Кому выгоден пересмотр соглашений по «Южному потоку»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Решение Сербии начать расследование обстоятельств продажи в 2009 году компании Naftna Industrija Srbija «Газпром нефти» стало очередным свидетельством попыток определенных кругов в сербском руководстве вести двойную игру. Первоначальная формулировка министра внутренних дел Сербии Небойши Стефановича о формировании «специальной следственной группы для изучения всех фактов и обстоятельств, связанных с приватизацией NIS» указывает вроде бы на стремление Белграда придать расследованию правовые рамки. Однако сходство атаки на «Южный поток» в Сербии с действиями, предпринятыми против этого проекта в соседней Болгарии, а также скоординированность всей акции с общей антироссийской политикой Брюсселя позволяют говорить о несамостоятельности политики сербского руководства.

Что конкретно вызывает недовольство оппонентов России? Прежде всего, масштабность сделки и ее неподконтрольность структурам Евросоюза. Стоит напомнить, что Сербия заключила соглашение о продаже своего единственного нефтеперерабатывающего предприятия за 400 млн евро на фоне газового спора между Россией и Украиной в конце 2008 года, когда перед Европой со всей очевидностью встал порожденный безответственными действиями Киева призрак холода. Практическими результатами соглашения для Сербии стало возрождение компании NIS, которой принадлежат нефтеперерабатывающие площадки в Панчево и Нови-Саде общей мощностью 7 млн тонн нефти в год, а также цех по производству газа для заправки автомобилей в Элемире. За последние три года компания «Газпром нефть» инвестировала 500 млн евро в модернизацию NIS. А после ввода предусмотренного российско-сербскими соглашениями сербского участка газопровода «Южный поток» транзитные доходы принесут еще больше.

Стоит также напомнить, что именно Сербия была одним из пионеров в реализации проекта «Южный поток». Предварительные соглашения с ней были подписаны еще до официального объявления о проекте, а именно в декабре 2006 года. Имеется в виду соглашение «Газпрома» и сербского государственного газового монополиста компании Srbijagas о проведении совместной экспертизы на предмет сооружения сербского участка газопровода от границы с Болгарией. В развитие данной договоренности в январе 2008 года, во время визита в Москву сербской правительственной делегации, как раз и были подписаны межправительственное соглашение о сотрудничестве в энергетике, а также рамочный договор о покупке компанией «Газпром нефть» контрольного пакета акций компании NIS за 400 млн евро и 500 млн евро инвестиционных обязательств. Кроме того, соглашения оговаривали российское финансовое содействие для сооружения газохранилища в районе сербского города Банатски Двор, призванного стать составной частью инфраструктуры газопровода «Южный поток». 

То есть соглашения России и Сербии от 2008 года и последующие процедуры их реализации носят комплексный характер и основаны на межправительственных договоренностях. Попытки их пересмотра не только противоречат международно-правовой практике, но и автоматически ставят Сербию в положение недоговороспособного государства, не заботящегося о своей деловой репутации и не придающего значения своим обязательствам, взятым на самом высоком государственном уровне (подписание пакета энергетических документов прошло под эгидой тогдашнего президента Сербии Бориса Тадича, не отличавшегося пророссийскими симпатиями).

Неудивительно, что в российской компании «Газпром нефть» сразу же выразили недоумение в связи с действиями сербской стороны. Действия Белграда выглядят тем более странно, что всего за месяц до этого в столице Сербии компания South Stream d.o.o. заключила контракт с ОАО «Центргаз» - победителем тендера на строительство газопровода «Южный поток» на территории Сербии. «Центргаз» займется проектированием, поставкой оборудования и материалов, строительно-монтажными работами, обучением персонала и вводом в эксплуатацию «Южного потока» в Сербии. Условиями контракта предусматривается, что для реализации работ будут привлечены на субподряд сербские компании. 

Таким образом, инициатива Министерства внутренних дел Сербии – это не только попытка дезавуировать документы, подписанные прежними властями страны, но и откровенный подрыв внешнеэкономического курса нынешнего правительства и создание ситуации, при которой различные сербские ведомства принимают взаимоисключающие решения по вопросам международного сотрудничества. Абсурдность ситуации усиливается еще и тем, что решением Народной Скупщины Сербии проекту газопровода «Южный поток» на территории страны присвоен особый статус.

Впрочем, многие действия сербских партнеров России за последние несколько месяцев не поддаются объяснению, не отвечают логике и здравому смыслу. Что же касается проекта «Южный поток» и других соглашений с Россией, то о попытках их саботажа хорошо сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: «В политике это называется "срубить сук, на котором сидишь"». И не стоит определенным кругам в Сербии рассчитывать на то, что Евросоюз компенсирует их стране неизбежные финансовые потери.