Мобильная версия Сегодня: 24.05.2016 Обновлено в 00:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
В России создана тест-система обнаружения вируса Зика...

Бородачи у памятника Клинтону и базы Кэмп-Бонстил: какую «демократию» создали США в Косове...

В Минобороны вызвали представителя американского аттаще после инцидента с самолетом-разведчиком...

Маркин: Порошенко споет гимн Украины не в Донецке, а со скамьи подсудимых...

Могерини агитирует европейцев за полезный, по её мнению, ЕС...

Иракцы освободили от ИГ район к востоку от Эль-Фаллуджи...

"Наглый вызов миру": в терактах в Джабле и Тартусе погибли 130 человек...

На севере Латакии идут ожесточенные бои...

Оружие для Вьетнама: кто поставляет стране военную технику...

Российская верфь выиграла миллиардный контракт с Ираном...

В Москве обеспокоены экспансией НАТО у границ России...

ДНР: Киев перебросил личный состав батальона "Азов" к линии соприкосновения...

Варшава: Вопрос продления санкций против России предрешен...

В Сирии произошла серия терактов...

Турция угрожает заморозить соглашение с ЕС из-за его "двойных стандартов"...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Россия – Армения: партнерство и гарантии безопасности

Вячеслав МИХАЙЛОВ | 03.09.2014 | 00:00
 

Военно-политическая ситуация на Южном Кавказе после недавнего обострения в зоне карабахского конфликта не претерпела качественных изменений. Баланс сил не сместился в ту или иную сторону, статус-кво сохранен на обозримую перспективу. Между тем эскалация напряженности на армяно-азербайджанской линии соприкосновения сделала еще более актуальным для Москвы и Еревана вопрос об укреплении системы взаимных гарантий безопасности и взаимопомощи. Россия и Армения, будучи членами ОДКБ, связаны и двусторонними договорённостями в военно-политической сфере. Углубляя связи со своим закавказским партнёром, Москва тем не менее сталкивается с трудностями, вытекающими из её объективных интересов в конфликтогенном регионе. Строить отношения с Арменией за счёт постановки под вопрос добрососедства с Азербайджаном Россия не настроена. Но и недостаточное внимание к вопросам укрепления военного содружества с армянской стороной чревато негативными последствиями.

В Армении и в непризнанном международным сообществом Нагорном Карабахе считают самодостаточным собственный военный потенциал не только для успешной обороны нынешних рубежей на линии прекращения огня, но при необходимости и для нанесения противнику ещё большего военного урона, с которым он столкнулся по итогам кампании 1991–1994 годов. Гарантии безопасности России для армянской стороны ныне выражаются, прежде всего, в прикрытии западных рубежей Армении от потенциальной турецкой агрессии. В августе 2010 года Армения и Россия подписали Протокол № 5 о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года. Статья 1 Протокола изложила в новой редакции статью 3 Договора 1995 года: «Российская военная база в период её пребывания на территории Республики Армения кроме осуществления функций по защите интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооружёнными Силами Республики Армения безопасность Республики Армения». По Протоколу статья 3 Договора дополнена новым положением, которое отсутствовало в предыдущей редакции: «Для достижения указанных целей Российская сторона осуществляет содействие в обеспечении Республики Армения современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой». В соответствии с действующими соглашениями, «российская военная база выполняет задачи, вытекающие из соответствующих договорённостей Сторон», а «применение воинских формирований российской военной базы осуществляется на основе взаимных договоренностей Сторон, Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года и в соответствии с законодательством Сторон». 

Применение воинских формирований российской военной базы является в экспертных кругах дискуссионным вопросом, тесно увязываемым с возможными действиями России в случае возобновления масштабных боевых действий в зоне карабахского конфликта. Можно предположить, что Россия и Армения имеют определенные договоренности по данному вопросу, существо которых конфиденциально. Упоминание дважды в тексте Протокола формулировки «соответствующие договорённости Сторон» косвенно свидетельствует о подобной конфиденциальности. Постановка же в тексте Протокола формулировки «на основе взаимных договорённостей Сторон» в привязке к вопросу «применения воинских формирований российской военной базы» перед официальными соглашениями предполагает приоритетность именно данных договоренностей при возникновении вопроса о задействовании потенциала 102-й базы России в Армении.

Российские гарантии распространяются на всю территорию Республики Армения. За её территориальными пределами в отношении пока никем не признанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) вступают в силу гарантии безопасности Еревана Степанакерту. В Стратегии национальной безопасности Республики Армения от 2007 года одной из главных задач ВС Армении закреплено обеспечение физической безопасности населения НКР. На отдельных этапах острых региональных развитий (например, в 2008 году) ставился вопрос о заключении большого договора между Арменией и Нагорным Карабахом, в котором были бы прописаны гарантии безопасности и взаимопомощи. Пока такого договора нет, но это вовсе не означает отсутствие между политическим руководством и армейским командованием двух армянских республик планов оперативного реагирования на кризисные ситуации в регионе. Необходимо уточнить, что толкование «накладывающихся» друг на друга обязательств в военной сфере в условном треугольнике Россия – Армения – Нагорный Карабах по схеме «гарант моего гаранта – мой гарант» - неверно. Нагорно-карабахская сторона выведена за рамки официальных связей Москвы и Еревана, тем более в военно-политической сфере, что представляется фактически безальтернативным для проведения паритетной политики России в отношениях с Арменией и Азербайджаном. 

Прямая военная помощь Вооружённым силам Армении со стороны 102-й военной базы России на территории республики в случае нового армяно-азербайджанского военного конфликта практически исключена. Указанные выше соглашения двух союзников, проходящие в межгосударственных документах с формулировкой «соответствующие (взаимные) договорённости», могут проявиться в выдвижении части имеющейся в составе 102-й базы военной техники к восточным рубежам Армении, примыкающим к зоне карабахского конфликта. При этом важно отметить, что «аутсорсинга» вооружений и военной техники (ВВТ), состоящих на балансе 102-й базы, со стороны ВС Армении не будет. В этом просто нет никакой необходимости. Возможно, возникнет лишь надобность в демонстрации российского присутствия в приграничных с Азербайджаном северо-восточных регионах Армении, что будет вытекать из буквы и духа соглашений 2010 года. Но основная функция российской базы будет сведена к защите армяно-турецкой границы и совместному с ВС республики прикрытию нахичеванского участка армяно-азербайджанской линии соприкосновения. 102-я база уже пополнилась новыми образцами ВВТ. Поступают сведения о возможном усилении её боевого потенциала новейшим вооружением (к примеру, оперативно-тактическим ракетным комплексом «Искандер» и реактивной системой залпового огня «Торнадо»).

Война Армении и Азербайджана – крайне нежелательный для России сценарий на Южном Кавказе. Для минимизации развития событий по военному сценарию гарантии безопасности в системе армяно-российских отношений должны найти свои зримые очертания в мирное время, в нынешний период сравнительно низкой интенсивности перестрелок и локальных боестолкновений на карабахском фронте. Приведем основные направления развития двусторонней системы гарантий безопасности, в которых заинтересована армянская сторона.

Малые территориальные размеры республики, наличие здесь атомных мощностей по выработке электроэнергии, скученность населения в столице (в Ереване сконцентрировано более 30% всего населения Армении, что в мировом масштабе является одной из наиболее высоких диспропорций в равномерном распределении населения по всей территории отдельного государства) ставят вопрос создания эффективной противовоздушной обороны. Сотрудничество по вопросам ПВО в рамках ОДКБ и на двусторонней с Россией основе (с 1999 года осуществляется совместное боевое дежурство сил ПВО и авиации России и Армении) представляет особую важность. До конца 2014 года Россия и Армения определили задачей подписать соглашение о создании Объединённой системы ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности. 

Другим направлением развития системы гарантий традиционно выступает высокий уровень военно-технической кооперации России и Армении. В закавказской республике есть хороший технологический и кадровый задел для создания на месте материально-технической базы обеспечения оружейного сотрудничества двух стран. В августе 2010 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области создания на территории Республики Армения сертифицированных сервисных центров и совместных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию ВВТ. Знаковым событием в этой сфере стало заключение в июне 2013 года армяно-российского Договора о развитии военно-технического сотрудничества.

Ещё одной подпоркой в системе гарантий, в которой представлен элемент сдерживания потенциальных агрессоров в регионе, выступают совместные военные учения союзников по ОДКБ. Армения - их активный участник, открытый к обмену опытом с российскими и другими партнерами по системе коллективной безопасности, например в ведении боев в условиях сильно пересеченного горного рельефа. В высокой боевой выучке ВС республики её союзники не раз могли убедиться и в полевых условиях, на равнинной местности, в том числе по результатам недавнего чемпионата мира по танковому биатлону в подмосковном Алабино (армянская дружина в общекомандном зачёте заняла второе место). 

Летом и осенью 2008 года, когда стабильность Южного Кавказа подверглась наиболее серьезному испытанию, впервые традиционно антиэкстремистская легенда ежегодных учений «Рубеж» в рамках ОДКБ была изменена на сценарий по отражению внешней агрессии. Тогда был отработан один из возможных вариантов развития военно-политической и стратегической обстановки в условиях обострения отношений между ведущими мировыми державами и военными блоками в Кавказском, Восточноевропейском регионах, а также эскалации обстановки в Центральной Азии. Также впервые мероприятия проводились вне Центральноазиатского региона: совместные командно-штабные и тактические учения проходили в разных регионах коллективной безопасности на едином оперативно-тактическом фоне. В Армении, например, российские и армянские подразделения отработали подготовку и проведение совместной оборонительной операции по отражению внешней агрессии. В рамках ОДКБ существует три региона коллективной безопасности, в которых должны быть полностью сформированы коалиционные группировки: Восточноевропейская (Россия – Белоруссия), Кавказская (Россия – Армения), Центральноазиатская (Россия – государства-члены ОДКБ в Центральной Азии). Учитывая, что на Восточноевропейском и Кавказском направлениях государствами-членами ОДКБ являются соответственно только Белоруссия и Армения, деятельность по созданию группировок сведена к отношениям между Россией и Белоруссией, Россией и Арменией. Так, Кавказская группировка формировалась на двусторонней российско-армянской платформе. 27 сентября 2000 года было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования, применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности, которое стало основой создания Объединённой группировки войск (сил) Армении и России «для решения задач совместной обороны под единым командованием» (ст. 1 Соглашения). Статья 3 данного Соглашения закрепляет, что «Уполномоченные органы Сторон совместно анализируют военно-политическую обстановку, согласовывают сделанные выводы, с учётом направленности потенциальных угроз и на основе общего замысла определяют состав Объединённой группировки войск (сил), планируют её применение и управление ею в соответствии с законодательством Сторон».

В военно-политическом отношении Армения никогда не была исключительно потребителем безопасности на Южном Кавказе. С момента становления своих ВС республика постоянно повышает возможности выступать в региональном масштабе в качестве продуцента стабильности. Понимание этого очень важно, когда политики и эксперты пытаются найти новые точки сближения России и Армении, а также осмыслить систему существующих между ними гарантий безопасности и её укрепления. ВС Армении могут самостоятельно ставить и решать любую военную задачу в интересах поддержания мира и стабильности в регионе, осознавая всю важность тесного взаимодействия с российским союзником на западных рубежах республики.

 
Метки: Россия Армения Нагорный Карабах Кавказ
 

 
Рейтинг: 4.1 (23)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Елена ГУСЬКОВА

Хорватский сценарий для Донбасса? Исключено

В связи с появлением сообщений о том, что некоторые украинские политики продвигают так называемый хорватский сценарий для Донбасса, следует напомнить, как выглядело в условиях 1995 года уничтожение хорватами Республики Сербская Краина (РСК) и почему подобная аналогия, мягко говоря, хромает на обе ноги... 

24.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Вячеслав МИХАЙЛОВ


все статьи