Мобильная версия Сегодня: 28.08.2016 Обновлено в 00:03 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

Глава Генштаба ВС Белоруссии высоко оценил учения "Нерушимое братство"...

Сирийские силовики взяли под контроль город Дарайа...

Французский партнёр просит Россию прекратить операцию в Сирии...

Мутко заявил, что доклад Макларена сфальсифицирован...

NI включил российский Т-90 в список топ-5 самых мощных танков мира...

В Киеве радикалы напали на здание Россотрудничества...

Минтранс: говорить о возобновлении чартерного авиасообщения между РФ и Турцией рано...

США пытаются продлить агонию террористов в Сирии - мнение...

Спецназ и авиацию ЗВО и ЦВО в ходе внезапной проверки решено перебросить на юг...

Лидеры европейских стран осудили ФРГ за навязываемую ЕС миграционную политику...

СМИ: российские арктические пехотинцы пойдут в бой на квадроциклах...

Лавров и Керри выступили против отделения курдов от Сирии...

РПК атаковала штаб турецкого спецназа в Джизре...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА

Коммерциализация советской истории, или Попытка откровенного вымогательства

Валентин КАТАСОНОВ | 03.03.2015 | 09:06
 

В статье «Игра без правил: правовой империализм против России» я писал о том, что в ближайшее время в рамках развёрнутой Западом кампании Россия может оказаться объектом компенсационных требований со стороны некоторых бывших советских республик под предлогом нанесения им ущербов в период «советской оккупации». Нередко подобные требования называют «оккупационными репарациями». Они строятся на обвинении СССР в том, что он якобы «оккупировал» Эстонию, Латвию, Литву, а также Молдавию. Поэтому, говорят организаторы выдвижения этих требований, Российская Федерация, будучи правопреемником Советского Союза, должна покрыть убытки, возникшие в этих государствах в период 1940-1991 гг. В некоторых претензионных документах период «советской оккупации» растягивается до 1993 года включительно. В основе этой грубой попытки государственного вымогательства лежит тотальная фальсификация советской и мировой истории. 

О методе расчета ущербов от «советской оккупации»

Методик расчета ущерба прибалтийскими государствами несколько, а главное состоит в том, что в качестве «эталонов» для расчета «пострадавшие» берут наиболее развитые европейские страны - Финляндию, Норвегию, Данию. Прибалтийские «жертвы оккупации» исходят из того, что они по уровню своего развития в 1939 году были сопоставимы с такими благополучными странами. А полвека нахождения в «оккупации», мол, привело их в плачевное состояние. Этот гипотетический убыток и подсчитывают. 

На самом деле государства Прибалтики накануне Второй мировой войны имели более низкий уровень экономического развития и жизни, чем названные «эталонные» страны. Кроме того, если брать на вооружение такой подход, всему третьему миру надо начать подготовку мощнейшего иска к странам «золотого миллиарда». В ХХ веке разрыв между «бедным Югом» и «богатым Севером» невероятно возрос. Многие некогда процветавшие страны Азии, Африки и Латинской Америки опустились за столетие на дно. Взять, к примеру, Аргентину, которая большую часть ХХ века входила в первую десятку стран мира по основным экономическим показателям и была эталоном благополучия. И где она сейчас? По данным МВФ, в 2013 году Аргентина занимала лишь 23 место в списке стран, ранжированных по величине ВВП. 

Большая часть ХХ века - это период колониальной и неоколониальной оккупации стран Юга небольшой горсткой империалистических держав – Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами, Португалией, Соединенными Штатами и др. Даже Дания, которую «жертвы советской оккупации» используют в качестве «эталона», в прошлом имела колонии. 

Развитие СССР и входивших в него республик было намного более динамичным, чем развитие стран Запада. С этим не спорят даже западные экономисты. Находясь в составе Советского Союза, будущие «жертвы оккупации» имели значительные преимущества, и их экономическое развитие было опережающим по сравнению с некоторыми другими республиками, в частности РСФСР. А вот с 1989 года начался процесс «эмансипации» прибалтийских республик от СССР, до этого входивших в единый народнохозяйственный комплекс Советского Союза. Такая «эмансипация» крайне болезненно сказалась на экономике данных республик. А в качестве базы для расчетов ущерба сначала использовали 1991 год, а затем – 1993 год. Прибалтийские республики были уже независимыми, их экономика на глазах рушилась, и в 1993 году показатели экономики были намного ниже, чем в 1991 году, а тем более в 1989 году. 

Фальсификаторам экономической истории можно дать бесплатный совет: для «накручивания» ущерба за базу расчетов ущерба взять не 1991-й или 1993 год, а 2013-й или 2014 год. Если брать нефальсифицированную статистику, то объемы реального валового внутреннего продукта в прибалтийских республиках (а также в Молдове) снизились по сравнению с «советским максимумом» (1989 год) примерно в 2 раза. И затем приписать это падение не благодетелям из Вашингтона и Брюсселя, превратившим новые «демократические» государства в периферию мирового капитализма, а «советскому тоталитаризму». А если говорить серьезно, бывшим советским республикам свой пыл репарационных требований следовало бы переориентировать с Москвы на Вашингтон и Брюссель. 

Еще один недобросовестный метод расчета ущербов

Еще один метод расчета ущербов, который применяют «жертвы советской оккупации», - денежная оценка человеческих жертв. Не погружаясь в детали подобного рода расчетов, отмечу два момента. 

Первый момент. Сами количественные оценки рассчитываются как убыль населения «оккупированных» государств. Однако убыль может быть вызвана самыми разными причинами. При чём тут «советская оккупация»? Из тех же прибалтийских республик многие переместились на запад (в Европу и Америку), другие – на восток (в Советский Союз). Если бы не успели переместиться, то действительно стали бы жертвами войны. Имеется и множество других фальсификаций, связанных с количественными оценками «жертв советской оккупации», анализ которых не вписывается в формат статьи. 

Второй момент. Если бы не советская власть, сегодня о Латвии, Эстонии, Литве, может быть, вообще бы никто не вспоминал, они попросту не существовали бы как нации и государства, сгорев в пламени мировой войны. Советский Союз спас эти нации от уничтожения. В ответ там компенсацию. Компенсацию за что? За то, что остались живы? Тогда России надо предъявить встречный счет, основанный как раз на методике денежной оценки реальных, а не виртуальных жертв войны в Прибалтике. В международной практике соответствующие методики подсчёта имеются. Например, в августе 2003 года правительство Ливии официально взяло на себя ответственность за взрыв авиалайнера Boeing-747 над шотландским городом Локерби в 1988 году и согласилось уплатить 2,7 млрд. долларов компенсации родственникам жертв воздушного теракта. Жертвами той трагедии стали 259 пассажиров и членов экипажа, а также 11 жителей домов, разрушенных обломками лайнера. Получается примерно по 10 млн. долларов на семью погибшего в результате той катастрофы. 

Напомним, сколько погибло советских воинов, освобождавших Прибалтику: (тыс. человек): Латвия – 150; Литва – 200; Эстония – 150. Базируясь на компенсациях, примененных к жертвам упомянутой выше авиакатастрофы 1988 года, получаем следующие суммы российских компенсационных требований (трлн. долл.): Латвия – 1,5; Литва – 2,0; Эстония – 1,5. Итого по трем прибалтийским государствам сумма компенсационных требований России за человеческие жертвы в годы Второй мировой войны – 5 (пять) триллионов долларов (1). Для сравнения: ВВП Латвии, Литвы и Эстонии в 2012 году был равен соответственно 28, 70 и 22 млрд. долл. В совокупности получается 120 млрд. долл. Компенсационные требования России за человеческие потери в годы Второй мировой войны (если бы Россия их выставила) превысили бы совокупный годовой ВВП трех прибалтийских республик более чем в 40 раз. 

Мы уже не говорим о той гигантской экономической помощи, которую Москва предоставляла на протяжении полувека прибалтийским республикам. 

Социальный заказ

Все фальсификации такого рода рождаются в комиссиях, специально созданных властями новых государств, для оценки ущербов от «советской оккупации» и подготовки компенсационных требований к Российской Федерации. Документы и расчеты, выходящие из недр этих комиссий, представляют собой концентраты откровенных глупостей, лжи и подтасовок. При этом работают в комиссиях люди учёные, просто платят за выполнение социального заказа. От кого исходит заказ? 

Во-первых, от властей этих стран, которые судорожно ищут деньги на затыкание различных дыр в бюджете. Во-вторых, от Вашингтона, который рассматривает «компенсационные требования» к Российской Федерации как еще одно средство раздувания антироссийской истерии и одновременно дестабилизации Европы. Для того чтобы работа комиссий шла резвее, дядя Сэм подбрасывает кое-какие гранты на проведение нужных «исследований». Такие подачки попадают в страны «новой демократии» по каналам американских благотворительных фондов, за которыми стоят реальные заказчики - различные государственные органы и ведомства США. 

Компенсационные требования бывших советских республик к Российской Федерации можно рассматривать как многофункциональное оружие Запада в его противостоянии России. 

Во-первых, это оружие идеологической, психологической и информационной войны против России (Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации). Такая война ведётся на принципах тотальной фальсификации всемирной и российской истории, она призвана облегчить переход «холодной» фазы агрессии против России в «горячую» фазу. 

Во-вторых, это оружие экономической войны. Алгоритм действий на этом направлении примерно таков. При всей несостоятельности и полной неграмотности обоснований сумм ущербов они, скорее всего, будут трансформированы в некие компенсационные требования, которые будут утверждены парламентами «пострадавших» государств, а затем в виде исков будут переданы в международные суды. «Беспристрастные» и «справедливые» суды вынесут свои вердикты. Можно не сомневаться, какими эти вердикты будут (вспомним вынесенное этим летом решение международного Гаагского суда о выплате Россией 50 млрд. долл. в пользу иностранных акционеров ЮКОСа). После того как Россия отказывается от исполнения судебных решений, Запад организует новую серию экономических санкций, которые можно назвать конфискационными. Будут заморожены (арестованы, конфискованы) валютные резервы Российской Федерации (сумма их в настоящее время около 400 млрд. долл.). Если этого окажется недостаточно, то будут арестованы (конфискованы) иные зарубежные активы. Суммы таких активов у России на сегодняшний день измеряются сотнями миллиардов долларов (прежде всего, активы офшорных компаний, офшорные банковские счета, недвижимость на Западе и др.). Всё это можно и нужно предвидеть, и готовящаяся атака на Россию не должна застать её врасплох.

(1) Юрий Баранчик. Сколько нам должны прибалты?

 
Метки: Россия СССР Латвия Эстония Литва
 

 
Рейтинг: 4.9 (68)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Игорь ШУМЕЙКО

США: такая необычная президентская кампания

...То, что проходящая кампания по выборам президента США имеет ярко выраженные особенности, американцам видно очень хорошо. Другое дело, насколько получается эти особенности объяснить. Основатель и член редакционного совета журнала Defence Strategic Communications Дж. Майкл Уоллер пишет, например, на сайте Forbes: «Впервые с 1950-х годов деятельность России, направленная на подрыв политического процесса в США, стала фактором президентской кампании. Очередная шпионски-пропагандистская операция Кремля — «слив» через WikiLeaks переписки Национального комитета Демократической партии — достигла желаемого политического эффекта»...

27.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи