Военное соглашение России и Ирана - шаг навстречу стратегическому партнёрству

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Россия и Иран заключили соглашение о военном сотрудничестве. Подписано первое в многовековой истории российско-иранских отношений военное соглашение межправительственного уровня. Достигнута договоренность об увеличении практической составляющей во взаимодействии военных ведомств России и Ирана. Российские и иранские военные будут расширять обмен делегациями, проводить штабные учения, совместно готовить военные кадры, координировать свою борьбу с терроризмом, взаимодействовать в осуществлении миротворческой деятельности. Все это зафиксировано в полноценном соглашении, а не в очередном меморандуме о намерениях, которые иранская сторона всегда легко подписывает, справедливо полагая, что реализация намеченного не имеет обязательного юридического характера. Такие примеры в торгово-экономическом сотрудничестве России и Ирана даже за два года президентства Хасана Роухани уже были. 

К примеру, 5 августа 2014 года в Москве был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран. Его срок действия составляет пять лет. Это так называемая сделка «нефть в обмен на товары». Цена контракта оценивалась в 20 млрд. долларов, ожидался прорыв во взаимной торговле. Американские угрозы в адрес Москвы не стали для России препятствием к заключению соглашения. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в связи с этим заявил: «США на всё, что делает Россия, грозятся наложить санкции. Это не является сдерживающим фактором». Россия готова к участию в строительстве и реконструкции генерирующих мощностей Ирана, к сотрудничеству в иранском нефтегазовом комплексе, к поставкам машин и оборудования, однако результатов пока нет. 

Сейчас широко обсуждается тема поставок иранской сельхозпродукции на российские рынки. Намерений и здесь очень много, а дел мало. Иранские аграрии, похоже, смирились с тем, что фрукты и овощи их урожая 2014 года в Россию так и не попадут. Вопросы, связанные с таможней, стандартами, страхованием и упрощенным режимом выдачи виз до сих пор не нашли окончательного юридического оформления. Процесс решения этих вопросов обеими сторонами напоминает больше бег на месте, чем уверенное движение вперёд. А ведь пока чиновники не достигнут окончательных результатов, не продвинутся и переговоры деловых кругов обеих стран. Цена рисков слишком высока, чтобы бизнес решился приступать к заключению и выполнению контрактов по поставкам в Россию иранского продовольствия. Крупные компании обеих стран, связанные с государством, избегают любых рисков и не спешат с воплощением в жизнь имеющихся намерений и в нефтегазовой сфере.

Так что в общем контексте российско-иранских отношений драматизировать ситуацию с нерешённым вопросом о поставках С-300 оснований нет. В данном случае иранский судебный иск представляется скорее инструментом коммерческого нажима. Истцом со стороны Ирана выступает иранская госкомпания Aerospace Industries Organization, а ответчиком «Рособоронэкспорт». По своей сути это спор хозяйствующих субъектов, рассматриваемый в судебном порядке в международной инстанции. 

Конечно, было бы логичнее для иранцев отозвать иск и снять претензии по С-300, заключив новый контракт, в котором будут учтены все финансовые и технические нюансы, согласованные специалистами обеих стран. Хотя и здесь обе стороны не торопятся, санкции ООН, ограничивающие военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Ираном, пока не сняты. Речь не идет об американских односторонних запретах, решение о приостановке выполнения контракта Россией было принято в рамках требований резолюции Совета Безопасности ООН № 1929 от 9 июня 2010. Документом предусмотрен запрет на поставки в Иран широкой номенклатуры вооружений и боевой техники, в том числе ракет и ракетных систем. Резолюция призывает все страны демонстрировать осторожность и сдержанность в продаже любых вооружений Ирану. Так сейчас ведет себя не только Москва, но и другой традиционный партнер ИРИ в сфере ВТС - Китай, успешно занимающийся экспортом вооружений по всему миру, но не рискующий идти против решения ООН, которое Пекин поддержал в свое время, как и Москва.

Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что министры обороны России и Ирана обсуждали в Тегеране пути устранения разногласий по поставкам С-300 и перспективы ВТС в целом. Напомним, что активизация российско-египетского военно-технического сотрудничества началась после визита в Египет Сергея Шойгу в ноябре 2013 года. И только в феврале 2014-го стало известно, что Москва и Каир подписали оружейные контракты на сумму более 3,5 миллиарда долларов, включая поставки вертолетов, самолетов и средства ПВО (детали соглашений не раскрываются до сих пор). Российские системы ПВО по вновь заключенным контрактам в Египте уже появились, западные наблюдатели фиксировали, например, использование на учениях египетской армии ЗРК «Бук-М2».

Военно-техническое сотрудничество вообще не терпит суеты и громких заявлений. Заключению многомиллиардных сделок часто предшествует здесь многолетняя работа, и очень многое зависит от конкретной международной обстановки. Военные ведомства России и Ирана могут и не видеть смысла в том, чтобы преждевременно объявлять о подготовке к возобновлению полномасштабного ВТС. Тем более что Иран по-прежнему заинтересован в приобретении у России новой военной техники, включая системы ПВО типа С-300 или более современные. Так, 18 июля 2014 года посол Исламской Республики в России Мехди Санаи заявил, что Иран считает расторгнутый в 2010-м контракт на поставку С-300 до сих пор действующим и надеется на получение от РФ этих систем или их более современных аналогов. 

В этом плане подписанное военное соглашение с Россией дает Тегерану определенные преимущества в приобретении вооружений и боевой техники российского производства. Россия, как и все другие страны-экспортеры вооружений, использует военно-техническое сотрудничество не только для получения коммерческой выгоды, но и в интересах укрепления своего международного влияния в отдельных регионах. К примеру, в конце 1990-х годов с Индией был заключен контракт на поставки самого современного Су-30МКИ, а Китай получает менее совершенные типы этого самолета. В советское время той же Индии были проданы первые МиГ-29, не поставлявшиеся даже в страны Варшавского договора.

Сергей Шойгу пригласил министра обороны и поддержки вооруженных сил Ирана бригадного генерала Хосейна Дехкана на Московскую конференцию по международной безопасности, которая состоится в апреле 2015 года. Диалог с Ираном, по словам министра обороны России, будет продолжен во время председательства России в Шанхайской организации сотрудничества. 

В Вашингтоне пока изучают информацию о визите министра обороны России в Тегеран. «Мы видели известия о встречах в Иране между российскими и иранскими правительственными должностными лицами для обсуждения военного сотрудничества и возможных соглашений», — заявил сотрудник Госдепа. Он напомнил, что Вашингтон считает неприемлемыми поставки в Иран российских зенитно-ракетных комплексов С-300. Американцы ещё не осознали того, что теперь у Москвы и Тегерана появилась прочная межгосударственная основа для развития военного сотрудничества. Для Ирана подобное соглашение с иностранным государством - не просто первое, а единственное. И для военной безопасности Ирана это сейчас намного важнее, чем реализация устаревшего контракта по С-300, чего так опасаются американцы, которые так и не вняли египетскому уроку, преподнесенному им Россией.