Украинский кризис и система международной безопасности (II)

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Часть I

Практически незамеченной в международных кругах осталась в эти дни примечательная дата: 95 лет назад – 10 января 1920 года - вступил в силу Устав Лиги Наций, предшественницы ООН. Лига Наций стала первой всемирной организацией, провозгласившей своей целью поддержание всеобщего мира и развитие международного сотрудничества. В преамбуле Устава говорилось, что «Высокие Договаривающиеся Стороны» считают необходимым в целях развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности «принять некоторые обязательства не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств, установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые Договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов…» 

Статья 10 документа провозглашала принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран-членов Лиги Наций. Эта статья натолкнулась на жесткую оппозицию США, которые в итоге так и не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов.

Вследствие своекорыстной позиции западных держав Лига Наций оказалась неспособной предотвратить возникновение нового общемирового военного пожара. Последняя Ассамблея Лиги Наций была созвана 8 апреля 1946 года в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в ООН, разделили резервный фонд Лиги, передали в распоряжение своей преемницы Дворец Наций с библиотекой и архивом. А 18 апреля 1946 года Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций. 

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий ООН удавалось играть ведущую роль в поддержании всеобщего мира и урегулировании региональных конфликтов. Согласно докладу, обнародованному в 2005 году американской корпорацией RAND, ООН оказалась успешной в двух третях миротворческих операций. Если же говорить об операциях, связанных с образованием новых государств, то здесь  эффективность усилий ООН еще выше – семь из восьми случаев, в то время как США, подсчитали в RAND, могут записать себе в актив лишь четыре удачные «попытки» из восьми.

Однако в последнее десятилетие кризис миротворчества ООН стал едва ли не более заметным, чем кризис Лиги Наций в 1930-х годах. Неспособность ООН реагировать на вызовы миру и безопасности связана с рядом факторов, и один из ключевых - углубляющийся раскол между ведущими державами – членами ООН. 

Последний пример - противоречивое голосование в Совете Безопасности ООН в конце 2014 года по резолюции о создании Палестинского государства. В то время как Франция высказалась в поддержку документа, предусматривающего, в частности, возвращение Израиля к границам 1967 года, Великобритания предпочла воздержаться. Позиция Лондона по данному вопросу является отражением позиции Вашингтона, демонстрирующего исключительную непоследовательность. Так, в сентябре 2010 года президент Барак Обама потребовал «скорейшего формирования нового государства в границах 1967 года с несколькими незначительными изменениями», но это не помешало Соединённым Штатам в декабре 2014 года наложить вето на соответствующую резолюцию СБ ООН.

Стоит ли удивляться после этого, что ни ООН, ни Евросоюз как организации не способны дать оценку, адекватную тому, что происходит на Украине? 

ООН фактически самоустранилась от урегулирования ключевых региональных проблем, передав эти функции НАТО, Европейскому союзу и другим организациям. В Вашингтоне и западноевропейских столицах существуют программы «переформатирования» обширных территорий постсоветского пространства, Балкан, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока на выгодных Западу условиях. Роль же ООН фактически свелась к проведению общих дискуссий и выступлению с общими декларациями.

Поэтому, как резонно отмечает The New York Times, «Китай и Россия все чаще сообща противостоят шагам, которые понимают как попытки Запада с помощью санкций «завизировать в ООН» смену правящих режимов на прозападные». [1] 

Кризис миротворческой роли ООН проявляется в последние годы и в том, что эта всемирная организация предоставляет политическое прикрытие многочисленным международным неправительственным организациям, действующим в конфликтных районах и выражающим интересы американских и западноевропейских структур. Среди них особо выделяются Фонд Сороса, «Международная кризисная группа», МПРИ, «Фридом хаус», «Дайнкорп» и ряд других. ООН не только передает полномочия подобным организациям, но и приглашает все страны оказывать им всестороннее содействие. В результате роль всевозможных НПО заметно возрастает за счет соответствующего сокращения полномочий самой ООН.

Анализ глубоких причин кризиса миротворчества ООН затемняется юридически безграмотными и политически провокационными спекуляциями по поводу «реформы» всемирной организации. Наибольшую активность здесь проявляет Украина, а главным объектом её нападок стало право вето постоянных членов Совета Безопасности ООН, исключающее диктат «глобальной сверхдержавы». П.Порошенко призвал лишить Россию права вето в Совбезе, а представитель Украины в ООН распространяет призывы «консолидировать позиции государств-членов ООН» вокруг требования «немедленной реформы» Совета Безопасности. Допустит ли мировое сообщество, чтобы организацию, в структуре и принципах которой зафиксирован один из важнейших итогов Второй мировой войны, постигла печальная участь канувшей в небытие Лиги Наций?

[1] The New York Times, 05.10.2011.