Мобильная версия Сегодня: 31.05.2016 Обновлено в 12:56 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украина. «Чёрный лебедь» нашей Победы  
    О борьбе националистов Казахстана с...  
    Польше не нужны русские солдаты, лежащие в...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Путин призвал страны ЕАЭС подключиться к импортозамещению...

Необходимость позитивных перемен в Армении давно назрела - мнение...

Западные СМИ - о внутриполитических трансформациях в Турции...

Конференция ОБСЕ по противодействию терроризму стартовала в Берлине...

НАТО не вернется к прежним отношениям с Россией, заявили в Варшаве...

США утратили лидерство в рейтинге конкурентоспособности экономик IMD...

Контроль над украинскими АЭС перехватывает сомнительная компания...

Путин проведет переговоры с Назарбаевым в Астане...

Новый полигон в Крыму будет иметь многофункциональный характер...

Совместные с США военно-морские учения прошли в Таиланде...

Опрос: количество сторонников выхода Великобритании из ЕС выросло...

Генсек НАТО в предвкушении значительного роста расходов альянса в 2016 году...

Польша хочет отказаться от долгосрочных контрактов с "Газпромом"...

В городе Хомс вспыхнули бои между ВС САР и «Ан-Нусрой»...

В России создали самый мощный в мире лазер...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Иран: преодоление западных санкций и сотрудничество с Россией

Алексей БАЛИЕВ | 05.02.2015 | 00:00
 

Состоявшийся в конце января в Москве форум «РосИранНефтеХим-2015» вышел за рамки тематики, определённой его названием. Благодаря участию в форуме представителей Министерства нефти Ирана, комитета по энергетике Государственной Думы РФ, ведущих иранских нефтехимических компаний, российских инжиниринговых и торговых компаний, были рассмотрены возможности сотрудничества России и Ирана в период санкций Запада против нефтедобывающих и нефтехимических отраслей промышленности обеих стран.

Достигнутые в 2014 году договоренности между Ираном и РФ открывают новые перспективы расширения двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Многолетние санкции Запада против Ирана не только не удушили экономику этой страны, но и привели к быстрому развитию отраслей реального производства, энергетики, транспортной сети. Последовательно проводя курс на индустриализацию национальной экономики, иранское государство добивается максимально возможного замещения импорта.

Благодаря уверенному присутствию государства в иранской экономике вкладываются крупные средства в комплексную переработку добываемого в Иране сырья. Грамотно выстроена политика в отношении иностранных инвесторов и экспортеров, в том числе тех, которые научились успешно обходить западные санкции. В частности, в стране введены длительные периоды льготного налогообложения совместных предприятий и зарубежных инвестиций; созданы благоприятные возможности для вывоза прибылей иностранными инвесторами; используется широкий спектр валют для взаиморасчетов и капиталовложений; действует прозрачная законодательно-нормативная база в инвестиционной и внешнеторговой сферах и т.п.

В результате объем производства, например, нефтегазохимической продукции в Иране за последние 10 лет возрос более чем вдвое, а ее экспорта - почти в 4 раза. При этом объем иранского импорта нефтегазохимических технологий и товаров нефтегазохимии из США, Канады, Японии и стран Евросоюза сократился за тот же срок почти на 75%. Директор отдела проектов Национальной нефтехимической компании Ирана (ННКИ) Марзини Шахдани говорит, что «в 2015-2017 гг. в Иране будет создано не меньше 17 новых нефтегазохимических объектов, ориентированных как на растущий внутренний рынок, так и на экспорт, в том числе в Россию».

За те же 10 лет энергетические мощности в Иране увеличились почти вдвое; минимум в полтора раза возросла протяженность иранской железнодорожной сети; более чем на треть возросла пропускная способность иранских портов. Эти и многие другие экономические успехи ИРИ достигнуты благодаря целенаправленной финансово-экономической политике государства. 

Известный российский экономист Валентин Катасонов отмечает, что «Иран… стал своего рода учебным пособием, показывающим другим странам, как можно обходить санкции Запада». 35-летний опыт Исламской Республики в этом отношении поистине уникален.

Что касается нефтегазохимии, по уровню развития которой Иран близок к тому, чтобы войти в число мировых лидеров, то эта отрасль испытывает потребность в инвестициях и технологиях, которыми, по мнению иранской стороны, располагают российские профильные компании и предприятия. «Нефтегазохимия Ирана, - поясняет Раджаф Сафаров, руководитель Центра изучения современного Ирана, - производит всё более широкий ассортимент продуктов с превышением внутреннего спроса. Потому растет экспорт этой продукции и в Россию. Но многие сектора иранской нефтегазохимической программы, особенно в части изготовления современной продукции с меньшей сырьевой и энергетической ёмкостью, требуют технологий, которыми обладает Россия. А с учетом активного развития взаимовыгодных связей с РФ в Иране полагают, что вполне возможно и обоюдовыгодно российское содействие в реализации этой программы».

Если в начале 2000-х гг. продукты иранской нефтегазохимии ввозили 5 российских фирм, то к концу 2014-го - уже 15. Ассортимент иранского нефтегазохимического экспорта в Россию превышает в настоящее время 20 наименований. Срок этих поставок в столичный регион России - не больше 8 суток, что очень устраивает поставщиков. В связи с растущим спросом на эту иранскую продукцию в 2015-2016 гг. планируется создать склады иранских товаров, производимых иранской нефтегазохимической промышленностью, в российских портах Астрахань и Махачкала. 

В этом сотрудничестве обе стороны стремятся уйти от долларовых взаиморасчетов. «Взаиморасчеты в национальных валютах или в китайских юанях и других валютах предотвращают завышение цен во взаимных поставках при расчетах в долларах США и существенно ускоряют процесс платежей - с одной-двух недель до одного-двух дней. Поэтому намечено развивать взаиморасчеты и через российско-иранские нацвалютные аккредитивы», - отмечают специалисты Национальной нефтехимической компании Ирана.

Возможно, пришло время взглянуть на проблему российско-иранского торгово-экономического сотрудничества шире. Как отмечает член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов, «Иран и Турция откровенно говорят о том, что они хотели бы сформировать зону свободной торговли с РФ и ЕАЭС в целом». По многим экспертным оценкам, создание такой зоны позволит увеличить объем российско-иранской торговли более чем вдвое и расширить ее ассортимент минимум в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2013-2014 гг. Плюс к тому общая стоимость действующих и возможных российско-иранских экономических проектов превышает 100 млрд. долл., а их реализация позволит пополнять бюджеты каждого государства минимум по 1,5 млрд. долл. ежегодно.

 
Метки: США Иран Россия Ближний Восток
 

 
Рейтинг: 4.7 (33)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ТОМБЕРГ

Газовые метания Польши

...Политика Польши в области газового сотрудничества с Россией давно уже не приносит полякам ничего хорошего. Подавляющая доля электроэнергии в стране вырабатывается из угля, часто низкокачественного. Это скоро приведёт к столкновению польских экологических реалий с общеевропейской низкокарбоновой идеологией. Здесь российский газ мог бы оказаться панацеей - с точки зрения и цены, и доступности, и обязательности поставщика. Однако многочисленные заявления польских чиновников от энергетики заставляют сильно сомневаться не только в их компетентности, но и вообще в желании вести добропорядочное сотрудничество с Россией.

31.05.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСК РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Алексей БАЛИЕВ


все статьи