Мобильная версия Сегодня: 29.08.2016 Обновлено в 00:01 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Число погибших ливийских военных при атаке на "ИГ" в Сирте возросло до 28...

Эрдоган обозначил цели борьбы с курдами в Сирии...

Президент Узбекистана попал в больницу...

Вице-канцлер Германии заявил о провале переговоров об «экономическом НАТО»...

Министр обороны Швейцарии: Террористическая угроза в стране возросла...

AFP: в результате турецких обстрелов позиций курдов в Сирии погибли 35 мирных жителей...

Вице-канцлер Германии дистанцировался от политики Меркель в отношении беженцев...

ВДВ и морпехи переброшены в Крым и на Кубань...

Половина жителей Германии против Меркель на посту канцлера...

Аэропорт Диярбакыра попал под ракетный обстрел...

Турция понесла первые потери в Сирии...

Мэры курортных городов Франции отказались признавать законность буркини...

СМИ: Анкара требует от Берлина дистанцироваться от резолюции о геноциде армян...

Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

О смене направления «Южного потока». С газового рынка Европы Россию не вытеснить

Дмитрий МИНИН | 08.12.2014 | 00:00
 

Объявленному в Анкаре решению России отказаться от направления газопровода «Южный поток» через Болгарию в пользу трансанатолийского маршрута предшествовало другое важное событие. В середине ноября на конференции министров энергетики стран Европы и Ближневосточного региона в Риме министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля Сильван Шалом призвал вице-президента Энергетического союза ЕС Мароша Шефковича поддержать идею строительства морского газопровода в Европу из Израиля. Трубу предлагалось протянуть от двух офшорных месторождений Тамар и Левиафан общей ресурсной мощностью в 1 трлн кубометров газа через Кипр в Италию. Как отметил министр Шалом, этот газ мог бы поставляться в Европу по «специальной цене». При этом прямо говорилось, что смысл проекта - в снижении «газовой зависимости» стран ЕС от России. 

Короче говоря, Израиль, столкнувшийся со значительными сложностями в налаживании поставок своего газа за рубеж и недостаточным ростом его внутреннего потребления, решил воспользоваться затруднениями в строительстве «Южного потока» и общей напряженностью вокруг России, чтобы перехватить часть ее традиционных рынков. 

Проект рассматривался как важный элемент общей смены направления основных поставок газа в Европу с восточного российского (широтного) на южный ближневосточный (меридиональный). Вслед за израильским должен был пойти газ из Катара и других стран Персидского залива. 4 и 5 декабря в Брюсселе итальянский министр экономического развития Федерик Гуиди уже презентовал проект своим европейским коллегам. Однако договоренности Путина с Эрдоганом в Анкаре - серьезный контрудар по этим планам.

Первоначально Израиль пытался договориться о прокладке газопровода через Турцию как гораздо более удобном и дешевом маршруте. По турецкой территории, по планам западных стратегов, после «урегулирования кризиса в Сирии» (читай: установления там лояльного Западу режима) должен был бы пойти в Европу и катарский газ. Однако турецкое руководство довольно мудро предпочло этим сомнительным прожектам нечто гораздо более надёжное.

Дело в том, что Израиль приступил к добыче газа на шельфе и уже ведет переговоры по его транспортировке, не решив с соседями ни одной юридической проблемы, связанной с принадлежностью этого газа. Палестина, Ливан, Сирия, контролируемая турками часть Кипра также предъявляют на него права. Перспективы одобрения соответствующих соглашений с Тель-Авивом всеми членами ЕС крайне сомнительны, особенно на фоне нарастающей волны признаний государственности Палестины странами Европы (это уже сделала Швеция, готовится сделать Франция). Согласившись с израильским проектом, ЕС выказал бы полное пренебрежение к международному праву и столкнулся с горой судебных исков. Анкара, стремящаяся повысить свой авторитет в регионе, также претендует на роль главного покровителя палестинцев. 

Предложенная С. Шаломом из-за скептического отношения турок к израильской инициативе (в том числе под влиянием уже проведенных ими консультаций с Москвой) морская альтернатива сухопутному турецкому маршруту  и вовсе отдает авантюризмом.  Сами израильские эксперты считают, что проект газопровода Израиль — Кипр — Греция — Италия едва ли осуществим. Взглянем на карту: речь идет о 1500-километровой трубе, которую предстоит проложить на глубине 3000 метров. Стоимость проекта предварительно оценивалась в 15 млрд долларов, но, судя по опыту других аналогичных систем, на выходе она неизбежно возросла бы в 2 – 3 раза. Это был бы самый длинный морской газопровод в мире, а его мощность могла бы составить не более 10 млрд куб. м в год - весьма скромных по сравнению с 63 млрд куб. м «Южного потока». Такая стройка не окупилась бы никогда. Все те претензии, которые европейцы предъявляли к экономическому, технологическому и экологическому обеспечению «Южного потока», к израильскому варианту могут быть отнесены втройне. А главное, не согласившись с прохождением израильского газа по своей земле, Турция тем более не заинтересована в том, чтобы газ шел в обход вдоль ее побережья. Возможности пресечь подобный маршрут у Анкары есть. Одна из них была реализована подписанием соглашения Путин – Эрдоган по доставке все тех же 63 млрд куб. м газа на греческую границу, что сделало израильскую идею бессмысленной. 

Российско-турецкие договоренности стали возможны и по причине бесперспективности поступления в обозримом будущем катарского газа через Сирию. Во-первых, несмотря на все удары, в том числе со стороны Турции, правительство Башара Асада в Дамаске устояло и доказало свою жизнеспособность. Во-вторых, если кто-то и придет ему на смену, то, скорее всего, это будут не лояльные Анкаре силы, а враждебные ей радикалы-исламисты. Более того, перестав рассчитывать на газ из Персидского залива, Турция неизбежно утратит и интерес к смене режима в Сирии. Это ещё одно важное следствие соглашения Путин – Эрдоган.

Упрямство, с каким Евросоюз блокировал «Южный поток», против Евросоюза же и обернулось, позволив Москве радикальным способом решить непростую головоломку с широтными и меридиональными газопоставками. 

Не просматриваются серьезные альтернативы российскому газу и с Востока. Еще в 2013 году был похоронен проект «Набукко». Разговоры о возможном поступлении в Европу газа из Ирана так и остаются разговорами. Менять «зависимость» от Москвы на такую же от Тегерана никто в ЕС особенно не жаждет. Единственно реальным источником поступления в Европу нероссийского газа по турецкому маршруту является строящийся газопровод с азербайджанского месторождения Шах-Дениз - 2  в Италию (ТАР). Однако состязаться с российскими потоками он не сможет из-за ограниченной мощности 10 млрд куб. м и достаточно скудной ресурсной базы. Запасы Шах-Дениз - 2  уже неоднократно пересматривались в сторону понижения. ТАР - скорее конкурент израильскому проекту, поскольку оба должны заканчиваться примерно в одной точке в южной Италии, к тому же итальянцам сначала надо будет переварить азербайджанский газ. Кроме того, задача оптимизации расходов может привести к тому, что российский и азербайджанский газ на каком-то этапе к обоюдной выгоде сольется в одной трубе в центре Анатолии. 

Если учесть, что из-за снижения мировых цен на нефть все громко объявленные проекты переброски в Европу дорогостоящего сланцевого газа из США, по сути, банкротились, то ясно, что в обозримом будущем альтернативы российскому газу на европейском рынке не просматривается. 

Значат ли достигнутые в Анкаре договоренности, что «Южный поток» умер? В прежнем виде – да! Если даже Россия и вернется к нему, то теперь уже только на своих условиях. Пока же есть смысл сосредоточиться на изучении перспектив нового проекта. Многие эксперты полагают, что доведение трансанатолийского маршрута до Греции требует логического продолжения. Только за него Евросоюзу, как он и добивался, придется платить самому. И если в Брюсселе захотят оптимизировать расходы, а страны-члены ЕС будут этого требовать, то дальше через Грецию и Македонию в Сербию, Венгрию и Австрию газ пойдет по тому пути, который был ранее запланирован и где уже проделана определенная работа. Маршрут станет длиннее, но дополнительных средств не потребует, благодаря отказу от более дорогого в строительстве и эксплуатации морского участка.

Вне игры останется только Болгария,  несамостоятельность которой стала главной причиной отказа от «Южного потока»

На фоне полной деградации болгарской экономики страна теряет вдвойне: и недополученные инвестиции (3 млрд евро), и прибыль от платы за транзит (450 млн евро в год); эти деньги получат теперь соседи Болгарии, усилив  свои позиции в региональной конкуренции. Увы, руководство этой дружественной России страны поступает так не первый раз. 

И если есть в Евросоюзе свои кандидаты на очередную «весну», то Болгария, куда это время года приходит довольно рано, - один из первых кандидатов.

 
Метки: Европейский Союз Турция Израиль Россия Ближний Восток
 

 
Рейтинг: 4.8 (126)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Нил НИКАНДРОВ

О политике Ирана в Латинской Америке

Визит министра иностранных дел Ирана Мохамеда Джавада Зарифа в Латинскую Америку многие назвали «началом новой главы» в отношениях между Ираном и странами этого континента. За шесть дней (21-27 августа) глава иранской дипломатии посетил Кубу, Никарагуа, Эквадор, Чили, Боливию и Венесуэлу... Выпадов по адресу США Джавад Зариф во время поездки старался избегать, но в целом иранская дипломатия следует установке аятоллы Али Хаменеи: «Было бы неправильно считать, что мы можем достичь компромисса с Соединёнными Штатами, поскольку главный предмет нашего спора – само существование Исламской Республики Иран, а этот вопрос не может быть решён за столом переговоров».

28.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Курдская рабочая партия Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Дмитрий МИНИН


все статьи