Евросоюз и саморазрушение Болгарии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Болгарии Росен Плевнелиев, представляющий партию ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung привлёк к себе внимание, назвав Россию «националистическим и агрессивным государством». Этим «молодой европеец» Плевнелиев сразу опередил лидеров старой Европы. 

Тем временем процессы, идущие в Болгарии, принимают всё более разрушительный характер. Страна мечется от одних внеочередных выборов к другим и продолжает отказываться от выгод сотрудничества с Россией. Зададутся ли когда-нибудь болгары вопросом: всё это и должно означать «европейское развитие»?

В политике ГЕРБ всегда присутствовали антироссийские акценты. Согласие на участие в газотранспортном проекте «Набукко» в обход России; номинальное согласие на участие в проекте «Южный поток», которое затем было обставлено по указанию Еврокомиссии дополнительными условиями; блокирование болгарско-российского проекта строительства атомной электростанции «Белене» – это лишь некоторые примеры из практики правительств, возглавлявшихся политиками из ГЕРБ. 

Болгария – одна из самых бедных государств Евросоюза. После её вступления в 2007 году в ЕС ничего в этом плане не изменилось. Больше того: во многих отношениях стало хуже. Болгары лишились авиакосмической научной и учебной инфраструктуры. В директивном порядке были закрыты почти все вузы по подготовке летного состава (болгарским летчикам было предложено обучаться в Германии или Италии), прекратились исследования в области создания продуктов питания для космонавтов (социалистическая Болгария делала на этом пути большие успехи). 

Болгарская тяжёлая промышленность оказалась в руках новых владельцев, часто зарубежных, которые предпочли не поднимать её на ноги, а добить окончательно, сократив работников и перепрофилировав производство. 

Болгарское сельское хозяйство, дававшее ранее внушительные поступления в государственный бюджет, попало под жёсткий пресс технических регламентов Евросоюза. Наложены серьезные ограничения на экспорт знаменитого болгарского табака (компания «Болгартабак») и парфюмерной продукции на основе болгарской розы, которая уже давно стала символом страны. 

Не меньшие трудности испытывает болгарская энергетика. Примером может служить положение с АЭС «Козлодуй», которая располагала шестью рабочими энергоблоками, дававшими раньше чуть ли не половину всей необходимой стране электроэнергии. Теперь там осталось всего два энергоблока. Европейские чиновники с удовлетворением отмечают, что именно в таком виде АЭС «Козлодуй» отвечает принятым в ЕС стандартам безопасности. 

Болгарам прозрачно намекают, что их страна может быть только страной туризма. Увеличивать объемы экспорта сельскохозяйственной продукции, развивать стратегически важные отрасли производства, а тем более выходить с ними на внешний рынок, конкурируя со странами старой Европы, Болгарии никогда не позволят. Из государства, участвовавшего совместно с Советским Союзом в реализации смелых космических проектов, Болгария превратилась  -  благодаря евроинтеграции  -  в «дачу Европейского союза». 

Несмотря на очевидные потери страны от членства в ЕС, прозападная ГЕРБ продолжает вести страну в тупик. Болгария почти на 100% зависит от российского газа. Россия неоднократно подчёркивала свою заинтересованность во всестороннем развитии двусторонних отношений с Болгарией. Политическое чутье должно было бы подсказать болгарскому президенту, что выгоды от сотрудничества с Москвой могут быть внушительными, но у Плевнелиева свои обязательства перед Брюсселем. Поэтому именно при нем София приостановила под давлением Еврокомиссии свое участие в строительстве «Южного потока», хотя губительность этого шага для болгарской энергетики очевидна. 

Недавно румынские власти, последовательно претворяющие в жизнь план создания «Великой Румынии», выразили готовность увеличить контингент НАТО на своей территории, создав совместно с Болгарией и США учебную инфраструктуру для тренировок морских экипажей. Вероятно, согласием болгарской стороны румыны заручились заранее. 

В рамках программы «Болгария в НАТО – 2020» София отказалась от закупок российских самолетов и вертолетов, планируя закупить бывшие в употреблении американские F-16. Будучи не в состоянии выделять на нужды обороны требуемые по критериям НАТО 2% ВВП, Болгария в условиях затянувшегося правления группы «граждан за европейское развитие» вынуждена соглашаться на приобретение лишь подержанной американской техники. 

Если учесть давние симпатии болгар к русским, антироссийская политика партии ГЕРБ – это надуманный и противоестественный выбор, подрывающий культурно-исторические основы страны. Эрозия этих основ выражается и в растущей угрозе исламского экстремизма. Исламисты уже отметились терактом в Бургасе в 2012 г., а в сентябре 2014 г. заместитель начальника Дирекции пограничной полиции Йотко Андреев предположил, что в ближайшие годы через Болгарию в Европу направятся сотни тысяч временно осевших в Иране афганских беженцев, у которых заканчивается срок действия статуса беженца. Сохраняется и угроза проникновения в страну через турецкую границу боевиков «Исламского государства».