реальности, говорит и их запоздалая подготовка к возможному вторжению со стороны Германии и практически полное отсутствие сопротивления механизированным и моторизированным германским военным колоннам. Основной целью польских правящих кругов было отомстить бывшей российской метрополии, вернуть былое «величие» Польше, для чего и была изобретена концепция «Интермариум» («Междуморья»), которую в настоящее время поднимают на щит некоторые политические силы и в самой Польше, и в Белоруссии. 

Затронут в фильме и такой больной для польского самосознания вопрос, как сотрудничестве польского и немецкого фашистского режимов в преследовании и уничтожении евреев. 

Значительную часть узников польских концлагерей составляли белорусы. Однако все обращения белорусских граждан – потомков узников польских концлагерей с просьбами о компенсации и восстановлении справедливости по примеру того, как это делало правительство послевоенной Германии в отношении бывших узников немецких концлагерей, официальная Варшава оставляла и оставляет без удовлетворения. Почему нынешние польские руководители отказываются нести ответственность за деяния своих предшественников, понять невозможно - ведь преступления, совершавшиеся в польских и немецких концлагерях, полностью идентичны. 

Видимо, не готовы польские власти в годовщину 75-летия начала Второй мировой войны признать свою вину перед соседним народом, принести подобающие извинения и  выплатить компенсации потомкам узников польских лагерей смерти. Хотя рано или поздно суда истории польским властям не избежать.

* * *

Сделанный на высоком профессиональном уровне фильм «Непереписанная история. Польский излом» - произведение по-настоящему актуальное, ведь политическая элита Польши, упоённая спесью, и сегодня не замечает действительных национально-государственных интересов польского общества. За это польский народ уже не раз расплачивался в прошлом. Свидетельством тому были три раздела страны. Может ли драматическая история Польши, которую никогда не надо пытаться переписывать, послужить всё же полякам предупреждением?