Мобильная версия Сегодня: 31.07.2016 Обновлено в 00:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    «Украина в огне»: новое разоблачение  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
СМИ: террористы препятствуют эвакуации жителей из восточных районов Алеппо...

В рамках реформы армии в Турции закроют все военные училища...

В Ереване снайпер застрелил полицейского...

Власти Сирии заявили о расколе среди боевиков в Алеппо...

СМИ: Турция закрыла границу для боевиков «Свободной сирийской армии»...

Владимир Путин прибыл в Словению...

СНБ Армении выдвинула ультиматум захватившим территорию полка полиции...

Глава ЦРУ усомнился в перспективах существования Сирии как единой страны...

Десятки боевиков в Алеппо сдались...

В Горловке ежедневно фиксируют бои на линии соприкосновения...

СМИ: делегация группировки "Талибан" посетила Китай...

ФСБ обнаружила вредоносные программы на компьютерах российских организаций...

В Турции начались спецоперации против террористов "ИГ"...

Россия перебросила в Сирию самолёт комплексной разведки...

Дамаск осудил авиаудары коалиции США, влекущие гибель мирных жителей...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА

Почему США не идут на урегулирование проблемы иранского атома

Николай БОБКИН | 15.12.2014 | 00:00
 

Приближается очередной раунд переговоров между «шестёркой» и Ираном. Очередная встреча на уровне политических директоров пройдёт 17 декабря в Женеве. Заместитель министра иностранных дел ИРИ Сейед Аббас Аракчи заявил, что стороны в первую очередь проведут двусторонние консультации, имея в виду продолжение прямого диалога с американцами. Действительно, интрига переговоров связана в первую очередь с противостоянием США и Ирана, использующих «шестёрку» для выяснения своих отношений. 

Американо-иранское противостояние является главным препятствием на пути к успеху переговоров по иранской ядерной программе. Заявление Биньямина Нетаньяху о том, что Израиль сыграл «критическую роль» в срыве урегулирования проблемы иранского атома, указывает лишь на одну из причин неготовности американцев к результативному завершению переговоров, но есть и иные причины. Израиль, как и другой противник соглашения с Ираном - Саудовская Аравия, действует из-за кулис и не входит в шестёрку международных посредников. Вашингтон мог бы проигнорировать мнение своих союзников, но не делает это по соображениям, в которых ядерная программа Тегерана на самом деле не играет главной роли.

Давление США на Иран нужно рассматривать как часть более обширной стратегии. До сих пор непримиримая позиция Ирана была в известной мере выгодна Вашингтону. Иранская ядерная программа беспокоила многие страны, что позволяло Соединенным Штатам использовать это как предлог для наращивания давления на Исламскую Республику в своих интересах, среди которых всегда было стремление к смене режима в Иране. Кроме того, враждебность Тегерана давала Вашингтону большие преимущества в отношениях с Израилем и монархиями Персидского залива, всегда опасавшимися усиления Ирана. Кроме того, иранская ядерная программа использовалась американцами для прикрытия планов развёртывания глобальной ПРО по периметру российских границ в Европе. Теперь, когда Иран последовательно идёт к закрытию своего ядерного досье и перестает быть носителем ядерной угрозы, американская стратегия на Ближнем Востоке рушится на глазах.

Противостояние США - Иран, длящееся с 1979 года, сегодня перестало быть лишь фактом их двусторонних отношений. Ближний Восток переживает большие перемены и в Вашингтоне понимают, что уже не могут брать на себя всю ответственность за происходящее в этом регионе. Администрация президента Обамы вынуждена признать, что отсутствие у США отношений с Ираном является серьезным стратегическим изъяном. Во всяком случае, враждебные отношения с Тегераном перестали работать на ту систему регионального баланса сил, которую американцы когда-то выстроили. 

Египет от США дистанцировался, впервые за долгие годы пошел на налаживание военно-технического сотрудничества с Россией. В Сирии замыслы Вашингтона на скорое отстранение от власти союзного Ирану режима Башара Асада провалились, а совместные действия Москвы и Тегерана сорвали в 2013 году военную операцию против Дамаска. Турция не поддержала нефтяное эмбарго против Ирана, а еще раньше в 2010 году голосовала в Совбезе ООН против введения антииранских санкций (резолюция 1929). Анкара вопреки ожиданиям Белого дома идти на конфронтацию со своим восточным соседом не желает, членство Турции в НАТО – ещё не гарантия её атлантической солидарности с Америкой. Война в Ираке стоила США миллиарды долларов и унесла тысячи жизней американцев, но свержение Саддама лишь укрепило позиции Тегерана. Обеспечить мир в Афганистане оказалось также невозможным без иранского участия. 

Не случайно администрация Обамы начала проявлять заинтересованность в выходе из замкнутого круга враждебности в отношениях с Ираном. Переговоры «шестёрки» по иранской ядерной программе стали для Вашингтона удобной площадкой для начала торга с иранцами. На этой площадке ирано-американские контакты не вызывают резкого неприятия у оппонентов Обамы и его коллеги Роухани, а, кроме того, видятся на данный момент безальтернативными. Вместе с тем американские переговорщики настойчиво пытаются поставить перед иранцами на ядерных переговорах и многие другие вопросы, что, как убеждены в Тегеране, тормозит дело. Главным препятствием к подписанию окончательного соглашения иранцы называют не связанные напрямую с ядерной программой «чрезмерные требования» со стороны США.

Так, Вашингтон продолжает настаивать на том, чтобы соглашение «шестёрки» и Ирана по ядерному урегулированию коснулось и ракетной программы Тегерана. Замгоссекретаря США Уэнди Шерман, оправдывая это требование, апеллирует к резолюции 1929 СБ ООН. Эта резолюция была принята 9 июня 2010 года, когда Иран отказывался свернуть работы по обогащению урана. Сейчас ситуация поменялась: речь идет теперь о достижении соглашения, гарантирующего исключительно мирный характер иранской ядерной программы. В качестве основного контролирующего органа иранцы рассматривают МАГАТЭ и активно сотрудничают с этой организацией, имеющей мандат ООН. 

Позиция Тегерана находит поддержку Москвы. Россия неизменно подчеркивает право Ирана на использование мирной атомной энергии. Недавно было подписано новое российско-иранское соглашение о сотрудничестве в области мирного атома и заключен контракт на строительство второго и третьего энергоблоков АЭС в Бушере. Эти проекты показывают доверие России к намерениям Ирана гарантировать мирный характер своих ядерных программ. 

Россия выступает за нормализацию американо-иранских отношений, не стремясь строить стратегическое партнерство с ИРИ на антиамериканской основе. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил об этом прямо: «На наш взгляд, полномасштабный политический диалог между Тегераном и Вашингтоном, в том числе по вопросам региональной безопасности, давно назрел. Убеждены, что оздоровление отношений между двумя государствами пошло бы на пользу стабильности на Ближнем Востоке и за его пределами…» 

Высказывались опасения, что Иран, в случае если Россия будет помогать нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном, может пожертвовать своими добрыми отношениями с Москвой. На наш взгляд, опасения безосновательные. Исламская Республика никогда не согласится на роль американского вассала, а равноправного партнерства с Вашингтоном у Тегерана быть не может – американские правила игры это исключают. В то же время выход из международной изоляции сделает Иран еще более влиятельной региональной державой, и, учитывая соотношение сил на Ближнем Востоке, это в интересах России. Отношения Москвы с Тегераном строятся на взаимной заинтересованности в тесном сотрудничестве, имеют положительную динамику, а в последнее время дополняются просто грандиозными планами расширения торгово-экономического сотрудничества. На рассмотрении находится совместные проекты общей стоимостью 70 миллиардов долларов. 

 
Метки: США Иран Израиль МАГАТЭ Ближний Восток ПРО
 

 
Рейтинг: 5.0 (17)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Юрий РУБЦОВ

Взаимосвязь СНВ и ПРО не разорвать

Недавняя информация в The Washington Post... обозначила реально существующую и носящую весьма острый характер проблему. Сокращение арсеналов ядерного оружия и ограничение его качественного совершенствования – настоятельны, но пути достижения этой цели не столь однозначны, как, например, в 1960-1970-е годы. С тех пор вступили в действие новые факторы, и как раз их игнорирование Соединенными Штатами и их союзниками не позволяет рассчитывать на автоматическое согласие России и далее идти по пути сокращения СЯС...

31.07.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Николай БОБКИН


все статьи