Мобильная версия Сегодня: 01.07.2016 Обновлено в 21:08 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Путин предупредил Финляндию на случай ее вступления в НАТО...

Владимир Путин: Расширение НАТО в Европе создает для России очевидную угрозу...

Россия готовится потеснить США на рынке вооружений...

Патрушев обсудил с директором разведслужбы Израиля обеспечение международной безопасности...

Конституционный суд Австрии отменил итоги президентских выборов...

Президент Чехии призвал провести референдум по членству страны в ЕС и НАТО...

В Кремле спрогнозировали «месяц интенсивных контактов» с Турцией...

ЕС официально продлил санкции против России...

Участники Группы ядерных поставщиков подтвердили поддержку ДНЯО...

ПА ОБСЕ отклонила проект резолюции России о недопустимости неонацизма...

СМИ: «Роскосмос» готовится к созданию многоразовой ракеты...

В Белоруссии началась деноминация рубля...

Источник: Экстремисты в Казахстане планировали атаку на российскую воинскую часть...

Японские истребители стали чаще подниматься на перехват китайских самолетов...

Моралес обвинил CNN в участии в заговоре против правительства Боливии...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Новороссия – Украина: полный разрыв финансовых отношений

Валентин КАТАСОНОВ | 11.11.2014 | 00:00
 

До недавнего времени Киев выражал приверженность своим обязательствам по перечислению финансовых средств из украинского бюджета в Донецкую и Луганскую области, утверждая, что эти области дотационные и без денежных трансфертов существовать не могут. На самом деле дотационность Новороссии – миф. Новороссия – донор всей Украины, но этого донора больше двадцати лет держат в чёрном теле, возвращая ему в виде трансфертов лишь часть отобранного. 

Вместе с тем Донецк и Луганск продолжали выполнять свои налоговые обязательства перед бюджетом. 7 ноября киевские власти обнародовали любопытную информацию: за девять месяцев 2014 года население и бизнес Донецкой области снизили объемы перечисления налогов и сборов. В частности, в бюджеты всех уровней поступило 16 млрд. гривен (чуть больше 1 млрд. долл.), что на 19,6% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Киев воспринял это как ЧП. Словно и нет никакой войны, власти Украины сообщили: на 1 октября текущего года «из 46 бюджетов области не выполнены показатели Минфина по доходам в 40 городах областного значения и районах региона на сумму 541,2 млн. грн.» (при нынешнем курсе гривны это эквивалентно 38,8 млн. долл.). Нетрудно вычислить, что невыполнение Донецкой областью плана по налогам, отчисляемым в Киев, за девять месяцев 2014 года составило чуть более 3 процентов. Как говорится, война войной, а налоги надо платить. И Донбасс платит! Вернее не весь Донбасс – за несколько месяцев население там полностью обнищало. Платят крупные предприятия, поставляющие свою продукции в другие регионы Украины и за рубеж. 

***

Знаковым событием в финансовых отношениях Киева и Новороссии стало заседание правительства Украины 5 ноября 2014 года. А. Яценюк, который до этого твердил, что Киев «не может бросить своих братьев на оккупированных территориях», сделал заявление противоположного характера, сообщив, что Киев полностью прекращает бюджетное финансирование всех организаций и учреждений на территории Донецкой и Луганской областей, не подконтрольных центральной власти. 

Одни оценили заявление Яценюка как месть мятежным республикам. Другие полагают, что таким образом власти Украины намереваются добиться коренного перелома в противостоянии с отколовшимися регионами. Характерно, что Яценюк не сказал о прекращении финансирования двух областей вообще. Он сказал о прекращении финансирования организаций и предприятий на территории, подконтрольной «мятежникам», поощряя тем самым их перемещение на территорию, подконтрольную вооруженным силам Украины. Значительная часть бюджетных трансфертов предназначается для выплаты пенсий и пособий. Власть заявила, что не отказывается от своих обязательств по этим социальным выплатам, но жителям «оккупированных» территорий предлагается ходить за пенсиями и пособиями…через линию фронта. Может быть, в Киеве рассчитывают, что в результате решения, принятого 5 ноября, начнется великое переселение в зону, свободную от «терроризма»? 

Впрочем, возможно, Яценюк просто пытается изыскать еще один резерв, чтобы оттянуть дефолт Украины. 

На заседании украинского Кабмина было сказано, что территории, находящиеся под контролем «террористов», требуют дотаций в расчете на год на сумму более 30 миллиардов гривен (свыше 95 миллиардов рублей), но финансировать их до тех пор, пока они не вернутся под власть Киева, не планируется. «Уберутся прочь с территории Донецкой и Луганской областей российские террористы - мы неотложно вернем контроль над территорией и выплатим персонально каждому человеку ту социальную льготу, на которую он имеет право», — заявил Яценюк. Выделение региону денег в нынешней ситуации Яценюк назвал «поддержкой российского терроризма». Приводим сводную справку, составленную на основе информации, прозвучавшей на заседании правительства Украины 5 ноября.

Масштабы дотаций из бюджета Украины Донецкой и Луганской областям

(годовой объем, млрд. долл.)

Регион

      Всего      

Неподконтрольные центральной
власти Украины территории*
Подконтрольные центральной
власти Украины территории*

Донецкая область

2,50

1,30

1,20

Луганская область

1,32

0,98

0,34

Итого

3,82

2,28

1,54

* Границы по состоянию на начало ноября 2014 года

Как видим, новация Яценюка может дать украинскому бюджету почти 2,3 млрд. долл. в год. Это сопоставимо со средним по величине траншем МВФ или той суммой, которую Украина должна заплатить «Газпрому», чтобы возобновились поставки природного газа из России. 

В акте прекращения денежных трансфертов Донецку и Луганску можно усмотреть признание Киевом де-факто новых государственных образований. Кроме того, это ускоряет создание в новых республиках своих бюджетно-налоговых систем. 

В ДНР и ЛНР такое развитие событий предвидели и понимали, что полный финансовый разрыв с Киевом неизбежен. Своим заявлением Яценюк лишь зафиксировал положение, сложившееся к середине лета, когда бюджетники и пенсионеры были брошены Киевом на произвол судьбы. Летом из Национального банка Украины (НБУ) последовала команда о закрытии управлений банка в Донецкой и Луганской областях. В начале августа НБУ дал указание украинским банкам о приостановке всех финансовых операций на территории, находящейся под контролем сторонников ДНР и ЛНР. С этого момента Новороссия осталась вообще без банков, без возможностей осуществлять безналичные платежи и расчеты, все денежное обращение основывалось лишь на наличных денежных знаках – преимущественно украинских гривнах и российских рублях. 

Еще в начале лета вице-премьер ДНР по вопросам экономики Андрей Пургин заявлял, что Донецкая республика планирует перевести под свою налоговую юрисдикцию крупные предприятия региона. В частности, ДНР хотела добиться, чтобы налоги в ее бюджет платила Донецкая железная дорога, управление которой уже было под контролем республики. Однако до последнего времени бюджет ДНР формировался на наличной основе и пока непонятно, сумеют ли в Донецке организовать безналичные платежи. Похожая ситуация и в Луганске. 

К сожалению, исполнение решений о создании своей налоговой системы в ДНР и ЛНР затянулось. Причины разные.

1. До сентября было не до экономики, мешали жаркие бои. 

2. Не было - и до сих пор нет - системы безналичных расчетов. Даже если бы предприятия хотели платить в казну ДНР и ЛНР, они не знают, как это сделать. Крупные предприятия платят налоги только безналичными деньгами, перечисляя их на счета казначейства. 

3. Крупные предприятия и не хотят платить. У них есть налаженные схемы, в том числе такие, которые предполагают вывод денег за пределы Украины. Эти схемы базируются на устоявшихся коррупционных отношениях крупных украинских предпринимателей с представителями банковской, казначейской и налоговой власти Украины. Переход к каким-то новым схемам сопряжен с риском. Что за люди у власти в Донецке и Луганске? Можно ли с ними договориться об установлении неформальных отношений?

4. Предприниматели опасаются, что их обвинят в «финансировании терроризма», а это грозит санкциями со стороны Запада. Для тех предприятий, которые выходят на мировой рынок и владельцы которых имеют фирмы и счета в офшорах, санкции - не пустой звук. 

Когда я говорю о крупных предпринимателях, я в первую очередь имею в виду Рината Ахметова, но это также Сергей Тарута, Олег Мкртчян (самый богатый армянин Украины, совладелец компании "Индустриальный союз Донбасса"), Дмитрий Фирташ и другие. 

* * *

В октябре создание собственных налоговых систем в ДНР и ЛНР всё же началось. В первой из республик этот процесс идет быстрее, там создано Министерство налогов и сборов (МНС), принято «Временное положение о налоговой системе Донецкой Народной Республики». Согласно этому документу, для юридических лиц налог определен в 20% от чистой прибыли, для физических лиц - предпринимателей - по выбору: 2,5% с валового дохода или 20% от суммы чистой прибыли. Для пассажирских перевозчиков предусмотрена упрощенная система уплаты налогов: 170 гривен в месяц для пассажирских такси и 500 гривен в месяц для маршрутных такси. Розничная торговля на рынке будет облагаться единым налогом - 150 гривен в месяц. Министр доходов и сборов ДНР Александр Тимофеев пообещал крупным производителям налоговые льготы. Поставлены задачи формирования таможенной службы и налоговой полиции. 

Однако, для того чтобы у ДНР появились свои доходы, мало создать специальное министерство, таможню и налоговую полицию. Есть более сложные проблемы. Какой валютой платить? Российскими рублями, украинскими гривнами, своей специально созданной валютой? Как осуществлять перечисление налогов в безналичной форме? Ведь пока в Новороссии циркулируют лишь наличные деньги, надо создавать свою денежно-кредитную систему. В ДНР в октябре создали свой центральный банк, который получил официальное название «Центральный республиканский банк» (ЦРБ). В начале ноября власти ДНР сообщили, что ЦРБ открыл отделения в Донецке и 10 городах. Министерство налогов и сборов предложило юридическим лицам, прошедшим перерегистрацию, открывать счета в отделениях ЦРБ. Первые налоги должны быть уплачены в казну ДНР в ноябре.

Есть, впрочем, еще более сложная проблема. Малый и средний бизнес откроет счета в ЦБР и начнет платить налоги, сомнений нет. Однако до сих пор львиная доля налогов в бюджетную систему Украины уплачивалась крупными предприятиями. Еще в начале лета власти ДНР пытались заставить Р. Ахметова и других украинских олигархов переориентировать свои налоговые отчисления с Киева на Донецк, предупреждая, что в противном случае их активы будут национализированы. Тогда, правда, у олигархов были веские отговорки: в ДНР не было своей налоговой службы и банковской системы. Сегодня ситуация меняется. Ринат Ахметов и другие оказываются «между молотом и наковальней»: если они отказываются от перечисления налогов в Донецк, они рискуют подвергнуться национализации; если они соглашаются, они попадают в чёрные списки на Западе. 

В настоящее время мы являемся свидетелями нового акта противостояния между Киевом и республиками Новороссии, когда происходит полный разрыв их финансовых отношений. Разрыв будет иметь далеко идущие последствия. 

 
Метки: Украина Новороссия
 

 
Рейтинг: 4.6 (62)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Валентин КАТАСОНОВ

Brexit и Америка

...Важный аспект проблемы «Brexit и Америка» - влияние выхода Великобритании из ЕС на исход президентских выборов в США в ноябре. Многие оценивают Brexit как победу национализма и изоляционизма над космополитизмом и интернационализмом. А именно к этому в конечном счёте и сводится противостояние двух основных претендентов на пост президента США – Дональда Трампа и Хиллари Клинтон... С этой точки зрения Brexit - ветер в паруса Трампа...

01.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи