Мобильная версия Сегодня: 27.05.2016 Обновлено в 00:04 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Новый газопровод из России в Грецию может пройти через Болгарию...

Швеция заключит договор с центром стратегических коммуникаций НАТО...

Бастующие во Франции заблокировали важные национальные объекты...

В Кремле отметили значимость ВТС с Грецией с учетом "турецкого вопроса"...

Путин заявил о значимости русского языка в сохранении национальной идентичности...

Штайнмайер признал разногласия между странами ЕС в вопросе санкций против России...

Стивен Коэн заявил, что НАТО может готовиться к реальной войне с Россией...

Путин: нужно создать зону сотрудничества от Атлантики до Тихого океана...

В Японии открылся саммит «большой семерки»...

Туск - за продление европейских санкций против России...

Нефть дорожает на данных Минэнерго США до $50 за баррель и выше...

ВВС Израиля нанесли удары по сектору Газа...

Пентагон: США надолго оставят войска в Афганистане...

«Обманщица Хиллари» уступает Трампу: что случилось с фавориткой предвыборной кампании...

Совет еще одной итальянской области рассмотрит резолюцию о признании Крыма...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

О новом составе Совета Безопасности ООН. Перспективы 2015 года

Александр МЕЗЯЕВ | 20.10.2014 | 00:00
 

16 октября Генеральная Ассамблея ООН выбрала новый состав Совета Безопасности ООН. Согласно Уставу ООН, в Совет Безопасности входит 15 членов, из которых пять государств являются постоянными членами, а десять – непостоянными. Половина состава непостоянных членов переизбирается каждый год. 

Несмотря на то, что непостоянные члены СБ ООН не обладают правом вето, их роль велика, особенно когда они выступают консолидированной группой. Во-первых, Совет Безопасности является главным органом Организации Объединённых Наций, который несёт основную ответственность за поддержание мира и международной безопасности и может санкционировать применение силы. В последние годы позиция непостоянных членов неоднократно становилась препятствием для принятия проектов резолюций, предлагавшимися отдельными постоянными членами СБ.

СБ ООН должен отражать справедливое географическое представительство. В соответствии с этим принципом пять мест Совета на 2015 год должны были занять кандидаты, представляющие определённые региональные группы. Три региона (Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Латинская Америка) выдвинули по одному кандидату, таким образом, внутренней конкуренции в этих группах не было. Места от указанных регионов заняли Ангола, Малайзия и Венесуэла. Западный регион, имеющий, в отличие от вышеназванных, не одно, а два места в Совете, выдвинул трёх кандидатов. Конкуренция развернулась между Новой Зеландией, Испанией и Турцией. Новая Зеландия была избрана в первом раунде, получив 145 голосов. Испания же выиграла у Турции только в третьем раунде (132 голоса против 60). Все новые непостоянные члены уже имеют опыт работы в СБ ООН, хотя и неравномерный (если Испания или Венесуэла избирались в состав Совета четыре раза, то Ангола избрана только второй раз).

В истории ооновских выборов были случаи, когда приходилось проводить по три-четыре раунда, чтобы выбрать того или иного непостоянного члена. В 2011 году для избрания непостоянного члена от Западного региона потребовалось 17 раундов. А в 2006 году Панама была выбрана только в 48-м раунде (кстати, тогда она выиграла у Венесуэлы со счётом 164 : 11).

Иногда возникают проблемы даже после, казалось бы, успешно выигранных выборов. Так, в октябре 2013 года Саудовская Аравия была триумфально избрана непостоянным членом Совета Безопасности ООН (176 голосов против 1, поданного за Ливан), но отказалась занять своё место, заявив, что не сделает это до тех пор, пока не будут изменены порядок и механизмы работы Совета. Саудиты утверждали, что двойные стандарты, применяемые в работе СБ ООН не дают ему возможности реализовать свои полномочия по обеспечению международного мира и безопасности. Несмотря на то, что эти слова звучат в целом достаточно верно, тот смысл, который в него вложили саудиты, скорее всего, относится  не к США и другим западным странам, а к России, которая многократно блокировала «окончательное решение» сирийского вопроса, применяя вето в отношении целого ряда проектов резолюций как по применению силы против Сирии, так и по попыткам передать «ситуацию в Сирии» в Международный уголовный суд. 

Если говорить о пяти новых членах Совета Безопасности ООН, то, прежде всего, привлекает внимание избрание в состав СБ ООН Венесуэлы. Во-первых, Венесуэла была полностью поддержана в своём регионе – никто не оспаривал её позиции на выборах. Во-вторых, она получила 181 голос из 193 возможных. Против выступило только одно государство (десять стран при голосовании воздержались и один бюллетень был признан недействительным). Это говорит о высоком уровне поддержки Венесуэлы международным сообществом.

А ведь поддержка Венесуэлы означает и поддержку позиции этой страны, высказанной президентом Николасом Мадуро на только что прошедших в конце сентября общеполитических прениях Генеральной Ассамблеи ООН. Говоря об Уставе ООН, Мадуро назвал его одним «из прекраснейших поэтических произведений, которые когда-либо существовали в этом мире». (1) Однако он также отметил, что Устав фактически превратился в документ, который «не принимают во внимание, игнорируют и попирают с точки зрения поставленных в нем целей». Н.Мадуро выдвинул программу «демократизации и преобразований» в Совете Безопасности ООН. В частности, президент Венесуэлы выделил новую роль Генерального секретаря, (2) а также указал на необходимость пересмотра функций Генеральной Ассамблеи. (3) Венесуэла видит новую ООН, построенную по модели международных организаций, созданных Венесуэлой или при её активном участии, прежде всего ПЕТРОКАРИБЕ (4) (организация по вопросам энергетики, в которую в настоящее время входит семнадцать стран Латинской Америки и Карибского бассейна), (5) и УНАСУР (Южноамериканский союз наций). (6) Новую финансовую архитектуру мира президент Венесуэлы видит в объединении Банка БРИКС и «Банко дель Сур». 

Что касается Испании, то в своём выступлении на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, король Фелипе IV в основном восхвалял свою страну за множество денежных взносов, сделанных Испанией в те или иные фонды, а также испанскую модель демократии. (7) Действительно нужно отметить активнейшее участие Испании в миротворческих операциях ООН. (8) 

Новая Зеландия также является верным членом западного блока. При этом в СБ это государство приходит с агрессивной позицией в отношении России. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре, министр иностранных дел Новой Зеландии прямо заявил, что рассматривает непринятие решений в отношении Сирии как причину гибели сотен тысяч и даже миллионов мирных граждан. (9) Он также грубо исказил существо украинской проблемы, назвав Россию нарушителем территориальной целостности Украины. И даже умудрился заявить о виновности России в крушении малайзийского «Боинга» над Украиной. 

Что касается Малайзии, то, пожалуй, стоит выделить два вопроса нынешней повестки дня, по которым эта страна может оказать важное влияние именно в Совете Безопасности. Во-первых, это касается расследования крушения малайзийского самолёта, выполнявшего рейс МН17. Выступая на 69 сессии ГА ООН, премьер-министр Малайзии Наджиб Абдул Разак, заявил, что его страна будет настаивать на выяснении причин произошедшего. (10) На фоне полной потери интереса к этому расследованию со стороны западного блока такая позиция Малайзии может существенно повлиять и на результаты расследования, и на принятие (или непринятие) результатов расследования, которые будут представлены в Совет. Во-вторых, следует отметить позицию Малайзии в отношении организации «Исламское государство» (ИГ). Высшее руководство страны чётко заявило, что оно отвергает ИГ и не признаёт за ним права выступать от имени ислама. В отличие от ряда западных стран, которые в борьбе с ИГ полагаются только на военную силу, Малайзия ведёт серьёзную идеологическую борьбу.  Следует отметить собранную Малайзией конференцию мусульманских правоведов, которые сформулировали определение «исламского государства», отвечающее канонам ислама. Для того чтобы называться «исламским», государство должно обеспечивать экономическую, политическую и социальную справедливость, а также должно защищать шесть главных целей исламского права: права на жизнь, на религию, семью, собственность, достоинство и интеллект. (11) Можно ожидать, что в СБ ООН Малайзия будет занимать активную, а главное, идеологически состоятельную позицию Малайзии в вопросах борьбы с ИГ и другими экстремистскими организациями.

Что касается Анголы, то позиция этого государства в целом базируется на основных принципах международного права. В числе вопросов, на решение которых Ангола может оказать существенное влияние, – вопрос о Западной Сахаре, который уже несколько лет западный блок пытается отложить на неопределённое время. Ангола выступает за самоопределение народа Западной Сахары (против присоединения её к Марокко), выражая позицию Африканского союза и большинства государств Африки. В то же время, становясь новым членом СБ ООН, Ангола заявила о своём стремлении реформировать ООН в целом и Совет Безопасности в частности. Критерием такой реформы власти Анголы считают более справедливое географическое представительство, в том числе постоянное место в СБ для Африки. (12)

Итак, новый состав Совета Безопасности ООН выглядит следующим образом: Россия, США, Великобритания, Франция, Китай, Испания, Ангола, Венесуэла, Новая Зеландия, Малайзия, Чад, Нигерия, Литва, Чили и Иордания.(13) Именно этим государствам предстоит решать вопросы международного мира и безопасности в 2015 году.(14) 

________________

(1) Полное выступление президента Венесуэлы Н.Мадуро
(2) «…Нам нужен Генеральный секретарь, который представляет нас всех и обладает влиянием в политической и институциональной сферах, с тем, чтобы найти пути урегулирования конфликтов во всем мире» - заявил Н.Мадуро.
(3) «Нам необходимо пересмотреть системы и функции Генеральной Ассамблеи. Мы должны провести процесс ее демократизации и предоставить ей ведущую роль, с тем, чтобы в ходе проходящих здесь важных обсуждений всегда можно было успешно решать основные проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество».
(4) Подробнее см. официальный сайт ПЕТРОКАРИБЕ - http://www.petrocaribe.org/
(5) Отмечая модельный характер ПЕТРОКАРИБЕ, Н.Мадуро заявил: «Надеюсь, мне простят мою нескромность, но ПЕТРОКАРИБЕ является образцом, который наилучшим образом показывает, как мы можем создать новую мировую систему, опирающуюся на принципы мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и взаимодополняемости между странами. Я заявляю сильным мира сего, тем, кто обладает всеми ресурсами и всеми экономическими возможностями, что мы можем жить в другом мире».
(6) Подробнее см. официальный сайт УНАСУР - http://www.unasursg.org/
(7) Полное выступление короля Испании Фелиппе IV на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН см.: http://www.youtube.com/watch?v=s1QTibbLbUc
(8) За 25 лет в миротворческих операциях ООН страной приняли участие более 130 тысяч военнослужащих.
(9) Полное выступление министра иностранных дел Новой Зеландии Мюррея Маккули на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН см.: http://www.youtube.com/watch?v=DgmXvUCiVdw
(10) Полное выступление премьер-министра Малайзии Дато Сри Мохд Наджиб бин Тун Хадж Абдул Разака на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН см.: http://www.youtube.com/watch?v=Kw33gY3h_-Q
(11) См.: http://www.un.org/en/ga/69/meetings/gadebate/pdf/MY_en.pdf [параграф 42].
(12) См. выступление вице-президента Анголы Мануэля Висенте на 69 сессии Генеральной Ассамблеи ООН: http://www.youtube.com/watch?v=Ldd4XRQsRtE&list=UU7XitSvFZ7SozvqgMHCvmFA
(13) Была избрана вместо Саудовской Аравии, не пожелавшей занять своё место в Совете.
(14) Уже заранее объявлено о выдвижении на следующих выборах (в октябре 2015 года) от западной группы Украины. Пока члены этой группы не предлагают каких-либо других кандидатов. 
 
Метки: США Венесуэла ООН Ближний Восток Латинская Америка
 

 
Рейтинг: 4.2 (20)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Дмитрий СЕДОВ

Всемирный гуманитарный саммит в Стамбуле: празднословие и ханжество

Генсек ООН Пан Ги Мун и его Секретариат провели в Стамбуле 23-24 мая Всемирный гуманитарный саммит, о котором сказано, что он должен открыть новую эпоху в жизни человечества - эпоху международного сотрудничества в ликвидации гуманитарных катастроф... Все гуманитарные катастрофы имеют конкретных творцов. Они известны, но большинство из них на саммит в Стамбул не прибыли. За исключением разве что Эрдогана как хозяина саммита да Петра Порошенко, не пропускающего ни одной возможности вылить ведро помоев на Москву... 

26.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Александр МЕЗЯЕВ


все статьи