Мобильная версия Сегодня: 29.05.2016 Обновлено в 21:54 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Лавров призвал скорее перекрыть границы Сирии с Турцией...

Украинские войска предпринимают попытки прорыва позиций ДНР под Авдеевкой...

BI: Россия переиграла саудитов в борьбе за китайский рынок нефти...

Электронная переписка Клинтон вскрыла грязные тайны Google...

Рабочая партия Курдистана: «Эрдогана должны были сместить в мае»...

Fox News: ВМС США намерены летом испытать новое сверхмощное оружие...

Азербайджан блокирует торговые караваны Китая и Ирана в Евросоюз...

Ракета-носитель "Союз-2.1б" со спутником "Глонасс-М" стартовала с Плесецка...

Жертвами столкновения банд в Венесуэле стали 11 человек...

Британия запланировала направить танки в Прибалтику...

СМИ: спикером меджлиса Ирана избран Али Лариджани...

Россия обсуждает с Грецией передачу угольного разреза...

Россия не намерена снижать цену на газ для Белоруссии...

Саакашвили грозит Грузии своим возвращением...

Турецкие войска перешли сирийскую границу: подробности...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

О ревизии истории Второй мировой войны и реанимации репарационных претензий

Валентин КАТАСОНОВ | 05.11.2014 | 00:00
 

Основные принципы и условия выплат репараций Германией и ее союзниками были определены на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года. Для СССР тема немецких репараций была закрыта в 1953 году, когда Москва полностью отказалась от репарационных поставок товаров из Германской Демократической Республики, перейдя на их оплату по ценам СЭВ. 

В силу разделения Германии и по ряду других причин не был налажен даже общий учет покрытия Германией ее репарационных обязательств. Сегодня правительство ФРГ не обладает точной информацией по репарациям и оперирует лишь некоторыми экспертными оценками. 

* * * 

Некоторые вопросы репарационных требований и обязательств решались и продолжают решаться с Германией на двусторонней основе, в кулуарах. Так, соглашение о репарациях между ФРГ и Израилем (1952), известное как Люксембургское соглашение, является, наверное, единственным случаем в истории, когда предусматриваются выплаты репараций государству, которого во время войны, породившей репарации, не существовало. В период действия Люксембургского соглашения (1953-1965), пунктуально выполненного ФРГ, поставки в счет немецких репараций составляли от 12 до 20 % ежегодного импорта в Израиль. Некоторые эксперты считают, что созданием своей экономики Израиль больше обязан немецким репарациям, чем помощи США. 

После завершения действия Люксембургского соглашения в 1965 году Германия продолжала выплачивать компенсации различным фондам и организациям Израиля, которые, в свою очередь, занимались доведением средств до отдельных лиц, причисленных к жертвам нацизма. 

К 2008 году Германия выплатила Израилю в порядке компенсации ущербов жертвам холокоста репарации на общую сумму свыше 60 млрд. евро. 

Подробнее об этом можно прочитать в вышедшей в 2000 году книге американского политолога Нормана Финкельштейна «Индустрия Холокоста: размышления на тему эксплуатации еврейских страданий».

Как отмечает Н.Финкельштейн, большая часть средств до евреев – жертв нацизма не дошла: деньги были разворованы нечистоплотными дельцами, превратившими «индустрию Холокоста» в золотую жилу. По нашим оценкам (с учетом изменений покупательной способности валюты), сумма репараций, полученных Израилем от Германии за период 1953-2008 гг. приближается к 50% общего объема репараций, полученных от Германии Советским Союзом (1945-1953 гг.). 

* * *

Одной из первых тему «недоплаченных репараций» подняла Польша. После Второй мировой войны к Польше отошла довольно значительная часть территории бывшего Третьего рейха.  В 1945 году оттуда были выселены миллионы немцев. Перемещенные немцы и их потомки, апеллируя к праву реституции, стали подавать в немецкие суды иски с требованием вернуть им собственность (прежде всего недвижимость), оставшуюся на их родине. Немецкие суды выносили решения в пользу истцов. Для представления интересов таких немцев было создано «Прусское общество за возврат собственности». К началу 2000-х годов совокупные суммы исковых заявлений и судебных решений по ним измерялись уже миллиардами долларов. Бывших немецких собственников особенно вдохновляло то, что Польша в 1990-е годы одна из первых в Восточной Европе приняла законы о реституции для поляков. На реституцию из польской казны было потрачено более 12,5 млрд. долл., и планируется потратить ещё десятки миллиардов, поскольку число заявок уже превысило 170 тысяч. Важно подчеркнуть, что в Польше право реституции распространяется только на поляков. Немцы по польским законам никаких прав не имеют, им приходится добиваться своих прав через суды. 

 

Возможно, это обстоятельство и подвигло Сейм Польши поднять в сентябре 2004 года вопрос о германских репарациях, которые, как утверждается, не были получены в полном объеме. В специальной резолюции польского парламента говорилось: «Сейм заявляет, что Польша до сих пор не получила достаточных репараций и компенсаций за огромные разрушения, материальные и нематериальные потери, которые были вызваны немецкой агрессией, оккупацией и геноцидом». Польша за годы войны потеряла шесть миллионов человек; с 1939 по 1944 год польская промышленность была практически уничтожена, Варшава и многие другие города Польши были полностью разрушены. Суммы полученных Польшей репараций действительно не могли покрыть всех ее ущербов. Другое дело, насколько с точки зрения международного права оправданны попытки пересмотреть условия репарационных выплат Германии по истечении почти семидесяти лет. Мы уже не говорим о том, что авторы некоторых публикаций в Польше подводят читателя к выводу: если уж полякам и требовать дополнительных возмещений, то не от Германии, а от… России. Поскольку-де после войны Польша напрямую репарации от Германии не получала: репарации с подконтрольных ему территорий получал СССР и часть этих репараций перечислял Польше.  

Последние десять лет Польша к вопросу о германских репарациях не возвращалась. Возможно, потому, что в 2006 году канцлер Германии А. Меркель публично заявила премьер-министру Польши Я. Качиньскому, что федеральное правительство «не поддерживает частные притязания немцев на возврат их собственности в Польше». Однако гарантий того, что в какой-то момент Варшава опять не поднимет тему репараций, нет. И если сегодня поляки к этому вопросу вернутся, они, скорее всего, предъявят претензии уже не Германии, а России. 

Заметим, что Польша в своих репарационных притязаниях не одинока. В 2008 г. Италия направила иск в Международный суд в Гааге с требованием взыскать с Германии репарации времен Второй мировой. Этот иск остался без удовлетворения, Гаагский суд встал на защиту Германии, заявив, что требование Италии «нарушает суверенитет Германии». 

Ещё одной страной, реанимировавшей тему репараций, стала Греция. Несмотря на проведенную в 2012 году беспрецедентную реструктуризацию ее внешнего долга, Греция по уровню суверенного долга – один из лидеров. На конец III квартала 2013 года государственный долг всех стран Европейского союза по отношению к их совокупному валовому внутреннему продукту равнялся 86,8%. В Еврозоне этот показатель был равен 92,7%. А в Греции он составил 171,8%. Ситуация для Греции отчаянная. Дело дошло до того, что рейтинговые агентства и международные организации перевели Грецию из разряда «экономически развитых» в категорию «развивающихся» стран. 

В поисках путей выхода из тупика греческое правительство подготовило требование к Германии о выплате ей репараций по итогам Второй мировой войны. Греция не отрицает, что в свое время получила от Германии определенные суммы репараций. Первый транш репараций был получен в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ века. В основном это были поставки промышленной продукции (станков, оборудования) на общую сумму 105 млн. марок (примерно 25 млн. долл.), что в современных ценах эквивалентно 2 млрд. евро. 

Второй транш репараций пришелся на 60-е гг. ХХ века. В 1960 году Греция и ФРГ заключили договор, согласно которому 115 миллионов марок направлялись греческим жертвам нацизма. Выплаты были привязаны к отказу греков от дополнительных требований индивидуальных компенсаций. 

Национальный совет по немецким военным репарациям, возглавляемый в Греции ветераном войны Манолисом Глезосом (Manolis Glezos), назвал в 2013 году сумму ущерба в половину триллиона евро. В марте 2014 года президент Греции Каролос Папульяс вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране во время войны. Греческая сторона претендует на 108 млрд. евро в качестве компенсации за разрушения и 54 млрд. евро за займы, выданные Банком Греции нацистской Германии и не возвращённые. Общая сумма репарационных требований Греции составляет 162 млрд. евро. При современном уровне цен это эквивалентно 5 – 6 тысячам тонн золота. Сталин, напомним, назвал в Ялте сумму репараций Советскому Союзу, эквивалентную 10 тысячам тонн золота. 

* * *

За судьбой греческой инициативы в мире внимательно следят. Вот что пишет о возможном демонстрационном эффекте этой инициативы российский публицист Дмитрий Верхотуров: «Требования репараций Германии вправе выдвинуть, скажем, Кипр, в годы войны оккупированный немцами, или Италия, которая после падения режима Муссолини также была оккупирована немцами и на ее территории развернулись бои. Если у Франции дела тоже пойдут не очень хорошо, то и у нее будет возможность истребовать у Германии платежей за оккупацию и разрушения. А Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания? И Великобритания может потребовать оплатить последствия жестоких бомбардировок. Вот Испании трудно будет обосновать свои претензии к Германии, но что-нибудь можно придумать, например «повесить» на немцев ущерб от гражданской войны (1936 – 1939). Если развитие событий пойдет по «греческому варианту», то за считаные годы от Евросоюза могут остаться одни воспоминания».

* * *

Есть основания полагать, что в преддверии 70-летия победы над фашизмом  предпринимаемая на Западе ревизия истории  Второй мировой войны, отрицание  решающего вклада СССР в победу над гитлеровской Германией, зачисление Советского Союза в главные инициаторы войны будут увенчаны предъявлением Российской Федерации как правопреемнице СССР репарационных претензий: мол, Красная армия не освобождала Европу, а захватывала, порабощала и разрушала. 

Чтобы не допустить этого, России потребуется поднять все документы работавшей в Советском Союзе в годы войны Чрезвычайной Государственной Комиссии по ущербам (полное название – Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям и государственным предприятиям и учреждениям СССР), материалы Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 года, документы Совета министров иностранных дел стран-победительниц, двусторонние соглашения СССР по Парижскому мирному договору 1947 года со странами, воевавшими на стороне Германии. Репарационные платежи и поставки Германии в лучшем случае покрыли лишь 3-4% ущерба, нанесённого Советскому Союзу, как определила этот ущерб  Чрезвычайная Государственная Комиссия. 

 
Метки: Германия Европейский Союз Польша Израиль СССР Греция
 

 
Рейтинг: 4.7 (102)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ТОМБЕРГ

Россия не отказывается от южных газовых маршрутов, но ей нужны гарантии

...Итоги своего визита в Грецию в части газового сотрудничества с Европой В.Путин охарактеризовал в своём привычном жёстком стиле. «Мы готовы к реализации любого проекта, но нам нужны предварительные гарантии. Просто на разговоры о том, что это представляет большой взаимный интерес, мы уже не купимся, и деньги тратить на это не будем», - сказал президент РФ по итогам переговоров с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом.

29.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи