Идеология расширения Евросоюза: Гуннар Виганд, Ален Лё Руа, Федерика Могерини

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В разветвлённом центральном аппарате Европейской внешнеполитической службы, которая выполняет функции министерства иностранных дел Европейского союза, 58-летний директор департамента по делам России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ немец Гуннар Виганд – формально чиновник не первого и даже не второго ранга. Однако именно он отвечает за разработку и реализацию политики Евросоюза в отношении России и других постсоветских стран, а следовательно – за резкое ухудшение отношений между Брюсселем и Москвой в последние месяцы. 

Выступая в Минске, Ереване, Киеве, Кишинёве, где Виганд бывает регулярно, он уверенно произносит: «Европейский союз считает…» Основания говорить от имени Евросоюза у этого внешне скромного чиновника есть. Когда, например, в январе 2013 года на встрече с премьер-министром Молдавии В.Филатом Виганд сообщил, что «имеются все предпосылки», чтобы Молдавия первой среди стран «Восточного партнерства» заключила соглашение об ассоциации с ЕС», то через 10 месяцев на Вильнюсском саммите всё именно так и произошло. А в мае 2014 года президент Молдовы Николае Тимофти уже награждал Гуннара Виганда орденом Ordinul de Onoare – «в знак высокого признания особых заслуг в активизации процесса интеграции Республики Молдова в европейские структуры». 

В Вильнюсе аналогичное соглашение об ассоциации с Евросоюзом заключила и Грузия. Оба эти документа – с Молдовой и Грузией - парафировал опять же Гуннар Виганд, и только после этого на них появилась подпись тогдашнего Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

В январские дни 2014 года, когда в Киеве зрел переворот, Гуннар Виганд вместе со Штефаном Фюле вёл переговоры с ещё не ведавшим своей судьбы президентом Украины Виктором Януковичем. После переворота кризис на Украине стал набирать обороты, а Виганд переключился на работу с постсоветскими странами на других региональных направлениях: договаривался с администрацией президента Белоруссии Александра Лукашенко «не только об экономическом, но и о политическом сотрудничестве»; будучи сопредседателем Комитета по сотрудничеству Армения — ЕС, вёл заседания этого комитета; возглавлял делегацию Европейского союза на переговорах с Казахстаном; отметился в качестве главы делегации Европейского союза на очередном заседании Комитета сотрудничества Узбекистан - ЕС в Ташкенте.

Отвечая за отношения ЕС с группой шести постсоветских государств, объединённых Брюсселем в «буферную» группу «Восточное партнёрство» (Украина, Молдавия, Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия), Виганд занимался разработкой ультимативных предложений этим странам заключить соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли с ЕС, исключающие экономическую интеграцию с Россией. 

У Виганда основательная подготовка. Его знание международной политики заметно превосходит тот опыт, какой успела прибрести в этой области его нынешний шеф Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини (вступила в эту должность 1 ноября 2014 года). После службы в военно-воздушных силах бундесвера Виганд изучал право, политические науки, международные отношения в Боннском, Гамбургском, Болонском университетах, в Школе продвинутых международных исследований им. Пола Нитце при Университете Джона Гопкинса (Вашингтон). Во внешнеполитических структурах ЕС Виганд работает уже четверть века, при этом он курировал в исполнительных органах Евросоюза такие разные сферы внешнеполитической деятельности, как техническая помощь возникшим на месте СССР новым независимым государствам по программе TACIS; отношения с Соединёнными Штатами и Канадой; отношения с Россией; программа «Северное измерение»; ядерная безопасность. 

Департамент, отвечающий за политику ЕС в отношении России и других постсоветских стран, Виганд возглавляет последние 8 лет. Так что когда Федерика Могерини, которая в свои 41 год не имеет достаточного дипломатического опыта, буквально на следующий день после избрания её Верховным представителем оглушила публику своим интервью газете Corriere della Sera, в котором она заявила, что «Россия больше не является стратегическим партнером ЕС», что «Путин никогда не уважал и не желал выполнять обязательства», что он «поддерживал сепаратистов, особенно в ситуации с малайзийским авиалайнером», что «Евросоюз продолжит вводить санкции против России, так как альтернативы этому нет», то возникли предположения, что текст этих вызывающих высказываний редактировал многоопытный Виганд. 

В последующем тон заявлений Могерини по адресу России только ужесточался: «Мы должны ответить наиболее жестким образом. Обстановка становится все драматичнее. Речь идет об агрессии, и санкции — это часть нашей политической стратегии» (3 сентября). «Я считаю, что ЕС должен приложить все усилия, чтобы не допустить создания сухопутного коридора между Крымом и остальной территорией России» (7 октября).

7 января 2015 г. Федерика Могерини назначила новым генеральным секретарем Европейской внешнеполитической службы французского дипломата Алена Лё Руа. Он известен, в частности, тем, что в 2008 г. возглавлял французскую группу по созданию Средиземноморского союза; эту идею Николя Саркози успешно торпедировал тогда Берлин: Ангеле Меркель пришлась не по вкусу попытка учредить «эксклюзивный французский клуб». Однако сейчас, когда всё происходящее в отношениях между ЕС и Россией Брюссель рассматривает «в контексте конфликта на Украине», определяющим в выборе Лё Руа на пост главы Европейской внешнеполитической службы представляется другой факт его биографии. Весной 2011 года, в разгар агрессии западных держав против Ливии, Ален Лё Руа, будучи тогда заместителем Генерального секретаря ООН по миротворческим операциям, обеспечивал дипломатическое прикрытие вторжения французских войск в бывшую французскую колонию Кот-д’Ивуар и свержение законного президента этой страны Лорана Гбагбо под флагом «миротворческой» миссии ООН. Комментируя отличие событий 2011 года в Кот-д’Ивуаре от всего, что мир видел ранее, известный российский специалист по международному праву Александр Мезяев писал: «Колониальные захваты и государственные перевороты, производимые иностранными вооружёнными силами, были и раньше, но раньше они осуществлялись в нарушение международного права. Агрессор не мог рассчитывать на поддержку СБ ООН, несущего главную ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Раньше агрессии происходили без решений ООН, что подчёркивало их преступность. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Агрессии происходят на основании международного права. Регресс поразительно стремителен: если агрессия против Ливии была осуществлена с одобрения ООН, то агрессия против Кот-д’Ивуара - силами самой ООН». 

* * *

Сегодня Генри Киссинджеру впору снова задать свой сакраментальный вопрос: «Кому мне звонить, если я хочу поговорить с Европой?» (Who do I call if I want to call Europe?). 

В самом деле, кому звонить, если надо прояснить, чего всё-таки добивается Брюссель, нагнетая антироссийскую риторику? Федерике Могерини, которая, едва освоившись на новом посту, делает мелодраматические заявления, вроде этого: «…присоединение Крыма к Российской Федерации нами не будет признано никогда. Ни в этом году, ни в этом десятилетии. И даже в этом веке и в этом тысячелетии этого не произойдёт…»? Или новоназначенному Лё Руа, который до официального вступления его 1 марта в должность генерального секретаря Европейской дипломатической службы играет роль специального советника Могерини? Или Виганду, повторяющему раз за разом, что «Россия незаконно аннексировала Крым и Севастополь и дестабилизировала ситуацию на востоке Украины»? 

Пока Европа мыслит такими категориями, как эти чиновники, продуктивного разговора с ней в плане налаживания отношений Россия – ЕС не получится. Ибо события на Украине являются результатом системного международного кризиса, обусловленного таким комплексом причин, как дестабилизирующее европейскую безопасность расширение НАТО на восток, создание угрожающих России элементов системы ПРО США в Европе, агрессивное продвижение Евросоюзом концепции «Восточного соседства». Устранить эти причины и значило бы найти выход из кризиса. Другого пути нет.