Мобильная версия Сегодня: 29.08.2016 Обновлено в 00:01 | Выберите дату
 
 
на главную страницу карта сайта написать письмо
В избранное RSS


ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
О Нас
Авторы
Контакты
    Украинский терроризм в Крыму. Точка...  
    ВКС вернутся в Сирию  
    Попытка мятежа в Казахстане. Угроза...  
  ГЛАВНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА АВТОРСКАЯ КОЛОНКА  
 
 
 
ВЫБЕРИТЕ РЕГИОН

Get Adobe Flash player

 
 
 
НОВОСТИ
 
 
Число погибших ливийских военных при атаке на "ИГ" в Сирте возросло до 28...

Эрдоган обозначил цели борьбы с курдами в Сирии...

Президент Узбекистана попал в больницу...

Вице-канцлер Германии заявил о провале переговоров об «экономическом НАТО»...

Министр обороны Швейцарии: Террористическая угроза в стране возросла...

AFP: в результате турецких обстрелов позиций курдов в Сирии погибли 35 мирных жителей...

Вице-канцлер Германии дистанцировался от политики Меркель в отношении беженцев...

ВДВ и морпехи переброшены в Крым и на Кубань...

Половина жителей Германии против Меркель на посту канцлера...

Аэропорт Диярбакыра попал под ракетный обстрел...

Турция понесла первые потери в Сирии...

Мэры курортных городов Франции отказались признавать законность буркини...

СМИ: Анкара требует от Берлина дистанцироваться от резолюции о геноциде армян...

Европол: террористическая активность ДАИШ будет расти...

Турция объявила «тотальную войну» террористическим группировкам...

все новости
 
 
 
 
Соц. сети
 
 



 
 
 
вернуться версия для печати
 
ПОЛИТИКА | ЭКОНОМИКА

Мировой государственный долг – главный фактор дестабилизации мировой экономики

Валентин КАТАСОНОВ | 09.03.2015 | 00:00
 

Завершая разговор о состояния мирового долга, начатый в статьях «Панорама мирового долга» и «Мировой долг: верхняя и нижняя части айсберга», выделим вывод, который делают авторы доклада консультационной фирмы McKinsey: мировой государственный долг стал главным фактором дестабилизации финансовой и экономической обстановки в мире. Необходимо срочно искать пути если не снижения мирового государственного долга, то хотя бы торможения его роста. Если первая волна мирового кризиса была спровоцирована, прежде всего, быстрыми темпами наращивания долга финансового сектора, корпоративного долга и долга сектора домашних хозяйств, то вторую волну кризиса, вероятнее всего, породит рост государственного долга.

Данные доклада фирмы McKinsey позволяют составить список первых десяти стран с наиболее высоким относительным уровнем государственного долга в 2014 году (% ВВП):

1.      Япония – 234

2.      Греция – 183

3.      Португалия – 148

4.      Италия - 139

5.      Бельгия – 135

6.      Испания – 132

7.      Ирландия - 115

8.      Сингапур – 105

9.      Франция – 104

10.  Великобритания – 92.

То, что Соединённые Штаты не вошли в первую десятку, оказавшись на 11-м месте с показателем, равным 89% ВВП, сразу вызывает сомнения, поскольку даже, согласно официальной статистике США, относительный уровень государственного долга США уже в 2011 году перевалил за 100% ВВП, а в 2013 году составил 106,6% ВВП. В 2014 году, согласно предварительным оценкам, государственный долг США достиг 109,9% ВВП.

На другом полюсе находятся страны с наиболее низким относительным уровнем государственного долга (% ВВП):

1.      Саудовская Аравия – 3

2.      Российская Федерация – 9

3.      Чили – 15

4.      Аргентина – 19

5.      Перу – 19

6.      Индонезия – 22

7.      Австралия – 31

8.      Китай - 31

9.      Колумбия – 32

10.  Норвегия – 34.

Обращает на себя внимание, что в списке стран с наименьшим уровнем государственного долга преобладают страны развивающиеся, тогда как наиболее высокий уровень государственного долга зафиксирован в экономически развитых странах.

Наиболее крупный государственный долг у США. В прошлом году он составлял, по оценкам, около 18 трлн. долл. На втором месте Япония -  10,5 трлн. долл., на третьем месте Китай - около 5,5 трлн. долл. Совокупный государственный долг трёх указанных государств (США, Япония, Китай) составляет около 34 трлн. долл., или примерно 58-60% всего мирового государственного долга.

Для сравнения: на середину 2014 года государственный долг России составлял около 50 млрд. долл., или менее 0,1% мирового государственного долга. Всё это нелишне напомнить сегодня, когда рейтинговые агентства, входящие в «Большую тройку», присвоили или грозят присвоить России «мусорный» рейтинг. Доклад McKinsey подводит к выводу: рейтинговые оценки «Большой тройки» находятся почти в обратно пропорциональной зависимости от уровней государственного долга рассматриваемых стран.

В табл. 1 приведены десять стран, у которых наблюдался наибольший прирост относительных уровней государственного долга в период 2007-2014 гг. В этом списке оказались страны группы  PIGS, но недалеко от них находятся Япония, Италия, Франция. А США по абсолютному приросту государственного долга далеко превзошли всю группу PIGS.

Табл. 1.

Страны с наибольшим относительным приростом государственного долга за период 2007-2014 гг.

Страна

Долг/ВВП в 2007 г., %

Долг/ВВП в 2014 г., %

Прирост, проц. пункты

Ирландия

22

115

93

Испания

40

132

92

Португалия

65

148

83

Греция

113

183

70

Япония

171

234

63

Великобритания

42

92

50

Италия

92

139

47

Нидерланды

45

83

38

Франция

66

104

38

США

54

89

35

В табл. 2 приведен список стран, которые сумели снизить относительный уровень государственного долга в 2007-2014 гг. Таких стран из 47, рассмотренных в докладе McKinsey, набралось всего 9. Между прочим, в указанном списке лишь одна страна из группы богатого Севера (Норвегия), остальные страны (не считая Израиль) представляют бедный Юг.

Табл. 2.

Страны с относительным сокращением государственного долга за период 2007-2014 гг.

Страна

Долг/ВВП в 2007 г., %

 

Долг/ВВП в 2014 г., %

 

Сокращение, проц.

пункты

Норвегия

50

34

-16

Саудовская Аравия

18

3

-15

Аргентина

33

19

-14

Перу

29

19

-10

Индия

71

66

-5

Индонезия

27

22

-5

Израиль

71

67

-4

Турция

39

35

-4

Филиппины

43

40

-3

Авторы доклада предполагают, что большинство стран мира в ближайшие годы будет продолжать наращивать свой государственный долг как в абсолютном, так и относительном выражении. Особенно это относится к так называемым экономически развитым странам. Эти страны могли бы обойтись без наращивания долга в том случае, если бы имели достаточно высокие и устойчивые темпы прироста экономики, что позволяло бы обслуживать и погашать долги по ранее взятым кредитам и займам. Однако проблема заключается в том, что многие из этих стран имеют темпы экономического роста, близкие к нулю или даже отрицательные. Авторы доклада попытались сделать оценку темпов экономического роста, при которых страны могли бы не прибегать к рефинансированию старых долгов за счет получения новых займов и кредитов. Оценки по отдельным странам приведены в табл. 3.

Табл. 3.

Оценки темпов экономического роста, при которых возможно прекращение дальнейшего увеличения государственного долга

Страна

Фактические реальные темпы прироста ВВП в 2014 году, %

Темпы прироста ВВП, минимально необходимые для остановки роста государственного долга, %

Дефицит прироста ВВП, процентные пункты.

 

(2) – (1)

 

(1)

(2)

(3)

Испания

-2,3

2,6

4,9

Япония

-5,4

-1,3

4,1

Португалия

+0,1

+3,7

3,6

Франция

-2,3

+0,2

2,5

Италия

+1,7

+3,6

1,9

Великобритания

-2,7

-0,8

1,9

Финляндия

-1,6

-0,3

1,3

Нидерланды

-1,0

0,1

1,1

Бельгия

+0,1

0,8

0,7

США

-1,0

-0,8

0,2

Как видно из табл. 3, особенно трудно отказаться от дальнейшего наращивания государственного долга таким странам, как Испания, Япония, Португалия, Франция, Италия, Великобритания. Для этого, по мнению авторов доклада, нужна радикальная структурная перестройка экономики. Авторы доклада намекают, что необходимы какие-то международные решения, связанные с торможением дальнейшего роста государственного долга, для того чтобы разорвать возникший порочный круг «государственный долг – экономический рост». Начать структурные реформы экономики в условиях непрерывного роста государственного долга крайне сложно или даже нереально. Необходимо либо частичное списание долга, либо введение моратория на обслуживание и погашение государственного долга.

О том же говорят и предложения пришедшей к власти в Греции коалиции левых сил СИРИЗА. Новое правительство Греции пытается договориться с Брюсселем о частичном списании государственного долга (он почти исключительно является внешним долгом) и/или введении моратория на обслуживание и погашение долга на время, пока греческому государству не удастся вывести экономику страны из состояния стагнации. Мораторий по долгам, по мнению нового правительства Греции, можно будет отменить лишь после того, когда экономика сможет давать прирост ВВП хотя бы 4-5% в год. А для этого следует отказаться от драконовских мер экономии, которые до сих пор навязывались Греции тройкой кредиторов (Международным валютным фондом, Европейским центральным банком и Европейской комиссией). Подобного рода «экономия» создает обратный эффект: снижает платежеспособный спрос со стороны населения и усугубляет экономическая стагнацию. 

 
Метки: США Китай Европейский Союз Россия Япония Греция Саудовская Аравия
 

 
Рейтинг: 4.8 (68)      Ваша оценка: 1 2 3 4 5     
 
Отправить по почте

 
 
 
 
АВТОРСКАЯ КОЛОНКА
    Нил НИКАНДРОВ

О политике Ирана в Латинской Америке

Визит министра иностранных дел Ирана Мохамеда Джавада Зарифа в Латинскую Америку многие назвали «началом новой главы» в отношениях между Ираном и странами этого континента. За шесть дней (21-27 августа) глава иранской дипломатии посетил Кубу, Никарагуа, Эквадор, Чили, Боливию и Венесуэлу... Выпадов по адресу США Джавад Зариф во время поездки старался избегать, но в целом иранская дипломатия следует установке аятоллы Али Хаменеи: «Было бы неправильно считать, что мы можем достичь компромисса с Соединёнными Штатами, поскольку главный предмет нашего спора – само существование Исламской Республики Иран, а этот вопрос не может быть решён за столом переговоров».

28.08.2016
 
 
 
 
 
 
УПОМИНАЕМЫЕ
 
 
 
70-летие Победы AIIB AIPAC ALBA Amnesty International Anonymous Bank of America BBC BlackRock CARICOM CDS CELAC Chatham House Chevron CNN CNPC DARPA DEA Dragon Family EASA ELNET ENI ExxonMobil Facebook FARC FEMA Financial Stability Board Fitch Franklin Templeton Freedom House G20 G7 G8 GATA Global CST Goldman Sachs Google Green Group Guardian Heritage Foundation HSBC Human Rights Watch ICAO ISAF JPMorgan KFOR Local Exchange Trading System Mercosur Microsoft Moody's Nabucco NAFTA NED NPD NSU PEGIDA Podemos PRIME Finance PRISM Shell Siemens Standard & Poor's StatOil Stratfor SWIFT TANAP TAP TAPI TeleSur The Foreign Policy Initiative Total Transparency International TTIP Twitter UNASUR USAID USCENTCOM Vanguard Group Volkswagen WADA Wells Fargo WikiLeaks «Ансар Аллах» «Джунд-аль-Халифат» «Исламское государство» «Корпус мира» «Набукко» «Нация ислама» «Оккупируй Уолл-стрит» «Открытое правительство» «Прометей» «Турецкий поток» «Череп и кости» АБИИ Аль-Джазира Аль-Каида Альтернатива для Германии АНБ Армия Крайова АСЕАН АТАКА АТЭС АФИСМА Африканский Союз Аш-Шабаб АЭС Базельский комитет Банк международных расчётов Белтрансгаз Бильдербергская группа БНД Боко Харам Братья-мусульмане БРИКС Бритиш Петролеум Ватикан ВДВ Венецианская комиссия Вестингауз Вишеградская группа ВКО ВМФ Всемирный банк ВТО ВЭФ Гаагский трибунал Газпром ГЛОНАСС Гринпис Давосcкий форум Движение неприсоединения Джеймстаунский фонд Дойче банк Евразийский союз ЕврАзЭС Еврокомиссия Европейский еврейский парламент Европейский еврейский союз Европейский Союз Европейский суд по правам человека ЕУЛЕКС ЕЦБ Интерпол Йоббик Казмунайгаз КиберБеркут Комитет 147 Константинопольский Патриархат Красный Крест КСИР Ку-Клукс-Клан Курдская рабочая партия Либерия Лига арабских государств лоббизм Лукойл МАГАТЭ Мальтийский орден МБТЮ МВФ Международный арбитражный суд Международный олимпийский комитет Международный Суд ООН Международный уголовный суд Меркосур Моджахедин-э Халк МОК Монсанто МОССАД МЭА НАТО Нафтогаз Украины ОАГ ОБСЕ ОДКБ ОЕОУ ОЗХО ООН ОПЕК ОУН-УПА ОЭСР Панъевропейское движение ПАСЕ Пентагон пентархия ПОЛИСАРИО ПРО РВСН РЖД Росатом Роскосмос Роснефть Рособоронэкспорт Ростехнологии РПК РУМО Русская Православная Церковь РЭНД СБ ООН Сбербанк России СДПГ Северный поток СИРИЗА Сколково СНГ Совет Европы Совет по международным отношениям СССПЗ СЯС Талибан Тамарруд Таможенный Союз Тихоокеанский Альянс Трёхсторонняя комиссия ТТП УГКЦ Украинская Православная Церковь ФАТФ ФАТХ ФБР ФИФА ФРС ФСБ ФСЕНМ ФСКН ФСЭГ ХАБАД ХАМАС ХДС/ХСС Хизб-ут-Тахрир Хизбалла ЦАРЕС ЦАХАЛ ЦБ ЦРУ Черноморский флот Чёрный блок ШОС ЭКОВАС ЭТА ЮжМаш Южный поток ЮКОС ЮНЕСКО
 
 
 

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Точка зрения редакции сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей.

 
 
© Фонд Стратегической Культуры

RSS

Главная Политика История и культура Архив Авторы Рекомендуемое
  Экономика Авторская колонка О нас Контакты

 

Валентин КАТАСОНОВ

Профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


все статьи