Зачем Вышеградской телеге пятое колесо?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Когда 16 декабря 2014 года министры иностранных дел Венгрии, Польши, Словакии и Чехии прибыли в Киев сообщить президенту Украины, что у них созрел грандиозный план в отношении того, как помочь его несчастной стране подготовиться к вступлению в Европейский союз, Петр Порошенко, не долго думая, заявил, что он, вообще-то, намерен присоединиться к их объединению, известному как Вышеградская четверка (В4). Министры вежливо улыбались и кивали головами, хотя в трех из четырёх этих голов, вероятно, крутилась мысль: «А зачем нам вообще это пятое колесо к телеге, которая и так уже скрипит и разваливается?»

Тут надо пояснить, что ещё 15 февраля 1991 года лидеры трех стран - Лех Валенса (Польша), Вацлав Гавел (Чехословакия) и Йожеф Антал (Венгрия) - организовали мальчишник на берегу Дуная в старой венгерской крепости Вышеград, где ещё в 1335 году  был заключён военный союз Польши и Венгрии против габсбургской Австрии. 

Советский Союз в то время дышал на ладан, и его бывшие союзники спешили прислониться к более сильному покровителю, о чем лидеры «новых демократий» мечтали давно и самозабвенно. Валенса, Гавел и Антал подписали так называемую Вышеградскую декларацию «о сотрудничестве в стремлении к европейской интеграции», в которой содержалось обещание исповедовать «европейские ценности» и координировать свои действия на пути их стран в ЕС и НАТО. Уже через десять дней, 25 февраля 1991 года, Чехословакия, Польша и Венгрия вышли из военной структуры Варшавского договора. 

Вот, собственно, и всё. Потому что в дальнейшем вся деятельность Вышеградской группы свелась к проведению ритуальных встреч и подписанию множества деклараций, заявлений и коммюнике с уверениями в преданности идее европейской интеграции и атлантическому сотрудничеству. Кому и что следовало делать, решали в Вашингтоне и Брюсселе. Каждая страна в группе В4 выполняла свою программу реформ, предписанную ей новыми «старшими братьями». 

Единственным инструментом «общей политики» четвёрки был и остается разве что Международный Вышеградский фонд, основанный в 1999 году для стимулирования связей между НПО стран-членов Вышеградской группы. Затем фонд переключился на финансирование проектов в государствах Восточной Европы и бывшей Югославии. 

Понимая, что обходиться одними политическими декларациями неудобно, Вышеградская тогда ещё тройка в декабре 1992 года заявила о создании Центральноевропейской ассоциации свободной торговли (CEFTA). Договор о CEFTA вступил в силу два года спустя, он постулировал сотрудничество стран В4 по таким направлениям, которые позволили бы им стать членами ВТО в качестве предварительного условия присоединения к Европейскому союзу. Когда в 2004 году Вышеградская группа получила членство в ЕС, она покинула CEFTA за ненадобностью. 

И тут оказалось, что после достижения странами В4 заветной цели - вступления в НАТО и Евросоюз - других общих интересов, которые наделяли бы смыслом это объединение, не просматривается. Венгрия, Словакия и Чехия предпочли вернуться к своей традиционной для бывших территорий Австро-Венгерской империи ориентации на рынки к западу и югу, а Польшу потянуло к не менее традиционным союзникам, странам Балтии и Скандинавии, а также на бывшие «коронные земли» - в Беларусь и на Украину. 

Здесь роль коварного соблазнителя вновь сыграла Австрия. Вена начала настойчиво намекать на очевидные выгоды, которые чехи, словаки и мадьяры получат от сотрудничества с австрияками, словенцами и хорватами в случае реализации инфраструктурных и энергетических проектов по линии «север - юг». Это открыло бы для Венгрии, Чехии и Словакии путь к берегам теплого Средиземного моря с вытекающими отсюда для их экономик преимуществами. 

Австрийское видение сближения Вышеградской четверки и Западных Балкан недвусмысленно напоминало о Центральноевропейской инициативе, которая в 1989 году была предложена Австрией, Италией и Югославией и к которой, если кто помнит, в 1996 году присоединилась Украина. Однако такой поворот никак не совпадал с планами Варшавы. 

Ощущая за собой поддержку Вашингтона и Лондона, Польша видит себя в будущем европейским «центром силы», близким по уровню влияния Германии и Франции. Варшава всегда фонтанировала военными инициативами, общий смысл которых сводился к тому, чтобы поставить Польшу в центр оборонной стратегии НАТО и ЕС на востоке. Для этого в дополнение к Боевой группе Веймарского треугольника (ФРГ – Франция - Польша) на западе ей необходимо создать вокруг себя некое подобие сетевой структуры, связав вместе Скандинавию на севере, Балтию на востоке и Вышеградскую четверку на юге. 

В мае 2011 года Польша выступила инициатором создания под ее руководством европейской Боевой группы В4 с перспективой подключения к ней Украины, что хорошо вписывалось в общий контекст особых отношений Польши со Швецией, лидером Боевой группы ЕС «Нордик» (Швеция, Норвегия, Финляндия, Ирландия, Эстония и Латвия), сотрудничества Вышеградской группы и так называемого Северо-Балтийского формата (Скандинавия, Балтия, Дания и Исландия), а также процесса формирования Польско-литовско-украинской бригады. Боевая Группа В4 должна заступить на дежурство в 2016 году. 

Украинский кризис дал повод Варшаве в июне 2014 года взять на себя формирование еще одной Боевой группы В4, которая, как планируется, будет готова в 2019 году. Обе группы будут участвовать в учениях НАТО, оставаясь формально вне структур альянса. Причем первая, возможно, будет преобразована в постоянно действующие силы быстрого реагирования. 

Таким образом, с подачи Польши Вышеградская группа обрела новый смысл существования – быть форпостом НАТО и ЕС на востоке. И всё, казалось бы, складывается для Варшавы хорошо, но есть нюансы. 

Во-первых, скандинавы, латыши и эстонцы, да и литовцы тоже предпочитают видеть Британию (а через нее – США) стержнем сотрудничества в Балтийском регионе, и Польша в этих обстоятельствах вряд ли может рассчитывать на лидерство. Во всяком случае, пока что она ограничилась созданием совместно с Латвией, Эстоний и Литвой «объединенного штаба… на случай возможной агрессии со стороны России». 

Во-вторых, Прага, Будапешт и Братислава не разделяют ни польских опасений касательно «агрессивных планов Кремля» в отношении Европы, ни энтузиазма поляков насчёт строительства новой «берлинской стены», изолирующей Россию от Европы. Чехия, Словакия и Венгрия, хотя и были вынуждены голосовать в ЕС за санкции против РФ, выказали достаточное понимание того, что главную роль в украинской трагедии сыграли бездарность и безответственность правящей в Киеве после Майдана клики и ее разрушительное по своим последствиям следование указаниям из Вашингтона вопреки интересам своей страны. 

Чехи, словаки и мадьяры вообще настороженно воспринимают претензии поляков на лидерство и стремительное наращивание Польшей военной мощи вкупе с заявлениями Варшавы о ее особой роли в «сдерживании России». В Праге, Братиславе и Будапеште резонно опасаются, что воинственная риторика Польши и навязывание им Украины в качестве партнера по «оборонному строительству» может втянуть их в спровоцированный Варшавой и Киевом конфликт с Россией, последствия чего будут для Европы плачевными. 

И, спрашивается, зачем Чехии, Словакии и Венгрии тянуть Украину в Вышеградскую четверку, если ее присутствие в этой группе не усилит, а ослабит их безопасность? Ради удовлетворения польских амбиций? Ради реализации польско-англосаксонской мечты о Междуморье (Intermarum), чтобы вновь расколоть Европу и вернуть ее западную часть под безраздельное господство США? Ради того, чтобы свозить Петра Порошенко в крепость Вышеград, где когда-то держали в заточении графа Дракулу, чтобы намекнуть ему на загубленные в Донецке и Луганске детские жизни? 

А если страны В4 к тому же сомневаются, зачем нужна общая «телега», на которой все хотят ехать в разные стороны, к чему вообще этой «телеге» пятое колесо? 

Примечание

1. Например: http://visegradplus.org/opinion/zurawski-vel-grajewski-poland-country-a…