К принятию новой резолюции СБ ООН по Украине

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

17 февраля Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 2202.

Резолюция одобрила «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», принятый и подписанный в Минске 12 февраля 2015 года, а также «приветствовала» Декларацию президентов России, Франции, Украины и канцлера ФРГ в поддержку этого «Комплекса мер» и выраженную ими в ней неизменную приверженность выполнению Минских соглашений.

Кроме того, резолюция призвала все стороны обеспечить полное выполнение «Комплекса мер», включая предусмотренное в нем всеобъемлющее прекращение огня.

Наконец (и это очень важный ход российской дипломатии, которая подготовила проект документа), резолюция содержит два приложения, в которых приведены аутентичные тексты обоих документов – «Комплекса мер» и Декларации президентов. О важности этого «технического» момента чуть ниже.

Главными пунктами «Комплекса мер по выполнению Минских договорённостей» являются:

1) прекращение огня в ряде районов Донецкой и Луганской областей Украины начиная с 15 февраля;

2) создание зоны безопасности между противостоящими сторонами;

3) установление минимальной ширины такой зоны отдельно по каждому виду вооружения; (1) 

4) отвод всех тяжелых вооружений как средство обеспечения зоны безопасности (2), на который отводится 14 дней;

5) обеспечение эффективного мониторинга и верификации режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ;

6) начало переговоров (в тексте использовано слово «диалог») сразу после отвода войск о проведении местных выборов; (3) 

7) определение конкретной территории, на которую распространяется особый режим по закону от 19 сентября 2014 г.;

8) амнистия и помилование; (4) 

9) освобождение и обмен всех заложников по принципу «всех на всех»; (5) 

10) обеспечение безопасности при доставке и распределении гуманитарной помощи;

11) определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей; (6)

12) восстановление полного контроля над государственной границей властями Украины во всей зоне конфликта; (7)

13) вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников;

14) разоружение всех незаконных групп;

15) проведение конституционной реформы. (8) 

Данный план вполне обоснованно был представлен в качестве международно-правового документа и получил одобрение главного органа по поддержанию международного мира и безопасности. «Международная составляющая» Минских соглашений теперь весьма внушительна. Под международный контроль поставлен практически каждый пункт – от вывода всех иностранных вооружённых формирований до восстановления банковской системы и проведения выборов. Главными субъектами международного раздела Минских соглашений названы ОБСЕ и Трехсторонняя контактная группа. (9)

Задачи по выполнению Минских договорённостей стоят сложные. Вовлечённость иностранного фактора в украинский вооружённый конфликт достигла высокого уровня интенсивности. Кроме заявления президента России В.В.Путина об уже идущих поставках оружия из США, имеется информация касательно и других стран. Разгорается скандал с поставками оружия на Украину из Чехии. (10) Имеется информация о готовящихся поставках оружия и боеприпасов из Боснии и Герцеговины. (11) Хорваты участвуют в вооруженных действиях на стороне Киева в качестве наёмников… (12)

Как уже сказано, включение текстов «Комплекса мер» и Декларации президентов явилось важным и далеко не техническим моментом. Проект резолюции был представлен членам Совета Безопасности ещё в воскресенье 15 февраля для немедленного принятия, но произошла заминка, длившаяся до среды 17 февраля. Как выяснилось на заседании Совета, об этом прямо сказал В.И.Чуркин, ряд делегаций попытались вычленить те или иные пункты Минских соглашений, умолчав о других. В этих условиях включение полных и аутентичных текстов соглашений в качестве части резолюции 2202 стало важнейшим дипломатическим ходом, который, однако, вызвал явную неприязнь со стороны Украины. Это было видно как на самом заседании Совета Безопасности по обсуждению проекта резолюции 2202, представленного Россией, так и после него. Во время самого заседания представитель Украины в СБ ООН Ю.Сергеев пытался всеми силами вновь возлагать ответственность за конфликт на Россию. 

Практически сразу после принятия и обнародования резолюции СБ ООН № 2202 украинские власти попыталась сорвать Минские договорённости, выдвинув требование о введении на территорию Украины войск ООН. 

19 февраля Совет национальной безопасности и обороны Украины одобрил обращение к ООН и Евросоюзу касательно развертывания на территории Украины миссий по поддержанию мира и безопасности. Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что «был рассмотрен вопрос и принято решение обратиться к ООН и ЕС касательно развертывания на территории Украины операций по поддержанию мира и безопасности». О том, что это единая позиция украинских верхов, говорят слова Турчинова, заявившего, что Украина «подготовит обращение, а Верховная рада поддержит этот документ». (13)

Подобные «инициативы» прямо противоречат Минским договорённостям, согласно которым в Донецкой и Луганской народных республиках могут создаваться свои милиции, а наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ.

* * *

Принятую резолюцию Совета Безопасности ООН № 2202 следует рассматривать как часть единой дипломатической и международно-правовой операции по принуждению к миру, начавшейся с приезда канцлера ФРГ и президента Франции в Москву 6 февраля. Имеются, впрочем, основания полагать, что на самом деле эта операция началась в декабре 2014 года во время молниеносного визита в Москву Ф.Олланда и его встречи в аэропорту с В.Путиным. Вероятно также, что в начале января операция по принуждению к миру была насильственно остановлена теми же силами, которые организовали теракт против еженедельника «Шарли Эбдо». Сейчас, несмотря ни на что, операция по принуждению к миру на Украине продолжается.

____________________
(1) Для артиллерийских систем калибром 100 мм и более установлен минимум в 50 километров; для РСЗО – 70 километров; и для РСЗО определённых видов («Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка»/«Точка У») – 140 километров.
(2) Установлены различные исходные линии и для вооруженных формирований ДНР и ЛНР: для украинской армии отсчёт должен вестись от фактической линии соприкосновения, а для армий ДНР и ЛНР - от линии соприкосновения согласно Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года.
(3) Проведение выборов связано со следующими условиями: их проведение в соответствии с украинским законодательством, и в частности с законом «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». 
(4) Амнистия должна быть обеспечена путем введения в силу закона, «запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины».
(5) На исполнение этого пункта отведено не более пяти дней после отвода войск.
(6) Прежде всего, под «социально-экономическими связями» понимаются социальные переводы, такие как выплата пенсий, поступления и доходы, своевременная оплата всех коммунальных счетов, возобновление налогообложения «в рамках правового поля Украины». Предусматривается, что Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом. Не исключается создание международного механизма для облегчения таких переводов.
(7) Данное восстановление должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования к концу 2015 года.
(8) Предполагается, что к концу 2015 года должна вступить в силу новая конституция Украины, в которой в качестве ключевого элемента будет предусмотрена децентрализация с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Эти особенности подлежат согласованию с представителями этих районов. Предполагается также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с рядом мер (освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с вооруженным конфликтом; языковое самоопределение; участие органов местного самоуправления в назначении определённых органов власти и др.)
(9) В состав группы входят: представители ЛНР и ДНР, бывший президент Украины Л.Кучма, Россия и Посол Хайди Тальявини (Швейцария).
(11) См. сообщение МИД России от 29 января 2015 года («Комментарий официального представителя МИД России в связи с предполагаемой поставкой боснийско-герцеговинских боеприпасов на Украину»)
(12) См. сообщение МИД России от 29 января 2015 года («Комментарий МИД России по поводу участия хорватских наемников в боевых действиях на Украине»)
(13) tass.ru