«Южный поток» 2.0»: энергетические войны продолжаются (I)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Решение России остановить реализацию «Южного потока» станет на ближайшие годы решающим фактором развития ситуации в энергетике не только Европы, но и всего Евразийского континента. 

По сути, мы имеем дело с энергетической войной, развязанной Соединёнными Штатами и проамериканским руководством Европейского союза. Именно в таком ключе следует рассматривать публикации, появившиеся в начале декабря на страницах западных СМИ и напичканные шпионскими клише времен холодной войны.

Тон задала лондонская The Financial Times, которая обнаружила «руку Москвы» в сердце Европейского союза. По мнению газеты, массовые демонстрации протеста против разработки в Европе месторождений сланцевого газа, прокатившиеся по странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 2012-2013 годах, были проплачены Россией, а точнее компанией «Газпром». С аналогичными утверждениями синхронно выступила The New York Times. Авторы публикаций даже называют конкретные суммы, якобы потраченные российской стороной, но при этом признают, что доказательств того, о чём они пишут,  спецслужбам стран ЦВЕ получить не удалось.

Внимание западных СМИ привлекли, в частности, демонстрации, вынудившие свернуть свою деятельность в Болгарии, Румынии и Литве американскую компанию Chevron. Эти протесты действительно носили массовый характер и заставили болгарское и румынское правительства расторгнуть соглашения с американской нефтяной компанией на разработку сланцевых месторождений. В Литве ситуация развивалась несколько по-иному. Там эксперты Chevron отказались выполнять налоговые требования литовской стороны, а также профинансировать развитие районов, в которых предполагалось проведение экологически опасных работ.

До этого в Польше американская компания ExxonMobil также свернула все свои сланцевые проекты по причине их неэффективности. Финансовая несостоятельность проектов плюс создававшаяся ими экологическая угроза – вот что на самом деле привело к плачевному для американцев результату в указанных странах. Однако на Западе решили предложить другую версию потери американскими компаниями значительного сегмента рынка, объявив протесты против сланцевых проектов в Болгарии делом рук российской агентуры. Те же пророссийские элементы организовали отставку в 2013 году болгарского кабинета Бойко Борисова, для чего профинансировали крайне правую партию АТАКА. Правда, конкретной причиной антиправительственных демонстраций стало тогда повышение коммунальных платежей, но, надо полагать, и это тоже оплатила Россия. Общая сумма поступивших платежей в Болгарию, по версии западных СМИ, составила не менее 20 млн долларов.

В Румынии также не обошлось без «руки Москвы». Как утверждает The New York Times, к «неожиданно хорошо профинансированным и организованным протестам» против сланцевых проектов в этой стране был причастен «Газпром». Опять же в румынских спецслужбах признают, что у них нет ни одного документа о причастности российской стороны к «антисланцевым» протестам. Нет таких документов и у румынского парламентского комитета по делам промышленности, но там говорят, что «Газпром» якобы потратил 82 млн долларов на организацию кампании против «сланцевой революции» в Европе. Уточнить, откуда берутся эти цифры, никто не в состоянии.

Неудивительно, что сами «получатели» российских миллионов категорически отвергают подобные обвинения. В руководстве болгарской партии АТАКА подчеркивают, что она полностью финансируется за счет государственных субсидий в рамках национального законодательства. Что же касается самих лидеров антисланцевых протестов, то они видят в происходящем попытку любой ценой продвинуть интересы американских энергетических компаний.

Что характерно: протесты в Болгарии, Румынии и Литве разворачивались в 2012-2013 годах, но о «руке Москвы» заговорили только сейчас – в разгар обострившихся дискуссий по проблемам энергобезопасности Европы и американским сланцевым проектам, которые в условиях падения цен на нефть становятся ещё менее рентабельными. 

В самих США тоже укрепляются позиции противников так называемой сланцевой революции. Как указывает Frankfurter Allgemeine Zeitung, «одним из самых примечательных результатов» американской избирательной кампании в начале ноября стали итоги проведенного в техасском городе Дентон референдума по поводу добычи сланцевого газа методом фрекинга – гидроразрыва пластов с применением химикатов, который американские компании навязывают и Европе. Большинство участников – 59% - проголосовали за запрет данного метода как наносящего значительный вред окружающей среде. Дентон расположен всего в 45 минутах езды от офиса крупнейшего американского нефтяного концерна ExxonMobil. Это район крупнейшего месторождения сланцевого газа США - Барнетт Шейл, где в 1981 году и началась сланцевая революция». Там находятся 280 действующих скважин. [3]

Так что «антисланцевый» прецедент создан очень сильный. Следуя логике The Financial Times и The New York Times, противников добычи сланцевого газа в Техасе, несомненно, тоже профинансировала Россия.

Тем временем подписанный в Москве межправительственный договор о поставках российской нефти в Словакию на период до 2029 года открыл новую страницу в сотрудничестве России и государств ЦВЕ. Невзирая на кажущуюся неблагоприятной конъюнктуру на мировом нефтяном рынке, Москва и Братислава сделали важный шаг в деле совместного обеспечения энергобезопасности Европы.

Свои подписи под документом поставили министр энергетики России Александр Новак и министр экономики Словакии Павол Павлис. «У нас нет повода не доверять нашему российскому партнеру, который всегда выполнял принятые на себя обязательства» и является «стабильным, долгосрочным поставщиком, с которым мы хорошо сотрудничаем», так прокомментировали подписание договора с Россией в Министерстве экономики Словакии. В министерстве убеждены, что поставки российской нефти «крайне важны» для словацкой стороны, в том числе и с производственно-технологической точки зрения: «Оборудование на наших нефтеперерабатывающих заводах приспособлено к химико-техническому составу российской нефти. Так что если бы мы вдруг решили экспортировать нефть еще откуда-то, то понадобилось бы изменение технологического процесса на наших заводах».

Сотрудничество России и Словакии в энергетической области действительно имеет прочную основу. Предыдущий аналогичный договор между ними был заключен еще в 1991 году.  Он также носил долгосрочный характер и за все это время ни у России, ни у Словакии не возникло причин не доверять друг другу. Положения нового договора расширяют параметры двустороннего сотрудничества. Они предусматривают определенное увеличение объемов поставок российской нефти и предназначенных для самой Словакии, и идущих через нее транзитом в другие страны-члены ЕС. Для обеих категорий поставок устанавливается годовой объем в 6 млн тонн. По итогам 2013 года поставки нефти из России в Словакию по нефтепроводу «Дружба» составили 5,8 млн тонн.  Стороны договорились, что при наличии технической возможности и заключенных контрактов между хозяйствующими субъектами объемы транзита могут превысить 6 млн тонн нефти в год.

Заключение таких долгосрочных договоров в сфере энергетики неизбежно поднимает два вопроса: о ресурсной базе и возможных колебаниях цены на нефть. В том, что касается перспективных источников поставок в Словакию и другие страны ЕС, то они гарантированы запасами нефти в России. Что же касается колебаний цен на нефть, то, как показывает практика, они носят циклический характер. К примеру, если пересчитать эти цены по современному курсу доллара, то окажется, что они составляли 100-110 долларов за баррель не только совсем недавно, но и в начале 1980-х, и даже в 1860-е годы. Соответственно, и падения цен на протяжении всего этого полуторавекового периода рынок успешно отыгрывал.

Обоснованность долгосрочных контрактов на поставку российской нефти в Европу подтверждают и независимые аналитики. Так, эксперты британской компании BP подсчитали, что к 2035 году добыча нефти в России вырастет до 548 млн тонн в год (сейчас – порядка 520 млн). Возрастет в России и добыча газа до 807 млрд кубометров в год (в настоящее время - около 672 млрд кубометров).

Европейские участники газового рынка ищут пути расширения энергетического сотрудничества с Россией, несмотря на саботаж их устремлений со стороны Еврокомиссии. Оператор газотранспортной системы Словакии компания Eustream планирует построить газопровод от Словакии до болгаро-турецкой границы, то есть спешит подключиться к новой схеме транспортировки российского газа в Европу через Турцию. Это первое конкретное следствие пересмотра планов строительства «Южного потока»...

(Окончание следует)
 
[1] The Financial Times, 01.12.2014
[2] The New York Times, 01.12.2014
[3] Frankfurter Allgemeine Zeitung, 06.11.104